Кл. Музыкальное отделение,
Четверть 3, урок 5
Преподаватель: Плюснина Т. В.
Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com
до 20.02.2021
Сольфеджио
Типы движения голосов: параллельное, противоположное, косвенное
Движение голосов в одном направлении называется параллельным
Движение голосов в разные стороны называется пр отивоположным:
Движение одного голоса на фоне тянущегося или повторяющегося звука в другом голосе называется косвенным:
Задание:
1. Переписать конспект урока.
2.Переписать в тетрадь № 26 и выделить параллельное движение голосов красным карандашом, противоположное – синим, а косвенное движение голосов - зеленым карандашом.
Беседы по музыке
Сказка в опере. Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
Опера “Снегурочка” поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Обстоятельства создания “Снегурочки” хорошо известны. Н.А. Римский-Корсаков сам рассказывал о них в “Летописи моей музыкальной жизни”. Сказка А.Н. Островского “Снегурочка” была первый раз прочитана Н.А. Римским - Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879-80 г. он снова ее прочитал и, на сей раз “точно прозрел на ее удивительную красоту”. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Н.А. Римский - Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с А.Н. Островским и попросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые, при работе над оперой, изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки. Лето 1880 года Н.А. Римский - Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями.
|
Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. “Снегурочка” воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора “вечные, периодически выступающие силы природы”. Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле - солнцу, “творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях” (Н.А. Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
Пролог. Действие происходит в сказочной стране берендеев. Конец зимы. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна - красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Оркестровое вступление вводит слушателей в царство природы. Музыка наполнена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц. С большим мастерством композитор воспроизводит голоса птиц. В музыке ясно слышатся стук дятла, крик кукушки, посвистывание и пощелкивание других птиц.
|
Пролог Вступление https://www.youtube.com/watch?v=S10j4WRz9Xs, Песни и пляски птиц, https://www.youtube.com/watch?v=iZ2XitGyDF8
Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило – солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, а зима долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить в слободку дочку под присмотр бездетных Бобыля и Бобылихи. Снегурочка счастлива: давно ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Образ Снегурочки в опере не остается неизменным. Вначале это образ прекрасного, но холодного, сказочного существа, лишенного человеческих чувств, хотя и стремящегося к людям. Такую мы видим Снегурочку в арии “С подружками по ягоду ходить”. Музыка этой арии изящна, грациозна и легка. Партия Снегурочки звучит в исполнении колоратурного сопрано. В оркестровом сопровождении велико значение флейты. Ее холодноватый тембр постоянно сопровождает Снегурочку в начале оперы.
Ария Снегурочки https://www.youtube.com/watch?v=MSJYUXr4xEI,
Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Это большая хоровая сцена выражает верования народа в могущество природы. Здесь и величание Масленицы, причитания, и закликание Весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой его радости Снегурочка просит взять ее в дочки. Берендеи охотно принимают ее. Так завершается пролог.
Проводы Масленицы https://www.youtube.com/watch?v=E1ylfXOieJo