Семьи моей реликвия с войны




(Эссе)

Харчевников Артем,

участник молодежного клуба «Краевед»

Пушкаревской сельской библиотеки,

Сокольский район

 

Жарким июльским днем, мы с моим дедом, Харчевниковым Иваном Дмитриевичем, не торопясь, шли по самому краешку засеянного рожью полю. Высокий, все еще крепкий и весь седой дед опирался на клюшку и задумчиво всматривался вдаль. А потом остановился и неторопливо заговорил: «Страда в то лето, внучек, началась рано, покосы были добрые. Я поддел вилами, в очередной раз, сухой как порох ворох сена, бросил на телегу, оглянулся и увидел грузовик, он не ехал, а казалось, плыл по проселочной дороге, поднимая клубы, прогретой жарким солнцем пыли. Почудилось что ли, нет, это была машина Урал ЗиС-5В, «Захар» - так уважительно именовали мы - фронтовые шоферы трехтонку. На такой машине я колесил по военным дорогам. Это был мой «Захар». А машина уверенно держала свой путь в родную деревню Пушкарево. Я впопыхах крикнул бригадиру что-то невразумительное, воткнул вилы в сено и поспешил в деревню, прямо в правление колхоза в надежде, что машина эта выделена нашему хозяйству. Не помню, как я оказался в деревне, как вбежал в контору колхоза: в голове билась мысль – это будет моя машина, я буду на ней работать, никому ее не отдам. Так оно и вышло. Машину Урал ЗиС-5В, доверили мне». Дед вздохнул, задумчиво оглянулся назад, словно стремился попасть в далекое прошлое и продолжил свой рассказ.

«В нашей семье было четверо детей. Своего отца, твоего прадеда, я не помню, мне исполнился год, как его не стало. Хоть и был я самым младшим, с детства испытал всю тяжесть крестьянского труда. Помогал матери и старшим по хозяйству. И в лес ходил за грибами и ягодами, и траву косил, заготавливал дрова. Любил бегать в колхозную кузницу, где и научился кузнечному ремеслу. Кузнец тогда был незаменимым и едва ли не самым главным работником в деревне. Коня подковать, выковать ножи, топоры, вилы, оковать и починить телегу.

В 1940 году был призван в ряды Советской армии. Тогда только закончилась война с Финляндией. После сражений остались сотни разбитых грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-2А. И со своими сослуживцами я попал в ремонтно-восстановительный батальон по починке этих машин. Тогда же прошёл обучение на курсах и получил водительское удостоверение. Вот так и произошла моя первая встреча и связала меня на всю жизнь с машиной ЗИС-5, позднее стали выпускать Урал ЗИС-5В. Это была очень надежная техника, у нее редко что-либо ломалось или выходило из строя. И почти любую неполадку можно было устранить своими силами в полевых условиях. У машины хорошая проходимость по бездорожью».

Мой дед замолчал. Так молча, очень медленно мы и шли до самого дома, где прямо под окнами стояла теперь его машина – любимый «Захар», успевший и «повоевать» и мирно потрудиться.

Подойдя к дому, дед внимательно осмотрел «друга», потрепал меня по плечу, улыбнулся и тихонько поднялся по ступенькам крылечка. Ему всегда нелегко давались воспоминания, он заново переживал прошлое, и я знал, о том как дед воевал на своей машине, он мне расскажет, но не сегодня, а потом… когда-нибудь. А я дождусь этого дня… и дождался!

«С первых дней войны я был на передовой. И всю Великую Отечественную войну, на вверенной мне грузовой машине ЗИС-5 перевозил боеприпасы, раненых».

Есть такие моменты, яркие, как вспышка и запоминаются на всю жизнь. Кажется, что они пережиты только вчера. И дед о них говорил с такой трепетной грустью, что комок у меня подступал к горлу.

«Шла суровая зима 1941 года. Колонна автомашин передвигалась к месту назначения. Соблюдались все меры предосторожности: фары не включали, курить категорически запрещалось. Перед въездом на мост колонну атаковали немецкие юнкера. Загорелся один грузовик, второй, третий… на мосту образовалась пробка. Горящие грузовики, делали остальные машины прекрасной мишенью для самолётов. Огромные сугробы и узкая дорога не позволяли маневрировать. Но медлить было нельзя. У моего деда решение созрело мгновенно: он увидел, что внизу на льду темнели колеи от колёс машины, видимо прошла полуторка. И тогда дед осторожно съехал на лёд и двинулся к противоположному берегу».

И еще… «под Старой Руссой шли бои, боеприпасы на исходе. Я получил приказ ехать на машине в тыл, на базу, за боеприпасами. База находилась в 8 километрах от передовой. За боеприпасами поехал ночью. Ехал с открытой дверью, часто выходил из машины, проверял дорогу, смотрел на уже сильно потрепанную карту. Военный патруль, казалось, появился из воздуха. «Здесь нейтральная зона, всё заминировано, куда едешь? Мы отступаем. Пяться назад». Я выслушал часового молча, махнул рукой и поехал дальше. И не подвёл меня мой фронтовой друг «Захар», хотя жизнь у нас с ним была на волоске. Доехал нормально. Разгрузил боеприпасы и вернулся в часть».

А этот курьезный случай, рассказывая, дед хитро улыбался в бороду: «Я выехал из леса, а дальше дорога шла полем. Вдруг слышу гул мотора, откуда ни возьмись, немецкий самолёт… летит прямо на меня, я от него, он за мной, я вправо и он за мной, я влево и он туда же. Сначала думал, сейчас взорвёт, потом понял, нет у него снарядов. Немец гонялся за мной, мне показалось, минут сорок. Подлетел близко, что из окошка можно его было разглядеть, и он показал мне кулак, а я ему… на том и разошлись».

А когда разговор шел о наградах, дед расправлял плечи, аккуратно брал их своими натруженными руками и осторожно поглаживал. А Орденом Красной Звезды гордился особо. «Ковель, крупный транспортный узел Волынской области на Украине, наши войска с ходу овладеть им не смогли. Стали подтягивать резервы и готовить новое наступление. Я вёз боеприпасы на своём «Захаре» на батарею. Немцы всё почти заминировали, вели ожесточенный обстрел. Вдруг я почувствовал резкую боль в области живота, но останавливаться было нельзя, ведь если снаряд попадёт в машину, а там боеприпасы - это всё! И я ехал, как мог. Подъезжая к части, я сильно ослаб и потерял много крови, но снаряды доставил вовремя».

За самоотверженность, проявленную во время боёв под Ковелем, И.Д. Харчевников, и был награждён Орденом Красной Звезды.

Любил мой дед вспоминать своих однополчан, всегда тепло и сердечно о них рассказывал. «Однажды во время переправы через реку Висла, началась ожесточенная бомбёжка, да такая, что машины и подводы, перевозившие боеприпасы, уходили под воду. Успев выпрыгнуть из тонущего грузовика, я поплыл к берегу. Выбиваясь из последних сил, я услышал: «Ванюха, цепляйся». Чуть поодаль я увидел, плывущую лощадь, за седло которой держался мой близкий друг. Собрав последние силы, я доплыл до него и тоже ухватился за седло лошади. Вот так лошадь спасла нас обоих».

Мой дед, рядовой шофер Иван Харчевников, был участником Берлинской операции. «Я ехал к Рейхстагу… и вдруг видел, как над крепостью заалело наше знамя Победы. До капитуляции оставалось всего несколько часов… вот так я и встретил великую Победу, за рулем своего «Захара». Победа… наша Победа… моя Победа, внучек. Пятого апреля 1946 года командир 32 миномётной Берлинской краснознамённой ордена Кутузова бригады гвардии полковник Н.В. Лихачёв вручил мне медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы», а 28 мая 1946 года я вернулся домой в Пушкарёво. Радости встречи с родными не было конца. Со слезами на глазах обнимались, целовались».

За участие в Великой Отечественной войне мой дед был награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», за прорыв обороны прикрывающей Берлин с востока и вступление в столицу Германии город Берлин получил благодарность от 25 04. 1945 г.

Каждый год мой дед, Иван Дмитриевич Харчевников, в День Победы, выходит к своему грузовику… и не важно, что не с этой машиной он прошел военными дорогами, не это главное. Главное, что и эта машина сначала «воевала», а потом «трудилась» на колхозных полях. И крепкие натруженные руки моего деда еще долго держали руль дорогого сердцу «Захара» уже в мирное время.

Иван Дмитриевич с большим трудолюбием и усердием выполнял порученные ему задания: перевозил зерно, сено, скот, дрова. Машину всегда содержал в чистоте и в рабочем состоянии. Не ждал когда может произойти поломка, а заранее её предвидел. После рабочего дня или утром рано делал техосмотр своего железного коня.

В 1955году была пущена в действие Горьковская ГЭС. Многие территории Сокольского района оказались в зоне затопления. Жители срочно переезжали из опасной зоны. Требовался лес для строительства новых домов. Для перевозки леса нужна была такая прочная и проходимая машина как Урал ЗИС- 5 В. Дед проявил в этом деле смекалку. Он снял борта с машины, оставил площадку, прицепил прицеп и сам сделал приспособление для погрузки леса на машину без помощи людей. Тем самым облегчил труд и ускорил строительство домов для населения.

В 1962-1963 годах летний период был очень пожароопасным. Горели леса, поля, деревни: Цикино, Данильчик. Но в колхозе не было своей пожарной машины. Опять на помощь пришёл Иван Дмитриевич и его УралЗиС-5В. Спереди на бампер машины он поставил мотопомпу, приделал пожарные рукава и машина превратилась в пожарную.

Шли годы, но со своей машиной дед не расставался. Но вот в колхоз поступил новый бензовоз. Председатель колхоза сказал: «Ставь свою машину на стан, получай бензовоз. По сроку давности и изношенности, Урал ЗИС-5В будет утилизирован».

Как рассказывает моя тетя, учительница истории Лидия Ивановна, дед тяжело переживал разлуку с машиной, потом набрался смелости и пришёл к председателю колхоза и попросил продать ему машину. Так Урал ЗИС-5В стал личной машиной деда. Иван Дмитриевич по-прежнему тщательно следил за состоянием «друга».

Поэтому в день 65-летия Победы, военный грузовик Урал-ЗИС-5В, участвовал в праздничной демонстрации в районном центре, в поселке Сокольское. Военный грузовик УРАЛ – ЗИС – 5В ехал впереди колонны по улицам поселка, в кузове машины сидели ветераны Великой Отечественной войны. Молчаливые, убеленные сединами с наградами на груди, они ехали в Парк Победы. За рулём, правда, был не дед, а мой отец, сын Ивана Дмитриевича - Владимир Харчевников, а рядом сидел я.

…А после торжественного митинга мой отец катал детей. Желающих было очень много. И среди детворы сидел мой дед - гордый, сильный, и такой родной…

В 2014 году ушёл из жизни мой дед Иван. А автомобиль Урал-ЗИС-5В стоит под окном его дома. Как память, как реквием, как сама жизнь. И я знаю, что настанет день, и я обязательно сяду за руль машины деда, и в День Победы проеду по улицам Сокольского, и сам довезу всех желающих к парку Победы, на торжественный митинг.

И я сделаю все, чтобы сохранить нашу семейную реликвию - военный грузовик Урал ЗИС-5В. Я обещаю…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: