Особенности младшего школьного возраста




Развитие скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами подвижных игр

 

Курсовая работа

Исполнитель: Посредников Михаил Игоревич

студент 33 группы, специальность 050141

Физическая культура

Руководитель: Бессонова Н.В.

Москва, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Особенности младшего школьного возраста. 4

2. Развитие скоростно-силовых способностей. 10

3. Подвижные игра как средство развития физических качеств. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основную роль в общей и специальной физической подготовленности младших школьников играют его сила, быстрота, выносливость и гибкость. Именно эти двигательные качества в значительной мере определяют физическую подготовленность учащихся, всесторонность их физического развития и высокие достижения на уроках физкультуры.

Развитие физических качеств часть единого процесса подготовки. Здесь органически переплетаются они с техникой и психическими качествами, сливаются в единое целое, как улучшение физической подготовленности.

Поэтому подходить к занятиям нужно творчески, искать такие пути и методы, которые позволяли бы при наименьшей затрате времени развивать силовые качества учеников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В конечном итоге, это поможет не только быстрее овладеть изучаемыми упражнениями, но и благотворно влиять на здоровье занимающихся, существенно улучшить качественные показатели отдельных скоростно-силовых способностей. Оптимизация физической подготовленности детей младшего школьного возраста предполагает повышение у них уровня развития скоростно-силовых способностей различных мышечных групп.

Главная направленность уроков, построенных на материале подвижных игр, заключается в содействии решению задач физического воспитания школьников, привитии привычки к систематическим занятиям, вооружении соответствующими знаниями и умениями. Скоростные способности наиболее благоприятно развивать в младших классах при помощи подвижных игр.

Игра представляет собой относительно самостоятельную деятельность детей и взрослых, в которой удовлетворяется мотивированность и осознаваемая потребность людей в познании неизведанного, в развитии духовных и телесно-двигательных возможностей. Современная игра является средством самопознания ребенком игры, его социального воспитания, средством спортивной деятельности.

Игровая деятельность как элемент социальной культуры – средство и способ формирования личностной физической культуры. Подвижная игра – важнейшая возможность воспитания физических качеств подрастающего поколения

Таким образом, актуальность работы обусловлена противоречием между объективной необходимостью развития силовой и скоростной подготовки учащихся начальных классов и недостаточной разработанностью методики в этом направлении. Развитие скороcтно-силовых способностей на уроках физкультуры будет наиболее успешной, если:

- учитывать возрастные особенности младших школьников;

- применять специально подобранные средства и методы, а также подвижные игры на уроках;

- систематически осуществлять контроль развития скоростных и силовых способностей.

Цель исследования: теоретически обосновать развитие скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами подвижных игр

.

Объект исследования: физическая подготовка учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития скоростных способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами подвижных игр

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста;

2. Проанализировать развитие скоростно-силовых способностей;

3. Раскрыть роль подвижных игр как средства развития физических качеств.

Особенности младшего школьного возраста

Под физическим развитием подразумевается комплекс мер, которые направлены на повышение общей реактивности организма ребенка, а также на стимуляцию его способностей к физическому труду. Повышение уровня физических показателей организма ребенка и взрослого является основной целью, которая достигается многими способами, методиками, предложенными мировыми специалистами [8, C.10].

Физическое развитие детей – это комплекс многоэтапных мероприятий, которые проводятся в различных учреждениях. После рождения дети не проявляют выраженной физической активности, потому как природой запрограммировано, что они лишь набирают вес, развиваются системы органов, которые не полностью завершили свой цикл в утробе. Мышечная активность в данном возрастном промежутке чрезвычайно низка, а нейромышечные синапсы, а также мотонейроны, не могут работать систематизированно, позволяя реализовывать сложные двигательные акты.

Развитие получают только самые простейшие рефлексы, направленные на удовлетворение голода: сосательный рефлекс, рефлекс орального автоматизма и др. В возрасте от 0,5 года до 1 года ребенок гиперактивен, так как вышеуказанные системы начинают работать слаженно. Именно сейчас целесообразно говорить о таком понятии, как физическое развитие детей. И в основном, если не существует врожденных патологий мышечной или нервной ткани, дети развиваются под контролем родителей [4, C.54].

Их задачей является создание такой обстановки, чтобы ребенок делал практически все, что связано с движением, но не имел возможности пораниться или получить травму. В этот период его желание двигаться и исследовать окружающую обстановку настолько велико, что оно становится доминирующим над инстинктом самосохранения. Такая ситуация прослеживается до момента отправки в садик.

Физическое развитие ребенка в данных заведениях, казалось бы, направлено на проявление всех его мышечных качеств, что должно благоприятно сказываться на здоровье. Однако на самом деле в детских садах их учат спокойствию: дети не проводят много времени за подвижными играми, а занимаются коллективным изучением различных явлений. Направленность на развитие интеллекта становится приоритетной, хотя не всегда правильной, так как, соответственно требованиям ВОЗ, даже прогулки и подвижные игры по количеству, регламентированному Министерством Образования, недостаточны для развития ребенка.

В школе также аналогичная ситуация. Из-за того, что преподаватели не желают испытывать множество проблем, а также из-за влияния приоритета интеллектуального развития, обуславливается просиживание детей за учебными партами. Гиподинамия, возникающая в данном случае, нежелательна, особенно для начальной школы. В медицинской среде физическое развитие стоит приоритетнее интеллектуального, одновременно являясь вспомогательным способом развития умственных качеств. В данном аспекте очень много значит развитие мелкой моторики у детей [17, C.27].

Исследованиями доказано, что работа пальцами рук, достигаемая за счет функционирования черной субстанции среднего мозга, имеет решающее значение в развитии артикуляции, то есть акта разговорной речи. Данное структурное образование выполняет все эти функции, а значит, их развитие, даже обособленное, косвенно повышает уровень и степень дифференциации другой способности человека. Из этого вытекает важный с практической точки зрения момент: с малого возраста, когда развитие разговорной речи имеет затруднения, его стимулирование может быть достигнуто за счет выполнения мелких двигательных актов пальцами рук. Развитие физических качеств ребенка формирует множественные нервные связи с центрами подкорки и коры. Их количество прямо пропорционально уровню интеллекта, потому развитие также должно быть комплексным [17, C.27].

Из этого стоит сделать логичный вывод, что мнение воспитателей и преподавателей, особенно относительно детей малого возраста, ошибочно, так как они развивают интеллект ребенка только за счет умственного труда, игнорируя физическое развитие на своих дисциплинах. При этом комплексный подход, включающий эти два аспекта, помогает сохранить здоровье, не ограничиваясь приоритетами лишь относительно развития интеллекта.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис­ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система­тического обучения в школе.

Успешная учебная деятельность ребёнка зависит от его здоровья. Основными показателями физического развития младших школьников являются длина и масса тела (рис. 1) [21, C.14].

Рис. 1. Основными показателями физического развития младших школьников

 

Размеры тела мальчиков и девочек в этом возрасте различаются не очень сильно. Эти различия проявятся позднее, в период полового созревания. Но уровень подготовки к школе может существенно отличаться. Психическое развитие девочек часто опережает развитие сверстников, поэтому необходимо быть особенно осторожными, обдумывая возможность обучения 6-тилетнего мальчика. 12 месяцев имеют большое значение для формирующегося организма, и иногда лучше 1 год подождать, чем перенапрягать детские силы и тем самым подрывать психическое и физическое здоровье, и прививать негативное отношение к учебному процессу.

Важной особенностью современной жизни является акселерация, которая основным образом влияет на физическое развитие детей, и в гораздо меньшей степени – на умственное развитие и на социализацию личности. Часто случается так, что в школу приходят крупные дети, не достигшие психологической готовности к школе. И большой ошибкой является желание родителей ускорить физическое и умственное развитие детей, отдавая их в 6 лет на обучение в школу и в секции на занятия большим спортом. При решении таких сложных вопросов необходимо тщательно взвешивать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. На практике нередки случаи, когда успешный в учёбе и спорте младший школьник вдруг резко начинает сдавать свои позиции и там, и там. Родители в недоумении, хотя должны были предполагать, что постоянно растущие нагрузки не могут не влиять на общее состояние организма, и в конце концов могут привести к нежелательным последствиям.

С началом обучения в школе резко возрастает необходимость систематической переработки информации, что связано с развитием нервной системы и головного мозга. Развитие и функционирование головного мозга предопределено генетически. Подкорковые структуры формируются и развиваются раньше коры больших полушарий и оказывают на неё мощное воздействие. Та, в свою очередь, также играет важнейшее регулирующее влияние на подкорковые образования.

К 7-милетнему возрасту большая часть головного мозга ребёнка почти достигает уровня развития мозга взрослого, за исключением лобной области, развитие которой заканчивается к 12 годам. Полное созревание клеток этих структур зависит от частоты их использования, что позволяет активно влиять на процесс их развития [20, C.21].

Так, как кора больших полушарий оказывает тормозящее влияние на подкорковые структуры мозга, её формирование является важным условием самоконтроля деятельности человека. С процессом созревания коры головного мозга, (его лобных областей в первую очередь), на протяжении всего младшего школьного возраста связано и развитие устойчивости произвольного внимания детей.

К 10-11 годам объем легких составляет половину объема легких взрослого человека. Минутный объем дыхания возрастает с 3,5 л/мин у 7-летних школьников до 4,4 л/мин у детей 11 лет. Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 см3 в 7-летнем возрасте до 2000 см3 в 10-летнем.

Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме.

К 7 годам активно развивается двигательный организатор, дети легко выполняют размашистые и широкие движения. Спектр движений, которые младший школьный возраст делает доступными, становится более широким. Развивается координация, поэтому обучение новым видам движений проходит успешно и приносит детям искреннюю радость и удовольствие. Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить здоровье школьника, и это правильное решение.

Дети младшего школьного возраста предпочитают те виды спорта, которые легче освоить, лучше, если занятия проходят в подвижной, игровой форме. Хуже дети справляются с однообразными упражнениями, с упражнениями, где требуется фиксация отдельных частей тела в определенных положениях [23, C.26].

Младший школьный возраст – время, когда спорт призван развить и укрепить мышечную систему, увеличить эффективность работы дыхательной мускулатуры, усовершенствовать координацию движений, развить навыки владения телом. Упражнения для наращивания мышечной массы и силовые виды спорта в этом возрасте неэффективны. Выбор достаточно широк: младший школьный возраст принимают наплавание и на танцы, в секции гимнастики, легкой атлетики, боевых искусств, тенниса и многие другие.

Если эти занятия нравятся ребенку, они окажут только благотворное влияние на здоровье школьника.

Не секрет, что малоподвижный образ жизни, необходимость много времени проводить в классах, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню на переменах, высокая зрительная нагрузка, стрессы – все это негативно отражается на здоровье школьника. Это одна из причин, по которой дети младшего школьного возраста должны уделять время прогулкам и занятиям спортом. Физическая активность укрепляет работу всех систем органов, в том числе и нервной системы [2, C.14].

Выводы:

Правильная организация режима дня (продолжительность сна 10-12 часов, дневной сон).

Мотивирование ребенка на сохранение собственного здоровья (отметка за правильную посадку, здоровое питание).

Выбор дополнительных занятий, предполагающий активные движения и свежий воздух.

Перед поступлением ребёнка в школу необходимо всестороннее обследование; не только общего физического развития, но и состояния эндокринной и сердечно-сосудистой систем его организма. Родители, своевременно уделившие внимание здоровью будущих первоклассников будут в дальнейшем застрахованы от многих неприятных неожиданностей в период обучения в начальной школе.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: