ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. ОЦЕНКА СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТОРОЖДЕНИЯ.. 2
1.1. Местоположение месторождения. 2
1.2. Климат района. 2
1.3. Режим работы. 2
1.4. Характеристика породы. 2
1.5. Подсчет запасов полезного ископаемого и объемов вскрышных пород в граничных контурах карьера. 2
2. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНОГО ПОЛЯ.. 2
2.1. Горно-подготовительные работы. 2
2.2. Горно-капитальные работы. 2
3. ТРАНСПОРТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.. 2
3.1. Характеристика автотранспорта. 2
3.2. Расчет производительности автосамосвала. 2
3.3. Расчет технико-экономических показателей работы автотранспорта. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 2
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 2
ВВЕДЕНИЕ Открытый способ разработки месторождений полезных ископаемых является наиболее производительным, экономичным и безопасным по отношению к подземному способу. Современное мощное горнотранспортное оборудование позволяет вести открытую разработку на глубинах более 600 м. К основным периодам освоения месторождения относятся: геологоразведочные работы и подсчёт запасов; разработка проектной и рабочей документации; подготовка месторождения к эксплуатации; вскрытие месторождения и развитие горных работ до проектной производительности; период эксплуатации при заданной производительности; реконструкция; период затухания горных работ. Одним из важных этапов освоения месторождения является его вскрытие, т.е. выполнение комплекса горных работ с целью обеспечения грузо-транспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью и создания первоначального фронта вскрышных и добычных работ. От правильно выбранного места заложения вскрывающих выработок, их конструкции и параметров зависит эффективность разработки всего месторождения. Целью настоящего курсового проекта является систематизация и закрепление знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, углубленное изучение основных терминов, понятий, производственных процессов и технологических схем вскрытия месторождения и получение навыков самостоятельного решения поставленных задач. При выполнении курсового проекта решаются следующие производственно-технические задачи: - обоснование системы разработки месторождения; - подсчёт запасов горной массы, пород вскрыши и полезного ископаемого в конечных контурах карьера; | ||||||||||
- обоснование режима работы предприятия и производственной мощности.
|
В данной курсовой работе разрабатывается месторождение «Октябрьский», в котором ведется добыча Доломита. Его используют в качестве производства огнеупорных материалов вместо магнезита, получение металлического магния, производство стали,при укладке дорог, для повышения прочности и химической стойкости стекла, изготовления резины, как наполнитель при получении бумаги, для получения фарфора, в ландшафтном дизайне, как световых и облицовочных материалов в строительстве объектов жилищного и промышленного типа.
1. ОЦЕНКА СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТОРОЖДЕНИЯ 1.1. Местоположение месторождения Проектируемое месторождение «Октябрьский» расположено в 30 км к юго-западу от г. Вышнего Волочка,в 6 км к юго-востоку от с. Есеновичи. В Вышневолоцком районе тверской области. Рис. 1. Географическое расположение карьера «Октябрьский» 1.2. Климат района Климат района умеренный. Зима продолжительностью 5 месяцев (ноябрь – апрель). Низкие температуры в январе и феврале. Абсолютный минимум - 37°С, а в отдельные зимы до - 43°С. Снежный покров с начала ноября до конца апреля. |
Жаркий месяц июль. Среднемесячная температура +20,6°С при максимуме +40,5°С. Среднегодовая сумма осадков составляет 350-500 мм. Ветры южные и юго- западные. Максимальная скорость 15-21 м/с, порывы 25-32 м/с. Среднегодовая скорость 2,5-4,2 м/с.
|
Режим работы
Режим работы карьера предусматривает разработку в трех добычных уступах, с последующим углублением с внешним отвалообразованием. Исходя из имеющегося оборудования, применяется цикличная схема ведения добычных работ. Карьер работает 250 дней в году, в две смены, принята пятидневная рабочая неделя.
Характеристика породы
Доломит – это минерал из класса карбонатов химического состава CaCO3*MgCO3, доломитом называю также осадочную карбонатную горную породу, состоящую из минерала доломита на 95% и более. Он получил название в честь французского инженера и геолога Деода де Доломьё (1750-1801), описавшего признаки доломитовых пород.
Доломит имеет желтовато-серый, светло-бурый, реже белый цвет, излом ровный, в кристаллических разностях-зернистый, твердость3,5-4, насыпная плотность γн = 1,8 т/м3; плотность доломита в целике рана 2,9 т/м3; коэффициент разрыхления Кр = 1,5.
|
спайность совершенная, блеск стеклянный.
Добыча Доломита осуществляется в карьерах буровзрывным методом или с применение зарядов для скважин. Его обработка включает в себя дробление, обжиг и в некоторых случаях помол. Материал дробят на куски с помощью молотковых или щековых дробилок. Обжигают доломит обычно в печах шахтного типа с выносными топками. Для помола используют шаровые или иные мельницы. Выполняя обжигание при разной температуре. Получают различные материалы. Обжиг и каустического доломита выполняют при температуре до 750 градусов. При более высокой температуре (до 850 градусов) образуется доломитовый цемент. Доломитовая известь, способная к гашению, производится при температуре порядка 950 градусов.
Подсчет запасов полезного ископаемого и объемов вскрышных пород в граничных контурах карьера
Выполняется методом геологических блоков - один из основных способов подсчета запасов твердых полезных ископаемых, сущность которого заключается в выделении и оконтуривании подсчетных блоков с близкими значениями ведущих геолого-промышленных параметров (мощность, содержание, условия и глубина залегания, технологические свойства и сорбность руды, степень разведанности и тому подобное). Метод геологических блоков характеризуется максимальным учетом особенностей геологического строения, системы разведки и требований проектирования горнорудного предприятия. Кроме того, он характеризуется простотой и высокой достоверностью. Подсчет запасов полезного ископаемого произведен по 3 блокам.
Таблица 1. Подсчет запасов полезного ископаемого и вскрышной породы на карьере Октябрьский
№ блоков | Площадь, м2 | Мощность полезной толщи, м | Мощность вскрыши, м | Объем ПИ, м3 | Объем вскрыши, м3 |
D1 | |||||
D2 | |||||
D3 | |||||
Итого | 25 м | 10 м |
Площадь блока равна произведению ширины блока 200 м и его длины 100 м.
Таблица 2. Баланс запасов
№ | Наименование показателей | Единицы измерения | Количество |
Объем полезного ископаемого | млн. м3 | 1,5 | |
Общекарьерные потери | м3 | – | |
Эксплуатационные потери: | м3 | | |
а) в кровле (0,1 м) Пк = Fг.о · 0,1 | |||
б) в подошве (0,1 м) | |||
в) при транспортировке 1% | |||
Потери | м3 | ||
Коэффициент потерь | % | 1,1 | |
Площадь горного отвода | Га |
2. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНОГО ПОЛЯ 2.1. Горно-подготовительные работы Исходные данные: · Площадь горного отвода 6 га · Площадь земельного отвода 6,6 га · Мощность вскрыши 10 м · Мощность полезного ископаемого 25 м · Плотность породы 2,9 т/м3 Снятие почвенно-растительного слоя Горный отвод не содержит кустарников и мелколесья, поэтому подготовка карьерного поля начинается с удаления почвенно-растительного слоя мощности 0,2 м Объем почвенно-растительного слоя рассчитывается по формуле: Снятие почвенно-растительного слоя будет осуществляться бульдозером ДЗ-141ХЛ. Характеристика бульдозера ДЗ-141ХЛ: · Базовый трактор Т-500Р-1 · Мощность двигателя 367 кВт · Тяговый класс 350 кН · Параметры отвала: а) длина 4800 мм |
б) высота 2000 мм
в) подъем 1430 мм
г) опускание 640 мм
· Масса:
а) бульдозерного оборудования 8,6 т
б) общая с трактором 59,9 т
Техническая производительность бульдозера ДЗ-141ХЛ:
где Vпрв – объем призмы волочения;
Кq – коэффициент изменения производительности;
tц – длительность цикла;
Крп – коэффициент разрыхления породы в призме волочения.
Длительность рабочего цикла бульдозера ДЗ-141ХЛ определяется по формуле:
+ + + + = 14,3+4,3+7,5+23,9 = 50 с
Эксплуатационная производительность бульдозера ДЗ-141ХЛ устанавливается из выражения:
η – коэффициент использования бульдозера 0,7…0,8. Принимаем η = 0,7.
Тсм – продолжительность смены. Принимаем 8 часов
Количество смен по снятию почвенно-растительного слоя:
Принимаем 4 смены. На снятии почвенно-растительного слоя будет работать 1 бульдозер ДЗ-141ХЛ 1 смену по 8 часов.
Погрузка почвенно-растительного слоя будет производится одноковшовым экскаватором ЭКГ-250 5 БХЛ-2 в автосамосвал МАЗ 6501В6
Характеристика экскаватора ЭКГ-250 5 БХЛ-2
· Вместимость ковша 2,5; 3,2; 4 м3
· Радиус черпания на уровне стояния 8,8 м
· Максимальный радиус разгрузки 12 м
· Максимальный радиус черпания 13,5 м
· Максимальная высота черпания 9,8 м
· Максимальная высота разгрузки 6,1 м
· Масса экскаватора 140 т
· Установленная мощность двигателя 250 кВт
Техническая производительность экскаватора вычисляется из уравнения:
где Е – объем ковша
kн – коэффициент наполнения
tц – продолжительность цикла (при угле поворота 90˚ принимаем равным 23 с)
Эксплуатационная производительность экскаватора ЭКГ-250 5 БХЛ-2 устанавливается из выражения:
η – коэффициент использования экскаватора 0,8…0,9. Принимаем η = 0,9.
Тсм – продолжительность смены. Принимаем 8 часов.
Количество смен по погрузке почвенно-растительного слоя:
Принимаем 3 смены. На погрузке почвенно-растительного слоя будет работать 1 экскаватор ЭКГ-250 5 БХЛ-2, 1 смена по 8 часов.
Выбор модели автосамосвала производится в соответствии с вместимостью ковша экскаватора исходя из отношения:
Принимаем автосамосвал- МАЗ 6501В5
Характеристика автосамосвала: МАЗ 6501В5
· Грузоподъемность 20,5 т
· Объем кузова:
a) геометрический 12,5 м3
· Масса (без груза) 12 т
· Длина автосамосвала 7,5 м
· Ширина автосамосвала 3,0 м
· Наименьший радиус поворота 8,5 м
· Мощность двигателя 250 кВт
· Погрузочная высота 3,5 м
Коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала:
где Еа – геометрическая вместимость кузова автосамосвала, м3
γ – плотность в целике, т/м3
qа – грузоподъемность, т
Кg – принимаем 1,2
Расстояние перемещения, м | Кg | |||
горизонтальный участок | под уклон 10% | под уклон 20% | на подъем 10% | |
1,8 | 2,5 | 0,6 | ||
0,6 | 1,1 | 1,6 | 0,37 | |
0,3 | 0,6 | 0,9 | 0,18 | |
0,2 | 0,36 | 0,55 | 0,12 |
Дальность вывозки 600 м = 0,6 км
Время погрузки автосамосвала:
Время движения автосамосвала груженым:
Время движения автосамосвала порожняком:
Время разгрузки принимаем 1 мин; время на маневры 3 мин.
Время одного рейса рассчитывается по формуле:
Эксплуатационная производительность автосамосвала МАЗ 6501В5
η – 0,8…0,95 принимаем 0,95.
Переводим из т/см в м3/см
554,1/1,3 = 533,9 м3/см
Количество смен по вывозке почвенно-растительного слоя:
Принимаем 22 смены. На вывозке почвенно-растительного слоя будут работать 8 автосамосвалов МАЗ 6501В5, 3 смены по 8 часов.
Экскавация и вывозка вскрышной породы
Дальность вывозки l = 0,8 км. Вскрыша представляет собой песчано-гравийную смесь; насыпная плотность γн = 2,8 т/м3; плотность ПГС в целике рана 1,3 т/м3; коэффициент разрыхления Кр = 1,15.
Техническая производительность экскаватора вычисляется из формулы:
Сменная производительность экскаватора:
Количество смен по экскавации вскрышной породы:
Принимаем 270 смен. На экскавации вскрышной породы будут работать 3 экскаватора в 2 смены по восемь часов 45 дней.
Вывозка вскрышной породы:
Время погрузки автосамосвала:
Время движения автосамосвала груженым:
Время движения автосамосвала порожняком:
Время разгрузки принимаем 1 мин; время на маневры 3мин.
Время одного рейса рассчитывается по формуле:
Эксплуатационная производительность автосамосвала МАЗ 6501В5
η – 0,8…0,95 принимаем 0,95.
Переводим из т/см в м3/см
572/1,4 = 409 м3/см
Количество смен по вывозке почвенно-растительного слоя:
Принимаем 1048 смен. На вывозке вскрышной породы будут работать 12 автосамосвалов МАЗ 6501В5 в 2 смены по 8 часов 45 дней.
Параметры капитальной траншеи
Ширина капитальной траншеи по дну определяется из условия безопасного движения транспортных средств автосамосвалов МАЗ 6501В5, при однополосном движении.
где - ширина обочины = 2 м
m – безопасное расстояние = 1 м
П – ширина проезжей части = 6 м
Глубина заложения капитальной траншеи определяется глубиной залегания полезного ископаемого, и равна:
10+25=35 м
где – мощность вскрыши =10 м
– мощность п.и. = 25 м
Длина капитальной траншеи равна:
где i – уклон капитальной траншеи
Объем капитальной траншеи равен:
где β – угол откоса борта траншеи, β = 60˚.
Количество смен:
Ширина рабочей площадки:
где Араз – ширина развала горной породы.
Араз = 40 · 0,3 = 12
Сн.б – расстояние от оси дороги до нижней бровки или развала. Сн.б = 2,5.
RА – радиус разворота автосамосвала. RА = 9 м.
Сп.б – расстояние от оси дороги до границы полосы безопасности. Сн.б = 3 м.
bб – полоса безопасности. bб = 2 м.
Параметры разрезной траншеи
Ширина понизу разрезной траншеи определяется с учетом условий безопасного размещения выемочного оборудования и вместимости выработанного пространства на размещения пород вскрытия от первой эксплуатационной заходки.
При тупиковой схеме подачи автосамосвалов МАЗ 6501В5 под погрузку ширина по дну определяется:
где - ширина автосамосвала МАЗ 6501В5 = 2,55 м;
– наименьший радиус поворота автосамосвала МАЗ 6501В5 = 9м;
– зазор между автосамосвалом и траншеей = 1 м
Объем разрезной траншеи:
где hч.з – глубина копания экскаватора. hч.з = 6,4 м.
Lтр – длина траншеи. Lтр = 50 м