МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Управление предпринимательской деятельностью»
Менеджмент
Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальностей 061100
«Менеджмент организации» и 060800
«Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры УПД, протокол №5 от 10.02.2004 г.
Утверждены Методическим Советом института МТиМ, протокол №7 от 17.02.2004 г.
Менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации» и 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 23 с.
Методические указания разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 061100 «Менеджмент организации» и 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» заочной формы обучения, на основе требований рабочей программы по курсу «Менеджмент», «Основы менеджмента».
Составители: канд. экон. наук, доц. Н.И. Гаврильчак;
. канд. экон. наук, проф. Е.Е. Шарафанова
канд. экон. наук, доц. Л.В. Овчаренко
Рецензент: д-р экон. наук, проф. Е.И. Богданов
Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.. 4
Цель и задачи курсовой работы... 4
3. Темы и содержание основных разделов
курсовой работы... 5
|
4. Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы... 7
Литература.. 15
Введение
Курс «Основы менеджмента» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами. Менеджер – это эрудированный управленец, умеющий наблюдать за внешней и внутренней средой фирмы, осуществлять качественную и количественную оценку изменений, происходящих в фирме, планировать деятельность вверенных ему подразделений, организовывать процесс производства продукции (оказания услуги), разрабатывать и внедрять системы мотивации персонала, осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий.
Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента» имеет самостоятельный и творческий характер и должна отражать приобретенные в процессе обучения теоретические знания студента, его умение работать с литературой, способность готовить и обосновывать управленческие решения.
Цель и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является развитие навыков самостоятельной работы в области менеджмента. Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
ـ осуществить критический анализ литературы по тематике работы;
ـ спроектировать организационную структуру управления организацией;
ـ определить должностные обязанности и права сотрудников организации;
ـ разработать систему стимулирования работников организации.
Курсовая работа состоит из двух частей – теоретической и практической.
Рекомендуемая структура курсовой работы следующая:
|
Введение
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложения
3. Темы и содержание основных разделов
курсовой работы
Теоретическаячасть курсовой работы должна:
- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);
- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;
- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;
- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;
- содержать определение и уточнение основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;
- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного анализа исследуемой проблемы.
Теоретическая часть курсовой работы выполняется по одной из следующих тем:
1. Роль анализа в менеджменте. Организация аналитической работы.
2. Стратегические и тактические планы в менеджменте.
3. Организационная структура управления фирмой.
4. Современные подходы к формированию организационных структур управления.
5. Стратегическое управление организацией.
6. Социокультурные факторы и этика менеджера.
7. Процесс принятия управленческих решений в организации.
8. Модели и методы менеджмента.
9. Эффективность менеджмента.
10. Проблема неформальных коллективов в менеджменте.
11. Социально-психологический климат организации и менеджмент.
12. Методы и способы разрешения конфликтов.
13. Особенности менеджмента формирующейся организации.
|
14. Проблема риска в управленческих решениях менеджера.
15. Проблемы мотивации труда в условиях рыночной экономики.
16. Власть и лидерство в системе менеджмента.
17. Права и ответственность менеджера.
18. Мотивационно-поведенческие основы управления в организации.
19. Делегирование полномочий в менеджменте.
20. Цели организации: их классификация и механизм формирования.
21. Методы оптимизации управленческих решений.
22. Современная система документационного обеспечения управления.
23. Централизация и децентрализация в управлении, их преимущества и недостатки.
24. Менеджмент в малом бизнесе.
25. Менеджмент в сфере услуг.
26. Стиль управления и имидж менеджера.
27. Культура делового общения и групповое поведение.
28. Способы снижения риска в менеджменте.
29. Организационно-правовой механизм банкротства организации и проблемы менеджмента.
30. Деловая карьера и самореализация в менеджменте.
Номер темы для теоретической части работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если две последних цифры образуют число, большее 30, то цифры складываются и получившееся число определяет номер темы. Например, две последние цифры зачетки – 49. Номер темы – 13 (4+9=13).
Теоретическая и практическая часть должны иметь собственную структуру (быть разбиты на параграфы или разделы) по усмотрению студента. Список литературы для выполнения теоретической части работы должен содержать не менее 10 наименований источников не позднее 1999 года издания. В качестве источников литературы рекомендуется использовать монографии, газетные и журнальные публикации, специальные издания, например, журналы «Экономические науки», «Правительственный вестник», «Проблемы теории и практики управления», «Top Manager», газету «Экономика и жизнь».
Общий объем теоретической части работы – 15 страниц текста шрифта Times New Roman, гарнитура 14 или рукописного текста соответствующего объема.
К защите не допускаются полностью заимствованные и компилятивные работы, не содержащие критического анализа.
Практическая часть курсовой работы заключается в:
- проектировании организационной структуры управления фирмой;
- определении должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре;
- разработке системы мотивации сотрудников предприятия.
При проектировании организационной структуры необходимо установить отраслевую принадлежность проектируемой организации (определяется студентом самостоятельно в соответствии с планируемой им специализацией).
После выбора отраслевой принадлежности на основе анализа обязанностей и прав работников организации, приведенных в Приложении, определить:
- перечень руководителей, специалистов, технических работников, необходимых для эффективного функционирования организации;
- права и ответственность каждого сотрудника организации (устанавливается на основе классификации прав и ответственности, приведенных в Приложении. Список должен быть дополнен студентом с учетом отраслевой специфики предприятия);
- организационную структуру предприятия;
- систему стимулирования.
4. Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы
В процессе проектирования организационной структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи
[4, с. 51]:
- определение типа структуры управления;
- определение состава и количества подразделений по уровням управления;
- установление численности административно-управленческого персонала;
- определение характера соподчиненности между звеньями организации;
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
При выполнении практической части курсовой работы необходимо учитывать отраслевую принадлежность организации, определенную студентом самостоятельно с учетом своих настоящих или будущих профессиональных интересов. Отраслевая принадлежность определит и перечень руководителей, специалистов, технических работников, которые должные обеспечивать функционирование организации. Если, например, в качестве объекта проектирования выбрана туристская фирма, то в перечень должностей можно включить:
- директор;
- заместители директора;
- менеджеры по продажам;
- менеджеры паспортного отдела;
- менеджеры по рекламу и маркетингу;
- секретарь;
- курьер;
- технический работник.
Студентам, не имеющим опыта практической работы, для определения данного перечня целесообразно использовать отраслевые специализированные журналы и газеты.
При разработке организационной структуры рекомендуется учитывать следующее.
Организационная структура – это упорядоченное расположение ее взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных видов деятельности, направленных на достижение тех или иных целей организации. Эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы и служат основой процесса департаментализации, или формирования соответствующих подразделений, то есть официально созданных групп людей, ответственных за выполнение определенного набора конкретных функций. Подразделения различаются статусом, числом работающих, величиной средств, которыми могут оперировать в процессе своей деятельности.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями наиболее часто используются следующие типы организационных структур: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная и матричная.
Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководителей, наделенные всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Примерная схема линейной структуры управления представлена на рис. 1.
Рис. 1. Линейная структура.
При определении целесообразности использования линейной структуры в проектировании студент должен учитывать ее достоинства и недостатки. Достоинствами линейной организационной структуры являются:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- простота управления (один канал связи);
- четко выраженная ответственность;
- оперативность в принятии решений;
- личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
К недостаткам линейной организационной структуры принято относить:
- высокие требования к квалификации руководителя, который должен иметь высокую эрудицию и опыт для того, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
- перегрузка руководителя информацией, множество контактов с подчиненными и вышестоящими структурами;
- концентрация власти и полномочий в управляющей верхушке.
При линейно-функциональной структуре управления имеется некоторая совокупность подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. В данном случае выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления либо исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. Примерная схема линейно-функциональной структуры представлена на рис. 2.
Рис. 2. Линейно-функциональная структура.
В линейно-функциональной структуре управления вместо универсальных менеджеров, который должны осуществлять все функции управления, используется штат специалистов, имеющих высокую квалификацию в узкой предметной области и отвечающих за определенное направление (например, за маркетинг).
Достоинствами линейно-функциональной структуры управления являются:
ـ высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
ـ освобождение линейных менеджеров от решения профессиональных вопросов в конкретной предметной области;
ـ стандартизация, формализации и программирование явлений и процессов;
ـ исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
ـ уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатками линейно-функциональной структуры являются:
ـ наличие двойного и более подчинения для исполнителей и нарушение принципа единоначалия;
ـ чрезмерная заинтересованность руководителей подразделений в реализации целей и задач своих подразделений;
ـ трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
ـ появление тенденций чрезмерной централизации;
ـ длительность процедур принятия решений;
ـ относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
При штабной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий организацию. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов ему помогает специальный аппарат (штаб), состоящий из руководителей функциональных подразделений и приглашенных экспертов. Штаб – это постоянное или временное структурное подразделение, создаваемое для решения некоторой определенной задачи.
Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейно и программно-целевой. При функционировании программно целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
В установившуюся линейно-функциональную структуру временно или постоянно вводятся особые штабные органы, которые координируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы или проекта, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным программам.
Матричная структура позволяет:
- быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;
- повышать творческую активность административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами;
- рационально использовать кадры за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
- увеличивать мотивацию деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства;
Недостатками матричной структуры являются:
- сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение;
- внутрифирменная конкуренция между руководителями программ;
- необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям;
- трудности в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе.
После изучения особенностей, достоинств и недостатков данных типов организационных структур студент должен аргументировано обосновать свой выбор одной из них и построить схему организационной структуры с учетом нормы управляемости (не более семи подчиненных для одного руководителя). Фрагмент возможной организационной структуры туристской фирмы приведен на рис. 3.
Рис. 3. Пример построения организационной
структуры фирмы (фрагмент).
К выбранной организационной структуре предъявляются следующие требования [4, 53], соответствие которым должно быть обосновано в курсовой работе.
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях управления устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
Для обоснования соблюдения данного принципа в курсовой работе необходимо показать, что введение дополнительных ступеней управления усложнит процесс принятия решений. С другой стороны, необходимо показать, что введенные звенья управления достаточны для достижения цели организации.
2. Оперативность. За время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо привести примеры того, как структура обеспечивает своевременность принятия решений в конкретной производственной ситуации.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо показать, что в структуре исключены ситуации получения подчиненными от руководителей взаимоисключающих или противоречивых указаний.
4. Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий персонал.
Для обоснования соблюдения данного принципа в курсовой работе необходимо разработать штатное расписание организации (см. табл. 1).
Таблица 1
Штатное расписание организации
(пример)
Должность | Количество единиц | Оклад, руб. | Фонд оплаты, руб. |
Директор | |||
Главный бухгалтер | |||
Менеджер | |||
Итого |
На основании разработанного штатного расписания необходимо показать, что любое увеличение численности сотрудников организации приведет к увеличению затрат на персонал при неизменном уровне достижения целей.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо привести примеры успешного реагирования организации на изменения внешней среды без изменений организационной структуры.
При установлении прав и ответственности необходимо руководствоваться следующим:
- каждый работник фирмы должен выполнять определенные обязанности и обладать правами, обеспечивающими возможность выполнения этих обязанностей;
- не допускается дублирование ответственности;
- список, приведенный в Приложении, не содержит отраслевой специфики и обязательно должен быть дополнен студентом.
В связи с этим рекомендуется следующее оформление данного этапа работы (см. табл.2 и табл.3).
Таблица 2
Должностные обязанности сотрудников организации
Должность | Должностные обязанности | |
Выбраны из списка | Определены самостоятельно | |
Таблица 3
Права сотрудников организации
Должность | Должностные обязанности | |
Выбраны из списка | Определены самостоятельно | |
При описании системы стимулирования в организации следует основываться на том, что мотивация человека к деятельности понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Соответственно, мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия и что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на стимулы не всегда сознательно [2, с.133-136].
Перед разработкой системы стимулирования в проектируемой организации студенту необходимо ознакомиться с основными теориями мотивации [2, 3, 4] и аргументировано выбрать одну из них для дальнейшей работы. Разработанную систему стимулов рекомендуется оформить в таблицу следующего вида:
Таблица 4
Система стимулирования работников организации
Должность | Стимулы | |
Материальные | Нематериальные | |
В заключение необходимо определить периодичность стимулирования по каждой из форм (материального и нематериального).
Литература
1. Аникин С.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2000.
3. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент: Система управления. Методология. Предпринимательство. – СПб.: Питер, 2003.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 2000.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
6. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. – М.: ЗАО «Журнал «Эксперт»», ЭКСМО, 2002.
Приложение