ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Б.2.НИР Научно-исследовательская работа
для специальности 21.05.04 Горное дело
код и наименование направления подготовки (специальности)
Направленность ОП - "Подземная разработка рудных месторождений"
составлена в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2016 г. № 1298
Цель и задачи НИР
Цель проведения НИРзаключается в приобретениипрофессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по специальности 21.05.04 –«Горное дело» специализации «Подземная разработка рудных месторождений»,для проведения научных исследованийпо обобщению и анализу материала для выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР), формирование универсальных и профессиональных компетенций,позволяющих выпускнику работать в избранной сфере деятельности и быть успешным на рынке труда.
Задачами НИР являются
1. Углубление и расширение знаний по методологии и методам научного исследования.
2. Формирование умений квалифицированного поиска, отбора, анализа актуальной научной информации, формирование умений представления полученной информации.
3. Выбор области и направления самостоятельного научного исследования.
4. Формирование умений проведения экспериментального исследования (получение данных, их обработка и оформление результата).
5. Формирование умений создания научного текста и публичного выступления.
6. Проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении НИР,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной
Программы
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
Индекс компетенции | Содержание компетенции |
ОК-7 | Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-1 | Способность решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ОПК-2 | Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-5 | Готовность использовать научные законы и методы при геолого-промышленной оценке месторождений твердых полезных ископаемых и горных отводов |
ПК-18 | Владение навыками организации научно-исследовательских работ |
ПСК-2.3 | Готовность к выработке и реализации технических решений по управлению качеством продукции при разработке рудных месторождений |
ПСК-2.4 | Способность обосновывать решения по рациональному и комплексному освоению георесурсного потенциала рудных месторождений полезных ископаемых |
ПСК-2.6 | Владение методами снижения нагрузки на окружающую среду и повышения экологической безопасности горного производства при подземной разработке рудных месторождений полезных ископаемых |
В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать | факторы, способствующие личностному росту; стратегические цели инженерно-технической деятельности, ее общественный смысл, пути повышения своей квалификации и мастерства; новые методы исследования, на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий; особенности научного стиля, правила построения научных текстов и их языкового оформления; базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей специальности; особенности строения месторождений и свойства руд и вмещающих пород, эффективно влияющих на полноту и качество извлечения полезных компонентов; специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в подземной разработке рудных месторождений; современные методы управления качеством ведения горных работ, позволяющие минимизировать количественные и качественные потери на всех этапах эксплуатации месторождений; современные способы вскрытия и способы подготовки рудных месторождений, влияние горно-геологических условий на вскрытие и подготовку месторождений принципы построения логических схем горного производства при под-земной разработке рудных месторождений; функции работы горного предприятия; методы оптимизации комплексов по добыче и переработки МПИ; методы анализа и прогнозирования получения технологических показателей работы производственных объектов; |
Уметь | развивать свою профессиональную компетентность, корректировать самооценку в зависимости от результатов своей деятельности; объяснить сущность новых методов исследования и особенности их применения в зависимости от производственных условий деятельности; осуществлять сравнительный анализ различных методов исследования, научно и аргументированно обосновывать целесообразность их применения в зависимости от психологических условий деятельности; умений создавать проект с применением коммуникационных технологий; устно и письменно излагать результаты своей учебной и исследовательской работы; строить высказывания с учетом литературных норм и коммуникативной ситуации; самостоятельно собирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников, составлять устные и письменные тексты научного стиля; устно и письменно излагать результаты своей учебной и исследовательской работы; применять и использовать полученную информацию по особенностям геологического строения месторождений для выбора наиболее эффективных решений по подготовке и освоению месторождений; проводить сертификационные испытания (исследования) качества продукции горного предприятия, используемого оборудования, материалов и технологических процессов; разрабатывать мероприятия по управлению качеством продукции; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации; выступать с докладами; работать в коллективе, вырабатывать совместные решения, организовывать работу; анализировать результаты расчетов технологических параметров горных работ и принимать наиболее эффективные технические решения, позволяющие повысить качество добываемых руд; анализировать горно-геологические условия вскрытия и подготовки рудных месторождений, учитывать современные тенденции ресурсосбережения и освоения подземного пространства; выполнять построение структур и схем горного комплекса; применять современные технологии для оптимизации и повышения экологической безопасности горного производства |
Владеть | нравственными и социальными ориентирами, необходимыми как для формирования мировоззрения и достижения личного профессионального успеха, так и для деятельности в интересах общества; навыками разработки схемы и процедуры разных типов исследования с целесообразным использованием новых методов исследования с применением информационной и библиографической культуры, а также с учетом основных требований информационной безопасности; навыками подготовки устных и письменных высказываний текстов научного стиля; методикой подготовки и анализа публичного выступления, навыками публичного выступления; навыками устной разговорно-бытовой речи и профессионального общения по специальности; методами анализа полученной в процессе ведения геолого-разведочных работ информации, что позволит расчетным методом выбрать наиболее эффективные схемы подготовки и освоения запасов месторождения; навыками публичной речи, аргументации, доказательства, ведения дискуссии и полемики; основными методами и приборами научных исследований; навыками организации научно-исследовательских работ; навыками составления отчетов, выражении научной мысли; навыками управления качеством руд с применением современного геофизического сортировочного оборудования; способностью выбора рационального, экономически выгодного способа вскрытия и способа подготовки рудного месторождения; владеть методами снижения нагрузки на окружающую среду и повышения экологической безопасности горного производства; навыками работы с литературными источниками |
4. Объём и содержание НИР
Общая трудоемкость НИР составляет 9 зачетных единиц, 324часов (6недель).
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость(в часах) |
Подготовительный этап | - инструктаж по организации и осуществлению научно-исследовательской работы; - определение направления исследования (62 час); | |
Этап сбора, обработки и анализа полученной информации | сбор библиографии: научной, технической, периодической литературы и изобретений; - составление алфавитной и тематической картотеки по теме исследования; - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; - знакомство с современными экспериментальными методами физических исследований (80 час) | |
Конструкторский этап | - выделение научной проблемы, организация ее научного анализа; - определение цели и задач исследования; - формулирование рабочей гипотезы исследования; - подготовка материалов для проведения опытно-экспериментальной работы в лабораториях ЗабГУ или организациях научно-исследовательского типа; - выбор предполагаемых методов исследования (120 час) | |
Этап подготовки отчета по научно-исследовательской работе | - подготовка аналитического отчета о проделанной научно-исследовательской работе; - представление разработанных материалов (62 час) |
Формы отчетности по НИР
- Дневник практики, в котором отражен алгоритм деятельности обучающегося в период НИР (приложение 1).
- Отчет по НИР, которыйявляется документом обучающегося, отражающим, выполненную им работу во время НИР, полученные им организационные и технические навыки и знания.Требования по оформлению отчёта по НИР представлены в МИ 4.2-5/47-01-2013 «Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации»,в приложении 2 представлен пример оформления титульного листа и структуры отчёта по НИР.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
Печатные издания
1. Основы научных исследований: учебник для вузов / Крутов Виталий Иванович [и др.]; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – Москва:Высш. шк., 1989. - 400с.
2. Щадов М. И. Методология инженерного творчества в минерально-сырьевом комплексе. Т. 1 /- Москва: МГГУ, 1995. - 238 с.
3. Щадов М. И. Методология инженерного творчества в минерально-сырьевом комплексе. Т. 2 / Щадов М. И., Чернегов Ю. А., Чернегов Н. Ю. - Москва: МГГУ, 1995. - 225 с.
4. Пирогов, Г.Г. Проектирование технологии подземной и комбинированной разработки рудных месторождений: учебно-метод. пособие / Пирогов Геннадий Георгиевич. - Чита:ЗабГУ, 2016.
Издания из ЭБС
5. Аренс В. Ж.Основы методологии горной науки: учеб.пособие - Москва: МГГУ, 2003. - 223 с..
8.2. Дополнительная литература
Печатные издания
1. Глотов В.В. Вскрытие и подготовка рудных месторождений: учеб.пособие / В.В. Глотов, В.Е. Подопригора. – Чита: ЧитГУ, 2010. – 183 с.
2. Пирогов, Г.Г. Основы проектирования рудников: учеб.пособие / Г. Г. Пирогов. - Чита:ЗабГУ, 2015.
3. Лизункин В.М., Мязин В.П., Романова Н.П. Методология научного творчества – Чита: ЧитГТУ, 2003. – 215 с..
Издания из ЭБС
4. Шестаков, В.А. Проектирование горных предприятий [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / Шестаков В.А. - М: Издательство МГГУ, 2003.
5. Пучков, Л.А. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Т. 2 [Электронный ресурс] / Пучков Л.А., Жежелевский Ю.А. - М.: Горная книга, 2013.