Глава 2. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций




 

 

 

Наличие объемной и весьма тщательно прописанной системы мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности банков, является одной из характерных особенностей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которая выгодно отличает его от Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В первом из названных законов регулированию отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, посвящены три главы полностью (гл. II-IV), а также отдельные статьи других глав (всего 29 статей), в во втором Законе вопросам предупреждения банкротства посвящена всего лишь одна глава, состоящая из двух статей[16].

Указанное обстоятельство обусловлено тем, что несостоятельность кредитных организаций, в отличие от других участников гражданского оборота, всегда связана с большими финансовыми потерями для их клиентов, а в некоторых случаях может являться причиной банкротства юридических и физических лиц, являющихся вкладчиками и кредиторами банков.

Анализ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», приводит к выводу о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитной организации, испытывающей временные финансовые трудности.

Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Предупреждение банкротства – очень важная стадия развития конкурсных отношений, так как в ее рамках руководство должника, его участники, третьи лица могут перейти к взаимоустраивающему соглашению, направленному на преодоление временных финансовых сложностей, и тем самым предотвратить проведение конкурсного процесса в отношении должника.

Перечень мер по предупреждению банкротства кредитных организаций включает (см. прил. 2):

1. финансовое оздоровление кредитной организации;

2. назначение временной организации по управлению кредитной организацией;

3. реорганизацию кредитной организации.

Перечисленные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций (см. прил. 4) осуществляются при возникновении оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Всего предусмотрено пять таких оснований, причем их число является исчерпывающим и для наступления соответствующих последствий – достаточно хотя бы одного из них.

Первое основание предусматривает случай, при котором кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Второе основание – кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счетах кредитной организации.

Таким образом, для наступления второго основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации достаточно, чтобы кредитная организация хотя бы один раз исполнила соответствующие обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания должно быть отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах.

Третье основание – кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России.

Расчет собственных средств (капитала) кредитной организации производится в порядке, предусмотренным Положением Банка России от 01 июня 1998 г. «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций»[17] (в ред. Указаний Банка России от 31 декабря 1998 г[18]. и от 04 февраля 1999 г.[19])

В соответствии с этой методикой величина собственных средств (капитала) кредитных организаций определяется суммированием основного и дополнительного капитала.

Четвертое основание – нарушение норматива достаточности собственных средств (капитала), установленного Банком России.

Нормативы достаточности собственных средств (капитала) банка установлены в Инструкции Банка России от 01 октября 1997 г. «О порядке регулирования деятельности банков» (в ред. Указаний Банка России от 01 февраля 1999 г.).

Пятое основание – нарушение кредитной организацией норматива текущей ликвидности, установленной Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%.

Согласно ст. 66 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие лекгореализуемые активы) и суммарных активов. Под ликвидностью банка понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

В п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлены несколько иные основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Следует различать меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, которые могут осуществляться кредитной организацией самостоятельно, и меры, проводимые по требованию Банка России. Этим обусловлены различия в основаниях для осуществления конкретных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Самостоятельно кредитная организация может осуществлять следующие меры по предупреждению своего банкротства: во-первых, финансовое оздоровление; во-вторых, реорганизацию.

Иное дело, если меры по предупреждению банкротства кредитной организации проводятся по требованию Банка России, который вправе: потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению; назначить временную администрацию; потребовать осуществления реорганизации кредитной организации.

Таким образом, требование Банка России о реорганизации кредитной организации (см. прил. 4) будет законным лишь в случае возникновения обстоятельств, указанных не в ст. 4, а в п. 1 ст. 32 (который отсылает к п.п. 1-3 ст. 17) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Банк России не вправе назначить временную администрацию, если отсутствуют основания, предусмотренные ст. 17 названного Закона.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации осуществляются при наличии одного или нескольких перечисленных выше оснований.

 

Введение процедуры финансового оздоровления позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства.

Финансовое оздоровлениекредитной организации является первоочередной мерой по предупреждению ее банкротства. Оно осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России.

Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций только по решению Совета директоров Банка России.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меры, направленные на финансовое оздоровление кредитной организации, принимаются учредителями (участниками) кредитной организации до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры (ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций») (см. прил. 3):

- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

- изменение организационной структуры кредитной организации;

- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

- иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Назначение временной администрации по управлению кредитнойорганизацией– это одна из трех мер направленных на предупреждение банкротства кредитной организации, и одна из мер принудительных мер воздействия, применяемых к кредитным организациям.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Решение о назначении временной администрации принимается Банком России по собственной инициативе либо по просьбе членов правления, Совета акционеров соответствующего банка, а также его кредиторов.

Временная администрация по управлению кредитной организации назначается приказом (распоряжением) Председателя Банка России или по его поручению – заместителя Председателя Банка России по представлению Департамента банковского надзора Банка России с учетом предложений территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ.

В процедуре финансового оздоровления следует отметить отличительную особенность Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с требованиями ст. 80 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, на срок не более чем два года, назначается административный управляющий, органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями (ст. 82), по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления (ст. 92).

Среди нормативных актов Банка России, в соответствии с которыми действует временная администрация, необходимо назвать: Положение Банка России от 25 февраля 1999 г. «О порядке выдачи и аннулировании Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации»[20]; Указание Банка России от 25 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в положение «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» № 265 от 02 апреля 1996 г.»[21]; Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями[22], а также письма Банка России от 25 марта 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[23] и от 02 апреля 1998 г. «О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям[24]

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено пять оснований для назначения временной администрации (см. прил. 4):

1. кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2. кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (см. прил. 2 на обороте);

3. кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% (см. прил. 3);

4. кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5. в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

Задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными[25].

Порядок функционирования временной администрации регулируют следующие Федеральные законы: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (п. 5 ч. 2 ст. 75), «О банках и банковской деятельности» (ст. 19).

Ранее, этот порядок наряду с названными Законами регулировался и Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» (гл. I)[26],

Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», далее АРКО, являлась правопреемником открытого акционерного общества небанковской кредитной организацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» по всем правам и обязательствам последнего, в том числе по трудовым договорам.

АРКО осуществляла планы реструктуризации кредитных организаций, утвержденные открытым акционерным обществом небанковской кредитной организацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» независимо от доли участия последнего в уставном капитале кредитной организации.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 года № 87-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»[27] АРКО было принято ликвидировать, денежные средства передать Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», далее Агентство[28].

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции (см. прил. 5):

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»[29];

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции (см. прил. 5):

- реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

- проводит обследование кредитной организации;

- устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

- контролирует распоряжение имуществом кредитной организации.

- принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

- устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

- принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

- обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

- выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В целях установления требований кредиторов временная администрация осуществляет публикацию в официальном издании, содержащую сведения о кредитной организации. В свою очередь, кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении. В реестре указываются сведения о размере и составе требования к должнику, а также об очередности удовлетворения этих требований. На основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций[30].

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), ограниченное по действию во времени определенным сроком и направленное на восстановление платежеспособности банка. Мораторий – один из способов обеспечения экономических и юридических интересов кредиторов банка, включая граждан – вкладчиков, защита прав и законных интересов которых в сфере кредитных отношений требует дополнительных гарантий.

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.

Действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации не распространяется:

на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Подобная норма отсутствовала в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».[31] Однако на основании информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07 августа 1997 г. «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)»[32] данное правило нашло свое применение в судебно-арбитражной практике.

Таким образом, вопрос о возможности отмены моратория решением Банка России ранее срока, указанного в акте Банка России о введении моратория, остается открытым.

В случае с Банком России введение моратория имеет первостепенное значение не только для кредитной организации, но в гораздо большей степени – для ее кредиторов.

Таким образом, публикация в «Вестнике Банка России» соответствующего акта о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации представляется не только целесообразным, но и необходимым действием, равно отвечающим интересам как кредитной организации, так и ее кредиторов.

Применительно к руководителю временной администрации действуют следующие положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

· сделка кредитной организации, в том числе совершенная кредитной организацией до момента введения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ;

· сделка кредитной организации, совершенная кредитной организацией с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки.

Все расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока действия временной администрации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

- в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

- при передаче дел арбитражному управляющему.

Сообщение о прекращении деятельности временной администрации должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России».

Банк России вправе потребовать от кредитной организации ее реорганизации (п. 1 ст. 32 Федерального закона 21 несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае возникновения оснований, предусмотренных п.п. 1-3 п. 1 ст. 17 указанного Закона.

Порядок реорганизации кредитной организации установлен Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)», «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08 февраля 1998 г.[33], «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г[34]. Гражданским Кодексом РФ, а также Инструкциями Банка России: «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 27 сентября 1996 г.[35], «О порядке применения Федеральных Законов, регламентирующих процедуры регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г.[36]. Положением Банка России от 30 декабря 1997 г. «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения»[37] и другими нормативными актами Банка России.

Процесс реорганизации банков в форме слияния или присоединения включает семь основных стадий:

1. подготовка договора о слиянии или присоединении;

2. уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении;

3. проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;

4. проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;

5. уведомление кредиторов реорганизумых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

6. проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

7. представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

С момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно установить контроль за реорганизацией кредитной организации. В максимально короткие сроки с момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно совместно с территориальным учреждением Банка России подготовить совместное заключение о целесообразности реорганизации кредитных организаций.

Банк России проводит регистрацию реорганизованной кредитной организации и выдает ей лицензию на осуществление банковских операций (в случае необходимости) только при положительном заключении Департамента по организации банковского санирования, подготовленном в порядки и сроки, установленные нормативными актами Банка России.

Таким образом, проведя анализ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» напрашивается вывод о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитных организаций, испытывающих временные финансовые трудности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: