Подвижные игра как средство развития скоростных способностей




 

Под игрой вообще понимается занятие, обусловленное совокупностью правил, приемов и служащее для заполнения досуга, развлечения. Помимо этого игра трактуется как деятельность, занятия детей или занятие, являющееся видом спорта.

В теории физического воспитания игра – это исторически сложившееся общественное явление, отдельный специфический вид деятельности, свойственный человеку. Игра, как деятельность отличается многообразием. Это и детские игры с игрушками и без них, настольные игры, игры-хороводы, подвижные и спортивные игры [1, C.6].

Существует обобщенное представление о том, что в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения своих жизненных потребностей. С этим можно отчасти согласиться, если иметь в виду игру, связанную с личным удовлетворением человеком любого возраста потребностей в формировании собственного здоровья, решении проблем реабилитации, активного отдыха. Но если к играм относить современные спортивные игры, а это так и есть, то отмеченное выше сопрягается только со спортивными играми того уровня двигательных возможностей, которые соответствуют целям оздоровления, физической и психической реабилитации. [12, C.5].

Подвижная игра характеризуется таким проявлением двигательной активности, в которой наиболее ярко представлена роль и значение телесных движений творческого характера, обусловленных рядом развивающихся и последовательно взаимосвязанных событий. Тех событий, которые, как сюжет, составляют смысл, содержание и основу игры — как своеобразного коллективного телесно-двигательного произведения, обусловленного темой, смыслом, идей. Подвижная игра в основном основывается на преодолении различных трудностей, препятствий, специально созданных задуманным сюжетом на пути достижения игровой цели. И именно это во многом определяет развивающую сущность игры.

Подвижные игры подразделяются на собственно подвижные и спортивные игры. Понятно, что название вида двигательной активности «подвижные игры» носит достаточно условный характер, поскольку для известных спортивных игр и массового характера, и связанных со спортом высших достижений характерна высокая двигательная активность, но они отличаются от подвижных игр и целевой установкой, и решаемыми задачами [7, C.35].

Элементарные, массовые подвижные игры направлены на осознанную инициативную деятельность, на достижение обусловленной содержанием игры цели, которая определяется или правилами игры, или самими играющими.

В практике современного физического воспитания осуществляются индивидуальные, коллективные подвижные игры, а также игры, формирующие элементарные основы однотипной спортивной игры, подводящие к спортивной деятельности, сопряженной с достижением результатов личного или общественного характера.

Системное представление о многообразии подвижных игр дает их классификация, которая позволяет не только упорядочить существующие представления об этом виде двигательной активности, но и при желании специалиста их уточнить и расширить, особенно под влиянием собственного педагогического опыта.

Игра издавна была важнейшей составляющей жизни человека и использовалась для воспитания и физического развития подрастающего поколения. Из всего многообразия игр можно выделить три основные группы: творческие, подвижные и спортивные (рис. 2) [16, C.44].

Для творческих игр характерно наличие в них плана и сюжета, самостоятельно создаваемых ребенком. В подвижных играх имеются разнообразные активные двигательные действия, зависящие от сюжета.

Подвижные и спортивные игры тесно взаимосвязаны. Подвижные игры являются первичной ступенью игровой деятельности, спортивные – высшая ступень, ведущая к мастерству.

Рис. 2. Классификация подвижных игр

 

Подвижные игры укрепляют функциональные системы организма, способствуют формированию правильной осанки. При проведении игр на свежем воздухе происходит закаливание детей. В подвижных играх улучшается реакция на быстро меняющуюся обстановку, развивается умение оценивать пространственно-временные отношения.

Подвижные игры повышают интерес к занятиям физической культурой и спортом, снимают напряжение, которое возникает при многократном повторении упражнений. Подвижная игра носит коллективный характер, и в процессе игры дети учатся взаимодействовать между собой, у них развиваются волевые качества. При организации и проведении игр руководящая роль должна принадлежать педагогам, воспитателям. Важно обеспечить безопасность детей в ходе игры и строго следить за дисциплиной.

Подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям [22, C.15].

В соответствии с требованиями программы по физической культуре общеобразовательного учреждения, подвижные игры рекомендуется проводить в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, туризмом для успешного решения комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.

Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.

Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.

Подвижным играм отведено значительное место в программе физического воспитания общеобразовательной школы. Больше всего учебного времени выделяется на обучение подвижным играм в 1-3 классах.

В теории, методике и практике подвижных игр сложилась и действует достаточно простая и надежная схема объяснения сути игры. Она состоит: из названия игры, ее главной отличительной особенности; содержания игры; роли играющих и их расположения на площадке; функций помощников; правил игры; условий определения победителей; ответов на вопросы участников игры, которые адресуются всем детям. Особое внимание следует обращать на правила игры с тем, чтобы не делать вынужденные остановки по ходу игры на их уточнение. Объяснение должно быть четким, с ясной дикцией, с умеренными эмоциями, но не монотонно, на доступном для детей языке. В редких случаях в качестве обострения внимания к содержанию игры, правилам и условиям педагог может применить прием краткого выборочного опроса слушателей [9, C.163].

При снижении внимания детей во время рассказа необходимо сократить объяснение, по возможности без ущерба для его смысла и эмоциональной стороны предстоящей игры. Завершается объяснение ответами на вопросы учеников, если они появились, при этом ответ следует адресовать всем играющим. В случаях повторного проведения игры, как правило, обращается внимание на ее ключевые моменты и на уточнение правил. Эффективным педагогическим приемом является выборочный опрос учеников о смысле и содержании игры, об особенностях правил ее проведения.

Подвижные игры особенно значимы для воспитания и формирования характера в детские и юношеские годы. Однако при выборе подвижных игр учителю необходимо знать и в обязательном порядке учитывать возрастные, психические и анатомо-физиологические особенности учащихся.

Возраст ребенка от 7 до 10 лет является сензитивным для развития двигательных способностей и качеств. Игры занимают важное место в этом периоде жизни человека, так как позволяют удовлетворять большую потребность в движениях. Стоит учесть, что дети быстро утомляются. Поэтому немаловажно делать короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают такие игры, как «Охотники и утки», «Удочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Два Мороза» и др.

Кости и связки детей еще недостаточно сформированы и легко поддаются деформациям под влиянием больших нагрузок. Поэтому нельзя применять игры, связанные с поднятием и перебрасыванием тяжелых предметов.

Объяснять правила игры детям нужно кратко и доступно.

Таким образом, подвижные игры имеют огромное значение для воспитания и физического развития детей младшего школьного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее, чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью, скелет содержит большое количество хря­щевой ткани. Большую подвижность сохраняет до 8-9 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем составе лишь неболь­шое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие нерв­ной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Функционирование нервной системы отличается преобладанием про­цессов возбуждения.

Естественной для детей младшего школьного возраста является потребность в высокой двигательной активности. При этом у девочек такая потребность проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекомендуется больше привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания.

В целом младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей - скоростных и координационных, а также способ­ностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выяв­ляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположен­ность к тем или иным видам спорта.

Занятия с детьми младшего школьного возраста, должны строиться с учетом показателей функциональных возможностей детского организма, которые являются ведущими критериями в оз­доровительной физической культуре при выборе физических нагрузок, струк­туры двигательных действий, методов воздействия на организм.

В содержание таких занятий рекомендуется широко включать подвижные игры, элементы различных спортивных игр и других доступных им физичес­ких упражнений. Естественно, доминирующим методом в таких занятиях дол­жен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной деятельности и помогающий им непринужденно выполнять задания преподава­теля. Одновременно следует учитывать, что проведение с детьми данного возраста однообразных и монотонных занятий с большими физическим и пси­хологическими нагрузками недопустимо, так как они могут нанести большой вред занимающимся.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2009. – 144 с. – C. 6.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие. – 2001. – 36 с. – C. 14.

3. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка. – М: «Юнитн-Дана», 2010. – C. 37.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 237 с. – C. 54-56.

5. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2012. – C. 31, C. 54.

6. Волошина Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. – М.: Учитель, 2013. – 143 с. – C. 62, C. 91.

7. Гринюк Е.В. Физическая культура и подвижные игры. – СПб.: 2014. – 243 с. – С. 35, C. 78.

8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Высшее образование. – Ростов на Дону, 2013. – C. 8-10.

9. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. – М.: НСАН, 2005. – 368 с. – C. 52, C. 163.

10. Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации / Е.А.Ивченко. - СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009. – C. 25, C. 28.

11. Ильин И.П. Физическая культура. – СПБ.: «Питер». – 2009. – C. 67-72.

12. Киселев П., Киселева С., Киселева Е. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие. – М.: Планета, 2013. – 272 с. – C. 5, C. 80.

13. Коваленко Т.Г. Социально-биологические основы физической культуры: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – 124 с. – C. 43, C. 81-84.

14. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2011. – C. 45, C. 54.

15. Кузьмичева Е. Подвижные игры для детей среднего и старшего школьного возраста. Учебное пособ. – М.: Физическая культура, 2008. – 128 с. – C. 44.

16. Макаров Ю., Луткова Н., Минина Л. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры. – М.: Академия, 2013. – 272 с. – C. 44, C. 171.

17. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания н/Д: Феникс, 2002. – 384 с. – C. 27.

18. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 176 с. – C. 3, C. 41.

19. Павлов Е.В. Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 301.

20. Прокофьева В.Н. Физиология физического воспитания и спорта. – СПб.: «Феникс». – 2010. – C. 21,C. 24.

21. Решетников Н.В. Физическая культура. – М.: «Академия». – 2010. – C. 14, C. 70.

22. Силантьева С.В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей. – М.: Литера, 202. – 64 с. – C. 6, C. 15.

23. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: 2014. – 464 с. – C. 26, C. 79-84.

24. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2010. – C. 29, C. 75.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: