РОМАН О ГРААЛЕ. РОБЕР ДЕ БОРОН.




Костяк фабулы:

Всё начинается с пересказа Евангелия – т.е. от рождения Христа до его распятия и воскресения. Но добавляется элемент, который не описан в канонических Евангелиях: после того, как Иисус, преданный Иудой, был схвачен и уведен с Тайной Вечери, какой-то иудей решил захватить с собой кубок, из которого Иисус пил вино. Потом этот фиал он передает Пилату, когда тот вершит суд над Христом (но, судя по всему, он не из неё умывал руки). Затем кубок переходит от Пилата в руки Иосифа Аримафейского – человек, который снял тело Христа с креста, завернул в плащаницу и отнес его в гробницу. Когда Иосиф омывал тело христа, из ран начала струиться кровь, которую он собрал в эту чашу, подаренную Пилатом, после чего спрятал её у себя дома в каком-то тайнике. Когда тело Иисуса не обнаружили, фарисеи всё свалили на Иосифа, мол, он украл его, и замуровали в темнице. К Иосифу явился Иисус и сказал, что тот не умрет в этой темнице даже через много лет.

Тем временем, жил-был некий паладин, который был свидетелем чудес Христа и видел, как он лечил больгых и воскрешал мертвых. Параллельно этому, сын римского кесаря Веспасиан тяжело болел проказой – его посадили в темницу и через узенькое окошко подавали еду. Когда паладин узнал об этом, он сказал, что есть, мол, такой Иисус, всех лечил, но его уже нет в живых (тут ещё раз пересказывается евангелие, но уже начиная с грехопадения Адама и Евы) и только прикосновение к какой-нибудь оставшейся вещи Христа может вылечить Веспасиана. Кесарь, не доверяя паладину, приказал временно содержать его в плену, а сам приказал послу поехать в иудею к Пилату и узнать, правду ли тот говорит. Пилат сказал, что это правда, и прибывшие по требованию посла свидетели это подтвердили. Осталось только раздобыть вещь Христа, и этой вещью оказался нерукотворный спас Вероники (когда Христос нес крест, она промокнула своим платком кровавый пот на его лице). Она согласилась поехать в Рим и отвезти платок, чтобы вылечить Веспасиана.

Собственно, он вылечивается, прикасаясь к платку. И узнав, что его спасителя распяли и предали, едет в Иудею и наказывает всех врагов и жестоких судий христа из народа. Сам же идет к той темнице, где был замурован Иосиф и открыв её, обнаружил целого и невредимого иосифа (а прошло уже несколько лет с тех пор, как его замуровали). Иосиф рассказывает Веспасиану евангелие ещё раз (третий раз в течение романа), начиная от создания мира. Его освобождают и он уходит кочевать вместе с сестрой Енигусой, её мужем Хеброном (для краткости автор иногда называет его Броном) и народом, веровавшим в Христа.

Мы помним, что грааль оставался у Иосифа. После многих лет скитаний, народ возроптал, что жизнь стала слишком сложна и они только мучатся. Тогда Иосиф обращается к Граалю и слышит оттуда божественный голос: «те, кому плохо живется, перестали верить в меня. Их нужно отсеять. Для этого надо сделать подобие тайной вечери, и оставить место между Иосифом и Броном, т.к. там сидел Иуда-предатель и это место проклято. В середину стола надо поставить эту чашу». Иосиф так и сделал. Приглашенные на вечерю разделились на два «пласта» те, кто сидел, и те, кто стоял. На сидевших снизошла божественная благодать от грааля, на стоявших – не снизошла (эти люди и оказались неверующими, они покинули общину). Лишь один чудак по имени Моисей умолял пустить его сесть за стол, говорил, что он истинно верует. Его пустили и он, сев на место Иуды, провалился сквозь землю.

Спустя много лет Иосиф начал стареть и понял, что грааль нужно кому-то передать. Тем временем у Хеброна и Енигусы родились 12 сыновей. Голос из грааля сказал, что тот из детей, который примет венец безбрачия, будет озарен божественным духом и пойдет проповедовать учения христа в новые земли. Таким оказался сын Алейн. Всё произошло так, как сказал голос. А сама чаша была отдана Брону. Он любил рыбачить, поэтому новым хранителем Святого Грааля стал Король –Рыбарь. На этом конец.

 


Теперь об истории и некоторых фактах.

Написан в конце 11 века, автор - француз.

Непонятно, откуда произошло название грааля и как его правильно толковать. Известно, что слово поначалу было одним «Sangraal». Есть две основные версии его расчленения:

1) «San graаl» - и есть Святой Грааль, т. е. чаша.

2) «Sang raal» - что значит «королевская кровь».

Робер де Борон объединяет в своем романе два этих понятия.

Получается, что грааль – таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Аримафейский, снявший тело распятого Христа. Т.е. граальмифологизированный прообраз средневековых реликвариев – драгоценных вместилищ для материализованной святыни, само благородство материала которыхпо ходячим представлениям имело целительную силу» (Аверинцев).

СУТЬ: Грааль – первая чаша со святыми дарами!

Предназначение грааля – ответ на вопрос, кто злодей среди тех, кому доверяешься, кто праведник, на кого можно положиться, а на кого нет (главное место поэм Борона).

Все «незнакомые сюжеты», которые не прописаны в канонических евангелиях, Борон собирал как мозаику из апокрифов и Священного предания (напомню, Священное писание – письменное учение, Священное предание – устное). Он был первый, кто проделал такую работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: