Анализ агрессивного поведения в социальных сетях




 

Многие из социальных сетей допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» - условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации. Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом. Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Они обладают своими особенностями, поэтому целесообразно сделать небольшие терминологические уточнения.

Форум, или веб-форум, как правило, предлагает набор тематических разделов для обсуждения. Работа форума осуществляется под контролем модератора и заключается в создании пользователями тем для последующего обсуждения. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор - тема - содержание - дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему».

Виртуальный чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или приближенном к нему, что отличает чат от форумов и других «замедленных» средств сообщения.

Интернет-пейджинг - способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений с использованием программы-клиента. Здесь могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Эта особенность, как и собственно само уникальное явление виртуальных пространств, обеспечивают возможность создания индивидами виртуального Альтер эго, которое конструируется исключительно автором. Практически в любом виртуальном сообществе, созданном для общения индивидов, существует отдельное поле для формирования своих данных, где участники вписывают свои основные характеристики и дополнительные данные, связанные со сферами интересов и увлечений.

Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет-сообществ активно этим пользуются.

Потребности индивидов - участников интернет-пространств - бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения. Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип психологического общения под названием энергетический вампиризм. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации. Цель энергетического вампира - вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.

Собственно термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер - тролль. Хотя анонимность актора присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.

Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегии рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.

Троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики. Во-первых, троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Во-вторых, он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества. И в-третьих, необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации. В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.

Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либоутрачивают большинство участников.

Тролль-провокатор, как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.

Тролль герой-любовник получает острые ощущения от последовательного заигрывания и он-лайн-интриг с женщинами интернет-группы. Это подстрекает их на внутрисообщностное конкурирование и выбор агрессивных форм взаимодействия. Мужчины, в свою очередь, действующие по наглядному и результативному образцу, также оказываются провоцируемы на следование его манере и соревнование по завоеванию женского внимания. В итоге преобладающая часть группы концентрируется на флирте, группа перестаёт преследовать свою основную цель, и за пределами временно установившихся коммуникационных пар или кластеров доминирующей остается агрессивная форма взаимодействия.

Тролли-советчики - это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.

Способы борьбы с троллингом:

Популярная мудрость учит избегать кормления троллей и игнорировать искушение им ответить. Ответ на троллинг неизбежно уводит обсуждение от темы, выводит из равновесия наблюдателей и снабжает тролля вниманием, которого он жаждет. Однако так как охотники (аналогично троллям) часто сами провоцируют конфликты, в итоге проигрывают только другие пользователи форума, которые предпочли бы, чтобы конфликт не появлялся вообще. Человек, отклонённый социальной группой, что в онлайн-общении (с навешиванием ярлыка тролля), что в реальной жизни, может закрепить в себе такую антагонистическую роль, и будет стремиться и далее раздражать или возмущать членов группы. Роль «тролль» - часто признак социальных отклонений, и ярлык может навсегда сделать пользователя таким. Тролль, которого успешно игнорируют, может добровольно покинуть форум (и либо заняться троллингом в другом месте, либо стать конструктивным пользователем). Тем не менее, он может попытаться развить свои способности, чтобы всё же впоследствии добиться цели. Тролль-новичок может испытать серьёзное сожаление, так называемое «раскаяние тролля», в случае потери ника, ограничения доступа и других серьёзных штрафных мер, предпринятых по отношению к нему вследствие его поведения. Игнорирование тролля может вызвать повторение попыток привлечь внимание. «Гады, что, возражаете? … гады, что, молчите? …» Тем не менее, эта тенденция гораздо слабее, и в итоге тролль устаёт и начинает искать себе более благодатную почву. Часто применяемое средство против троллей - вмешательство модератора. Стоит также отметить, что временами тролли стараются получить сочувствие модераторов, предстать жертвой свирепых фанатиков. Тем не менее, чаще всего тролли ведут себя подобострастно лишь с владельцами веб-форумов, у которых есть исключительные возможности для полного ограничения доступа. Также известны ситуации, когда тролль обзаводится «своим» человеком среди модераторов, который готов заступиться за него - в этом случае, естественно, из них выбирается наименее принципиальный.

Итак, можно выделить несколько общих способов для борьбы с троллингом:

. Игнорирование. Принцип «Не корми тролля!» обуславливается тем, что тролль жаждет именно внимания и если оно ему не уделяется, то есть большая вероятность, что он просто переключит внимание на кого-либо другого.

. Бан. Немедленный бан может предотвратить разрастание споров.

. Вступить в диалог с троллем. Однако, способ этот эффективен не для каждого, т.к. существуют эксперты по сетевому троллингу - люди, специализирующиеся на борьбе с «нечистотами» интернета.

Для выявления уровня агрессии в пространстве социальных сетей я провела небольшой опрос. (Приложение 4) Данный опрос проводился в наиболее популярной в России в настоящий момент социальной сети ВКонтакте. На его основе можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, львиная и одинаковая доля голосов опрошенных приходится на варианты ответа «редко, обычно в комментариях к видео\фото» и «часто, обычно в комментариях к видео\фото». Таких голосов по 26,9%

Это говорит о том, что агрессия в социальных сетях, несомненно, присутствует, более того, большинство пользователей регулярно сталкиваются с её проявлением.

Так же, опрос показал, что среди опрошенных немало людей, являющихся источниками агрессии, данный показатель занимает 2 место по численности отданных голосов. 16,1%

Среди опрошенных, в меньшей мере, но так же есть те, кто имел дело с негативным поведением через непосредственную переписку, таким образом:

«Редко, обычно посредством личной переписки» с агрессией сталкиваются 8,5%, а «часто, обычно посредством личной переписки» - 6,4%.

Однако, есть такие пользователи, которые не сталкиваются с негативом и агрессией в пространстве социальных сетей вообще, на их долю приходится 15,1% опрошенных.

Так же, мною был проведён другой опрос, конкретизирующий ситуации, охарактеризованные агрессией (см. приложение 5):

Из предоставленных вопросов, наибольшее количество было отдано варианту - «споры относительно сферы интересов» - за этот вариант проголосовали 31.2% опрошенных.

Вторым оказался вариант «споры на почве необоснованной агрессии» - 29% голосов.

Третьим по количеству голосов стал вариант «личная неприязнь оппонента» - 23.7 %

Далее вариант «споры на почве национализма» - 14%

И менее всех голосов отдано варианту «споры на политической почве» - 2.2%

На основе этого опроса можно сделать следующий вывод:

В силу того, что споры на основе необоснованной агрессии уступают по частоте спорам, разгорающимся из-за непринятия чужих интересов, троллинг всё же нельзя назвать главным и подавляющим фактором агрессии в социальных сетях. Из этого следует, что применение методов борьбы с необоснованной агрессией могут быть эффективными.

Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга - дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля - получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний. Результат такого рода манипулятивных действий - это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями. Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.

По результатам проведённого опроса можно выявить, что проявление троллинга имеет довольно регулярный и массовый характер.


Заключение

 

К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное, вербально-агрессивное поведение.

Проблема агрессии сложна и многогранна, многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались её изучением, хотя придти к общему мнению в данном вопросе не удалось.

Ряд факторов, характеризующий общение в сети - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления.

С появлением СМИ актуальность коммуникативной агрессии, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.

Актуальность проблемы интернет-агрессии, рост её распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности, особенно в больших городах. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.

Как следствие - отсутствует культура толерантной коммуникации в молодежной подростковой среде, не обеспечен широкий доступ населения к информации о процессах по формированию в обществе установок толерантного сознания. агрессивный поведение молодежь интернет

Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности.

Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети - привычным сетевым поведением.

В основе "эпидемии" словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соц. медиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности.

Проблема агрессивности в сети - заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. В основу метода решения данной задачи положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.

Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, по стольку, поскольку сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения коммуникантов за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин.


Список используемой литературы

 

. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.

. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты//Образование и информационная культура. М., 2000.

. Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. СПб., 2003

. Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов человека. // Общественные науки и современность - 1998.

. Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вестник Российской риторической ассоциации. - Вып. 8. - Красноярск, 1999.

. Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // П Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

. Гриншпуя И. Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.

. Жичкина, А. Е., Белинская, Е. П. Стратегии самопрезентации и их связь с реальной идентичностью // Флогистон: Психология из первых рук. 1999.

. Интернет-агенство арт веб медия. Глоссарий и словарь интернет терминологий.

. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб.пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

. Комиссаренко C. C. Интернет-пространство как коммуникативная среда диалога культур

. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

. Ломакин П.А. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М., 2003

. Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2009.

. Сковородников А. П. Языковое насилие в современной российской прессе

Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002

. Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001

. Чванова О.А. Психология вампиризма. М., 2008.

. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006

. FAQ Trolls. URL: <https://www.urban75.com/Mag/troll.html>

20. Шарков Ф.И. <https://www.knigafund.ru/authors/4002> Основы теории коммуникации. Дашков и К, 2009 г. - С. 591



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: