Социальная сеть как коммуникативная среда
С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные - для виртуального взаимодействия индивидов. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников, клонируются, взаимно пересекаются, приумножая возможности обмена различными видами контента и перекрестных ссылок. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.
Информационное пространство - это та среда, в которой находится человек от рождения и до самой смерти. Именно информация плотно окутывает человека в течение всей его жизни. Каждое мгновение человеческий организм принимает огромное количество информации, разумеется, не вся информация осознаётся и обрабатывается. Некоторая информация обрабатывается в «автоматическом» режиме, а некоторая - нивелируется за ненадобностью, поскольку не важна конкретному человеку в данное время. С приходом компьютеров насыщенность информационного пространства возросла, а доступ к ней стал более свободным. Информационное пространство стало более открытым и наглядным. Возросшие объёмы информации, а также доступ к массовой коммуникации привели к некоему гиперинформационному хаосу.
Интернет стал не только пространством массовой коммуникации. Аккумуляция информационных ресурсов Интернетом, наполнение его всевозможным контентом стало причиной изменения ролей субъекта и объекта. Изначально субъектом, который наполнял скудное пространство Интернета информацией, был человек. Теперь можно утверждать, что в настоящее время человек из роли субъекта переходит в роль объекта во взаимодействии с Сетью. Информационное поле, которое возникает при взаимодействии социума и Интернета создаёт особое пространство потоков, что само по себе представляет достаточно многозначную и насыщенную среду. В дополнение к развитию информационной среды в интернете появляются социальные сети, которые, в свою очередь, так же формируют свою коммуникационную среду.
|
На каких принципах основано общение в социальной сети, и в чем истоки чувств, которые испытывает человек при электронной коммуникации?
Дело в том, что существует ряд факторов, определяющих общение в социальных сетях:
Ожидание
Поведение пользователей в социальной сети часто определяется ожиданием. У каждого человека есть вполне нормальное желание получить ответную реакцию на свои действия.
Поведение человека в социальной сети выражается следующей схемой (см. приложение 1)
На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие, так же, как и неизвестна реакция. В разных случаях можно получить как позитивную, так и негативную реакцию.
|
Время ожидания
В ответ на действие в социальной сети образуется период ожидания реакции, причем неизвестно, закончится ли ожидание реакцией или нет. И, если закончится, то какой.
Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или перепост?
Большая комната
Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет.
Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций.
Незнание
Полный смысл передаваемого сообщения в социальной сети теряется.
Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров. (Приложение 2)
В социальных сетях восприятие только вербальное. (Приложение 3)
При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает - дружественную улыбку или саркастический смех? Наличие исключительно вербальной коммуникации может предполагать недопонимание со стороны обоих собеседников, что может привести к различного рода негативным реакциям, что является ещё одним фактором, влияющим на желание вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.
|
Неопределенность
При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.
Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.
Совпадения настроения.
Социальные сети решают проблему синхронизации человеческих состояний. Как и частная переписка.
В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.
В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность.
Круги общения
Антон Носик как-то замечал, что людям не свойственно делить окружающих на круги, как это предлагается пользователю в Google+. Если посмотреть, какие границы человек соблюдает в социальной сети, то окажется, что есть всего три типа связи:
· я и другой
· я и друзья
· я и все остальные
Социальные сети формируют свою коммуникационную среду на основе ряда факторов, специфичных для данного общения, как особая коммуникативная среда социальные сети и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.
Социальная сеть, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду. Коммуникация посредством Интернета устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернете так много сведений, происхождение которых не установлено.