Подведомственность и подсудность дел о банкротстве кредитных организаций определена гл. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с ч. 1 которой дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения кредитной организации (см. прил. 9).
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают (см. прил. 6):
1. кредитная организация-должник;
2. кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3. Банк России;
4. налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган – по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды
Условия, при наличии которых арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве кредитной организации, определены в ст. 36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Заявление кредитной организации о признании ее банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для заявления должника. Основные требования к заявлению должника содержаться в ст. 33, 34 названного Закона. В связи с тем, что содержание заявления должника в значительной степени отличается от содержания искового заявления по экономическому спору, при составлении заявления кредитной организации о признании ее банкротом следует руководствоваться положениями указанной ст. 33.
|
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению кредитной организации о признании ее банкротом, содержится в ст. 104 АПК РФ.
К заявлению кредитора – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
К заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании кредитной организации банкротом. О принятии заявления выносится определение не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд. В определении указывается о введении наблюдения и назначении временного управляющего.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредитная организация в пятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом обязана направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в этом заявлении, о возбуждении в отношении ее дела о банкротстве.
|
Отзыв кредитной организации на указанное заявление подается в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения дела (п. 1 ст. 109 АПК РФ).
Отсутствие отзыва кредитной организации не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.
Судья арбитражного суда обязан отказать в принятии заявления о признании кредитной организации банкротом в одном из перечисленных ниже случаев:
· Банк России еще не отозвал у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций;
· нарушены условия подведомственности и подсудности;
· заявление в арбитражный суд подано лицом, не обладающим правом на обращение в суд с таким заявлением;
· требования кредитной организации в совокупности составляют менее чем сто тысяч рублей;
· заявление подано банкротстве должника, в отношении которого уже введена одна из процедур банкротства.
Об отказе в принятии заявления о признании кредитной организации банкротом судья арбитражного суда выносит определение. В определении должны быть указаны мотивы его вынесения со ссылкой на соответствующие статьи АПК РФ, Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Указанное определение может быть обжаловано.
Арбитражный суд возвращает заявление о признании кредитной организации банкротом лицу, направившему это заявление, с приложенными к нему документами в случаях, если:
|
· заявление не отвечает требованиям, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для заявления должника;
· копия заявления не направлена в Банк России;
· копия заявления лиц, указанных в ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» этой кредитной организацией в Банк России;
· помимо документов, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», к заявлению не приложена копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, опубликованного в «Вестнике Банка России», или копия данного приказа, заверенная Банком России.
В случае возвращения указанного заявления судья выносит об этом определение (п. 2 ст. 108 АПК РФ), которое направляется должнику и кредитору-заявителю. О возможности обжалования этого определения в Законе не говорится, из чего следует применение порядка обжалования, установленного п. 3 ст. 61 Закона.
Возвращение заявления о признании кредитной организации банкротом не препятствует вторичному обращению с ним в арбитражный суд в общем порядке после устранения допущенных нарушений (п. 4 ст. 108 АПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных федеральными законами и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций[38].
Новеллой Закона является обязательная принадлежность кандидатуры арбитражного управляющего к одной из саморегулируемых организаций управляющих.
Согласно ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть только физическое лицо и только гражданин Российской Федерации. Таким образом, Закон ограничивает правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям:
- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- высшее образование;
- стаж руководящей работы в совокупности не менее двух лет;
- сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев; организация и проведение этой стажировки относится к компетенции саморегулируемых организаций управляющих;
- наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве (см. прил. 11).
В настоящее время не предъявляется требований к наличию лицензии: в Федеральном законе от 08.01.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.12.03)[39], ст. 17 которого предусматривает исчерпывающий перечень видов такой деятельности, арбитражного управления нет.
К негативным признакам относятся следующие:
- судимость за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- заинтересованность по отношению к должнику или любому из кредиторов;
- осуществление процедур банкротства в отношении управляющего – индивидуального предпринимателя;
- наличие неудовлетворенных требований к кандидатуре о возмещении убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении в прошлом обязанностей арбитражного управляющего;
- дисквалификация либо лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (соответствующее решение предусматривает срок дисквалификации или лишения названных прав). Порядок дисквалификации определяется нормами КоАП и УК.
В связи с тем, что дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда, т. е. коллегиально, в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей[40].
В соответствии со ст. 127 ПАК РФ судья арбитражного суда приступает к подготовке к рассмотрению дела о банкротстве кредитной организации (см. прил. 7).
Согласно ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании кредитной организации банкротом. Обратим внимание, что указанный срок исчисляется не с момента принятия заявления, а с момента его поступления в суд (между этими событиями в соответствии с п. 2 ст. 42 названного Закона должно пройти не более пяти дней, однако на практике иногда проходит и более длительный срок). Данная статья не предполагает возможности отложения рассмотрения дела (в соответствии с Законом 1998 г. дело могло быть отложено на срок не более двух месяцев); норма является императивной, поэтому названный в ней семимесячный срок удлиняться не может.
По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.
На основании ст. 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных ст. 3 названного Закона и ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Общие требования к содержанию решению арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства установлены в ст. 127 АПК РФ. Указанное решение подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст. 54 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сообщение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется в порядке, установленном ст. 28 названного Закона. Арбитражный управляющий в течение трех дней с даты получение соответствующего судебного акта направляет сведения подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со ст. 28 названного Закона. Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. Указанные сведения публикуются в течение десяти дней с момента их получения.
Решение арбитражного суда от отказе в признании кредитной организации банкротом принимается в случае:
- отсутствия признаков банкротства, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
- установления фиктивного банкротства;
- в иных случаях, предусмотренных указанным Законом.
Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании кредитной организации банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и являющихся последствиями принятия заявления о признании кредитной организации банкротом и (или) введения наблюдения.
Все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, уплата которой была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 Закона, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество кредитной организации и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Помимо расходов на выплату арбитражным управляющим в состав судебных расходов согласно ст. 89 АПК РФ включены:
· государственная пошлина;
· издержки, связанные с рассмотрением дела: суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, осмотр доказательств на месте;
· расходы, связанные с исполнением судебного акта.
В случае, если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе в признании кредитной организации банкротом в связи с отсутствием признаков банкротства кредитной организации на момент возбуждения дела о банкротстве расходы относятся на кредиторов, обратившихся в арбитражный суд с заявлением кредитора, и распределяются между ними пропорционально их требованиям.
Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве. Последнее означает, что в решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или в решении об отказе в признании кредитной организации банкротом необходимо указывать, на какое лицо, участвующее в деле, и в какой сумме относятся судебные расходы и расходы по выплате вознаграждения арбитражным управляющим.
В соответствии со ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях возникших между кредиторами, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб.
По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражным судом выносится определение. Данное определение может быть обжаловано.
Согласно п. 5 ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», определения арбитражного суда, не предусмотренные АПК РФ, обжалуются в порядке, установленном указанным Законом.
Данное положение явилось предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, в результате чего было вынесено Постановление от 12 марта 2001 г. № 4-П, где установлено, что под несостоятельностью (банкротством)Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» понимает неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей. В делах о несостоятельности (банкротстве) арбитражные суды устанавливают юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по платежам своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам конкурсного производства. В случаях же признания платежеспособности должника эти требования удовлетворяются в исковом порядке[41].
На каждой из стадий производства по делу о признании кредитной организации банкротом решаются самостоятельные задачи и не проверяются процессуальные акты (определения), принятые в ходе предшествующих процедур. Отсутствие же возможности проверки законности и обоснованности таких определений, принимаемых по существу предъявленных требований и порождающих материальные права и обязанности сторон, может причинить невосполнимый в дальнейшем ущерб.
Так, в определении, вынесенном арбитражным судом по результатам рассмотрения обоснованности возражений должника, указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, в отношении которых возражения должника признаны необоснованными; определение является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему кредитору на собрании кредиторов (п. 4 ст. 71). Невозможность обжалования такого определения ущемляет интересы кредитора, реальные права которого могут быть не учтены на собрании кредиторов. К тому же, если кредитору отказывают во включении его требований в реестр требований, то конкурсная масса перераспределяется между другими кредиторами. В результате существенно ограничивается закрепленное ст. 35 Конституции РФ право собственности.
При этом, поскольку целью закона о банкротстве является не урегулирование споров о праве, а обеспечение защиты реальных или потенциальных кредиторов, требование о «справедливом разбирательстве дела» в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод применяется лишь в той мере, в какой гражданские права заявителей затрагиваются предварительным решением суда, которое может быть оспорено и законность которого проверяется судом с соблюдением всех гарантий, установленных в ст. 6 Конвенции[42].
Таким образом, содержащееся в п. 5 ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» правило, в соответствии с которым не могут быть обжалованы определения арбитражного суда, не соответствует Конституции РФ, ее ст. 46 (ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 3).
Ряд обратившихся в Конституционный Суд РФ заявителей являются кредиторами коммерческих банков, процедура банкротства которых обладает существенной спецификой. Поэтому к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) банков и иных кредитных организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» применяется с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Специальные правила этого Федерального закона учитывают слабую защищенность таких кредиторов, как вкладчики банков (в том числе граждане), число которых обычно очень велико. Предоставление им возможности обжаловать определения арбитражного суда может привести к значительному продлению сроков рассмотрения дела о банкротстве кредитных организаций и к отсутствию необходимой определенности имущественных прав кредиторов. Поэтому законодатель вправе предусмотреть особенности обжалования затрагивающих их права определений, отличающихся от апелляционного и кассационного порядка по составу суда, а также срокам обжалования и рассмотрения дел.