Развитие скоростных способностей




 

Младший школьный возраст отличается не только высокой степенью обучаемости, но и является наиболее благоприятным для совершенствования многих двигательных способностей.

При этом совершенствование двигательных способностей в этом возрасте тесно связано с развитием познавательных психических процессов.

В рамках педагогического процесса совершенствование этих способностей осуществляется по двум направлениям: стимулирующее; направленное развитие.

Стимулирующее совершенствование осуществляется в процессе формирования двигательных умений и связано с обучением детей основам управления движениями, что способствует развитию двигательных способностей, в первую очередь координационных [3, C.37].

Направленное развитие проявляется в повышении функциональных возможностей органов и структур организма, в улучшении их взаимодействия во время выполнения хорошо усвоенных упражнений посредством изменения величины нагрузок.

Учебный процесс по физическому воспитанию в начальной школе, в котором совершенствование двигательных способностей осуществляется в неразрывной связи с обучением двигательным действиям, должен быть направлен на то, чтобы [9, C.52]:

· содействовать полному проявлению тех двигательных способностей, для прогрессирования которых складываются наиболее благоприятные биологические предпосылки, а также способностей, роль которых особенно существенна для успешного овладения двигательными умениями;

· расширить функциональные возможности организма;

· исключить или уменьшить возрастные задержки в развитии отдельных двигательных способностей, исправить возможные отклонения от нормального хода развития.

Организующей основой совершенствования двигательных способностей являются социально определенные требования, выраженные в учебных нормативах, которые определяют поэтапность их совершенствования, задают уровни их необходимого проявления и формы реализации в различные возрастные периоды.

Планируя работу по совершенствованию двигательных способностей у младших школьников, важно помнить, что, чем младше возраст, тем надо тщательно выбирать и дозировать средства. Также не забывать, что предпочтительным является сопряженное решение задач обучения движениям и развития двигательных способностей. А также необходимо предпочтение отдавать комплексному совершенствованию двигательных способностей.

Среди ведущих двигательных способностей, наиболее интенсивно развивающихся в младшем школьном возрасте, выделяют [13, C.43]:

· координационные способности;

· скоростные способности;

· скоростно-силовые способности;

· гибкость;

· способности длительно выполнять циклические упражнения умеренной и большой интенсивности.

В данном возрасте уже отмечаются различия параметров физического развития и физической подготовленности между мальчиками и девочками [20, C.24].

У мальчиков наиболее эффективно поддаются целенаправленному воздействию такие способности, как выносливость в условиях больших (8-11 лет) и умеренных нагрузок (8-10 лет), собственно-силовые (9-12 лет), скоростно-силовые (10-11 лет), а также эффективно совершенствуются координационные способности (8-10 лет) и гибкость (7-8, 10-11 лет).

У девочек наиболее углубленно следует воздействовать на скоростно-силовые способности (9-11 лет), на выносливость в обоих режимах работы (7-9, 10-11 лет), а также в условиях субмаксимальной нагрузки (с 9 лет). Эффективно совершенствуются координационные способности [10, C.25]:

· точность пространственных перемещений (7-12 лет),

· точность воспроизведения мышечных усилий (8-10 лет),

· гибкость (6-8, 9-11 лет). (4)

Для совершенствования координационных способностей одним из непременных условий является наличие элементов новизны и непрерывное овладение новыми движениями, чем будет обеспечена высокая степень способности к обучению.

Эти способности наиболее эффективно совершенствуются при функциональной оптимальной активности организма. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения. Важно систематическое и последовательное обучение разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе все более сложных форм координации движений. Для этого рекомендуется в школьном уроке:

· применение игр, включающих внезапные действия в меняющихся игровых ситуациях;

· выполнение усложняющихся заданий, требующих координированности движений отдельными частями тела;

· общеподготовительных упражнений и игр с различными предметами – мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, флажками, кеглями и т. п.

Общеизвестно, что скоростные способности с большим трудом поддаются совершенствованию. При работе с младшими школьниками необходимо уделять самое пристальное внимание совершенствованию быстроты сложной двигательной реакции, которая находится на очень низком уровне, но в организме имеются все предпосылки для ее успешного развития.

Выбор задач и средств по совершенствованию скоростных способностей диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность движениям), с другой – наличия функционального оптимального состояния организма, обеспечивающего высокую работоспособность. Эти требования предусматривают сокращение времени в ущерб техники выполнения упражнений, а также решения двигательной задачи до наступления первых признаков утомления. Предпочтение отдается сенсорному, соревновательному, игровому методам, а также повторному выполнению заданий с акцентом на скорость выполнения, избегая стабилизации скорости.

Для совершенствования скоростно-силовых способностей младших школьников используют упражнения [23, C.79]:

· с преодолением веса собственного тела (прыжки через скакалку на одной, двух ногах и т. п.);

· с внешним отягощением (метание мяча, толкание, быстрое поднимание спортивных снарядов и других мелких предметов);

· игровые задания по сигналу (в том числе построение и перестроения);

· ускорения в играх.

Выбор следует остановить на тех упражнениях, которые удобнее регулировать по скорости, по степени отягощений. Также предпочтительны упражнения «ударно-реактивного воздействия», связанные с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.

Метод повторного упражнения и круговой являются основными в развитии скоростно-силовых качеств. Они позволяют точно дозировать нагрузку, содействуют более экономичному расходованию энергозапасов мышц, а также устойчивости мышц к недостатку кислорода, избирательно развивать определенные мышечные группы, либо обеспечить комплексное воздействие на различные группы мышц.

Ведущим методом совершенствования скоростно-силовых способностей младших школьников является игровой. Применение этого метода:

· повышает эмоциональность учебного процесса;

· организует выполнение скоростно-силовых упражнений в игровой и соревновательной деятельности, используя подвижные игры и эстафеты.

Развитие скоростных качеств у младших школьников должно осуществляться на каждом уроке физкультуры. Только при соблюдении этого условия обеспечивается существенный прирост скоростных качеств.

Средства для развития скоростных качеств можно планировать в виде комплексов из 6-8 упражнений /для рук, ног, туловища; 2-3 эстафет, между которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования на внезапный сигнал или на внимание. Упражнения с детьми 6-7 лет повторяют 4-6 раз, дистанция эстафетного бега у них составляет 6-8 м., у 7-8 летних соответственно 6-8 раз и 8-10 м., у 8-9 летних В-10 раз и 10-12 м., у 9-10 летних - 10-12 раз и 12-16 м [14, C.54].

Главным средством развития скоростных качеств в играх-эстафетах следует считать бег в разных вариантах, причем в условиях эстафетного бега дети выполняют движения быстрее, помня о том, что у младших школьников быстро наступает утомление, комплексы упражнений и игры нужно применять в первой половине основной части урока. Между отдельными упражнениями, следует делать паузы, для отдыха по 15 сек.

Соревновательный метод проведения упражнений целесообразно использовать с детьми любого возраста, но на начальном этапе в упражнениях скоростного характера ученики должны состязаться на технику выполнения движений и лишь когда навык закреплен, включают задания типа «кто быстрее?»

Приспособление организма ребенка к систематически повторяющейся нагрузке зависит от возраста, поэтому с детьми 6-7 лет один и тот же комплекс проводят 4-6 уроков, с 7-8 летними - 4 урона, с 8-10 летними -2-3 урока. Повторение комплекса можно проводить через месяц. В этом случае дети снова проявят к нему интерес.

На уроках рекомендуется включать в комплексы упражнения [15, C.44]:

- хорошо освоенными учащимися;

- применять в начале обучения оптимальные скорости;

-добиваться свободы движений;

-использовать звуковые и зрительные сигналы, способствующие выполнению ускоренного темпа движений;

-темп выполнения упражнений варьировать от быстрого до очень быстрого.

Для учеников начальных классов использовать наглядный метод.

Примерный комплекс упражнения [16, C.171]:

1. Ходьба на месте в разном темпе с различными положениями рук /на пояс, и плечам, на голову и т.д.

2. «бег на месте с поворотами». Повтор с четырьмя поворотами.

3. «Поймай комара”. И.п.-о.с. 1-хлопок перед собой 2-о.с.

4. «Ванька-встанька» И.п.-о,с. 1-присесть 2 быстро встать.

5. «Зайка». И.п.-о.с, руки в стороны-вниз 1 прыжок на обеих направо, 2-то же влево.

6. «Эстафета с палочкой».

Команды выстраиваются в колонны, у первых игроков в руке палочка. По сигналу учителя первые игроки, добежав до обусловленного места, возвращаются и, обегая свою колонну, передают палочку следующему участнику. Способ передачи эстафетной палочки разучивают заранее, побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньшее количество ошибок.

7. «Великан, пеликан»

При слове «пеликан» все учащиеся быстро выполняют присед, руки в стороны; при слове «великан» - быстро встают, руки вверх.

Таким образом, игровой метод является идеальным средством совершенствования двигательных способностей, особенно комплексного проявления. Кроме того, они в значительной мере повышают эффективность обучения, а, следовательно, и эффективность всего учебного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: