Анализ полученных результатов




 

Результаты исследований показали также различие в степени и направленности мотивации детей у учителей, имеющих различный педагогический стиль и стиль общения. Лучшие результаты по доле детей, мотивированных на знания, имеют учитель 1 и 2. Данные учителя используют для общения соответственно демократическо-либеральный и демократический стиль и эмоционально-методический, рассуждающее-импровизационный стиль.

Наибольшая направленность на оценку отмечена у учителя с рассудительно-методическим стилем и демократическо-либеральным стилем общения. Кроме того, у этого учителя большое количество детей не имеет ярко выраженной направленности мотивации.

В классе учителя 5 при преобладающей направленности детей на получение знаний 72% все же порядка 30% направлены на оценку или не имеют сформированной направленности мотивации. Это может быть объяснено авторитарным стилем общения с учениками и рассудительно-методическим стилем педагогической деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать основной вывод о том, что экспериментальные данные не противоречат выдвинутой основной гипотезе: степень и направленность мотивации учебной деятельности зависят от индивидуального стиля педагога и стиля его педагогического общения.

Однако следует отметить, что направленность мотивации на получение знаний в большей степени присуща детям, обучающимся у учителей с эмоционально-методическим стилем и в общении придерживающихся демократических принципов. Авторитарное общение учителя с детьми, а также рассудительно-методический стиль способствует преобладающему формированию направленности на получение отметки или на «избегание неудачи». В средней школе такое различие в мотивации еще не в полной мере отражается на качестве обученности, но в среднем и старшем звене школы у таких детей возможно снижение успеваемости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование показало, что учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов, среди которых основным может стать индивидуальный педагогический стиль учителя, стиль руководства и педагогического общения.

Результаты проведенного исследования полностью подтверждают теоретические положения о влиянии индивидуального педагогического стиля учителя на формирование, тип мотивации, устойчивость и структуру мотивов. Можно предположить, что авторитарный стиль руководства и рассуждающее-методический стиль преподавания способствуют преобладающему формированию мотивации «избегания неудачи» у детей младшего школьного возраста. Это происходит вследствие вскрытых специфических особенностей психики младшего школьного возраста. Данный тип мотивации приводит к достаточно высоким показателям качества обученности. Однако отрицательный эффект такой мотивации может в полной мере проявиться в более старшем возрасте и выразится в отсутствии умения самостоятельно и творчески мыслить, решать нестандартные задачи, принимать ответственные решения. Следует заметить, что данный вывод носит характер предположения и требует подтверждения путем проведения более глубокого исследования.

Необходимое условие, для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, осуществляемой в условиях свободного демократического общения, как с педагогом, так, и внутри детского коллектива.

Таким образом, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и индивидуальными психолого-педагогическими качествами учителя.

Каждый год мы видим большое число образованных студентов, выпускников разнообразных специальностей. Однако не все могут стать педагогами, так как не у всех есть талант или дар преподавания. Достаточно сказать, что обучение, это дело не для каждого. Учитель всегда находит способ улучшить свои методы обучения так, чтобы их уроки лучше усваивались их учениками.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Академия, 2007.

. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001.

. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер,2000.-512с.

. Кишиков Р.В. К вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза// Вестник МГГУ: серия педагогика и психология. - 2010.

. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Академия, 2008.

. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Серия: Высшее образование. М., 2004.

. Макарова, Л.Н. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте его профессиональной культуры [Электр. ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курсого государственного университета, 2006. // https://scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf

. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.: МОДЭК, МПСИ, 2009.

. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров школ. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: «МОДЕК», 2002.

. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей. М.: Учитель, 2005.

. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах. М.: Дрофа, 2009.

. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности: Для студентов, аспирантов и преподавателей. М., 2001.

. Тимирязев К.А. Способ преподавания. Рукопись, 1880// Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. С. 403-405.

. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии. // Стиль человека: психологический анализ. М., 1998. С. 163-173

. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. М.: Владос, 2007.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: