ФОНД ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ




Школа

ОТКРЫТАЯ

ДЛЯ ВСЕХ

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ,

РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

МОСКВА, 2003
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИНВАЛИДНОСТИ

ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ МОДЕЛЕЙ

КОРРЕКТНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

РЕКОМЕНДУЕМ, КОГДА ВЫГОВОРИТЕ О ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЯХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ?

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

ЛЮДИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ

ТРАВМА ПОЗВОНОЧНИКА

РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ

SPINA BIFIDA

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Теперь общие рекомендации, касающиеся людей, которые передвигаются на коляске:

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Участие переводчика позволяет:

Несколько советов при работе с переводчиком:

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ЛЮДИ С ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ

ДАУН-СИНДРОМ

АУТИЗМ

Общие рекомендации при общении с людьми с задержкой в развитии:

ЛЮДИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭПИЛЕПСИЯ

ЛЮДИ С ГИПЕРКИНЕЗАМИ (СПАСТИКОЙ)

ЛЮДИ МАЛЕНЬКОГО РОСТА

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

РАК

ПОРОКИ СЕРДЦА

СТОМИРОВАННЫЕ ЛЮДИ

ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ ЛЮДИ

Не бойтесь заразиться вирусом от прикосновения.

И, наконец...

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

В Москве 28 тысяч детей-инвалидов. Большинство из них не ходит в обычную школу. Дети с тяжелой формой инвалидности учатся в специальных школах и интернатах, получают образование на дому или не учатся совсем. Правильно ли это?

Интегрированное образование сейчас является одним из приоритетов социальной политики демократических стран. В Конвенции ООН о правах ребенка декларируется, что право людей с инвалидностью на интеграцию в общество является основным принципом международных стандартов в области прав человека, и совместное образование – это основа общественной интеграции. В развитых странах интегрированные школы – уже реальность, в нашей стране таких школ пока единицы.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах требует определенных усилий. Пока большинство школьных зданий не приспособлены к тому, чтобы в них находились дети с тяжелой формой инвалидности. Кроме того, по отношению к детям-инвалидам существует негативное отношение со стороны других людей, а также стереотипы и заблуждения по поводу возможностей инвалидов: что они могут, а чего нет.

Мы адресуем эту брошюру преподавателям школ, техникумов, вузов и других учебных заведений. Мы хотим, чтобы педагоги смогли преодолеть свои предубеждения по отношению к детям и молодым людям с разными формами инвалидности и их способностям. Кроме того, мы хотим познакомить учителей с особенностями общения с детьми, имеющими тот или иной вид инвалидности. Ведь именно учитель может воспитать будущее поколение в духе толерантного отношения к «непохожему». Общество должно избавиться от стереотипного представления, что все инвалиды – это просто «больные люди» и воспринимать каждого инвалида как личность.

Стр. 02

В этой брошюре пойдет речь об этичном и корректном обращении с детьми, имеющими те или иные формы инвалидности. Для людей, не имеющих опыта в общении с инвалидами, не лишним будет прислушаться к этим рекомендациям, которые помогут наладить отношения (в том числе с одноклассниками и учителями) и облегчить процесс обучения. Не нужно думать, что человек с ограниченными возможностями требует какого-то специального обхождения, просто это поможет снять неловкость, неизбежно возникающую, когда люди впервые встречаются с чем-то для них незнакомым.

Мы обращаем ваше внимание на то, что эта брошюра – не медицинский справочник и не учебник, и она не претендует на то, чтобы по ней можно было ставить диагноз или ответить на все вопросы, которые могут возникнуть, если в классе есть ребенок, имеющий ту или иную форму инвалидности. Все вопросы нужно задавать родителям ребенка или самому человеку с инвалидностью, если речь идет о подростке или взрослом. Кроме того, более подробную информацию, касающуюся того или иного конкретного случая, можно найти в специальной литературе и в Интернете. В Москве есть много общественных организаций, которые могут просветить в тех или иных вопросах, и они рады будут помочь. Список этих организаций, а также некоторые источники – в конце брошюры.

Брошюра подготовлена в 2003 г. организацией «Перспектива» в рамках проекта «Образование – право для всех», который финансируется Фондом правозащитных Проектов Британского МИДа и Агентство США по международному развитию через АЙРЕКС.

Стр. 03

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИНВАЛИДНОСТИ

ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

Традиционно к людям с инвалидностью относятся через призму «медицинской» модели. С точки зрения такого подхода, нарушение, которое имеет человек с инвалидностью, заслоняет собой его личность. На вопрос «Что делает человека инвалидом?» человек, смотрящий на мир через призму медицинской модели, ответит: «То, что он не может ходить, видеть или слышать». И через эти «линзы», фокус которых наведен на нарушение и неспособность, мы приходим к тому, что «инвалиды всегда больны», «инвалиды не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не должны иметь детей, являются иждивенцами и обузой».

Понимая, что медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать, становится легче увидеть, почему общество создает специальные учреждения, принимает определенные законы и строит свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества. Когда на людей с инвалидностью смотрят через очки медицинской модели, инвалиды просто оказываются вне жизни общества.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

В противоположность медицинской модели, инвалиды и их организации разработали социальную модель, которая более точно рассматривает реальность инвалидности. Через призму этой модели мы видим инвалидность по-другому и намного более позитивно. Понимание инвалидности с этой стороны помогает нам бороться с барьерами, не позволяющими людям с инвалидностью полноценно участвовать в жизни общества. На тот же самый вопрос, заданный ранее: «Что делает человека инвалидом?», человек, видящий мир че-

Стр. 04

рез призму социальной модели, ответит: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы, из-за того, что не имеют равных возможностей при получении работы, из-за недоступного жилья, транспорта, наконец, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества». Таким образом, инвалидность – это в основном вопрос, касающийся прав человека.

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ МОДЕЛЕЙ

Для того чтобы увидеть различия между этими двумя моделями и тем, как они влияют на действия в обществе, давайте представим человека на коляске, который хочет взять книгу в общественной библиотеке. Почему он не может попасть в библиотеку? Если мы рассмотрим это изображение через «очки» медицинской модели, то ответом будет «Потому что он на коляске». Проблема заключается в коляске. Суть проблемы – в самом инвалиде, поэтому мы должны «починить» его. Но если мы не можем этого сделать, и мы знаем, что большинство людей с инвалидностью не могут быть «починены»? Ну, тогда он не может попасть в библиотеку. Эту проблему нелегко разрешить. Однако, если мы посмотрим на это же изображение через призму социальной модели, мы увидим совершенно другую реальность. Теперь мы понимаем, что этот человек не может попасть в библиотеку из-за ступенек. И это единственная причина, почему он не может попасть в библиотеку. Архитекторы, строители, планировщики, которые строили библиотеку, не считали людей с инвалидностью частью общества. Отношение и действия этих специалистов создали окружающую среду, которая делает человека инвалидом. Если бы был построен пандус, то совершенно ясно, что этот человек в данной ситуации не был бы инвалидом, так как он мог бы посещать библиотеку, как и любой другой человек.

Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помо-

Стр. 05

щи. Однако эта модель говорит, что инвалидов не надо рассматривать исключительно как объекты медицинского вмешательства.

 

Медицинская модель гласит, что изменять надо людей.

Социальная модель гласит, что изменять надо общество и отношение общества к инвалидам.

Д-р Билл Альберт, Великобритания

КОРРЕКТНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Таким образом, в последнее время более принятым становится следующее определение инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

РЕКОМЕНДУЕМ, КОГДА ВЫГОВОРИТЕ
О ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЯХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы: Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы
Инвалид, человек (ребенок), имеющий инвалидность, человек с инвалидностью, человек с ограниченными возможностями, человек с особыми потребностями. Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный
Неинвалид, обычный, типичный человек Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек (ребенок), использующий инвалидную коляску, передвигающийся на коляске Ребенок, прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность, инвалид с детства Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП (детский церебраль- ный паралич) Страдает ДЦП
Человек, перенесший полио- миелит. Имеет инвалидность в результате полиомиелита Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок. «Тормоз», слабоумный, отсталый, умственно неполноценный
Человек (ребенок) с синдромом Дауна «Даун», «монголоид», даунята
Человек с эпилепсией. Ребенок, подверженный эпилептическим припадкам Эпилептик, припадочный
Душевнобольной человек Человек с психиатрическими проблемами Человек с душевным или эмо- циональным расстройством Сумасшедший, псих
Слепой, незрячий, невидящий, незрячий, слабовидящий чело- век, инвалид по зрению Слепой, как крот (никогда), совершенно слепой
Человек с нарушением слуха Глухой человек, неслышащий, слабослышащий человек, человек (ребенок) с остатками слуха Глухой как пень, глухая тетеря, глухонемой
Человек с затруднениями в общении Немой

 

ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают вопросов. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты употребляются часто. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи? Дело в том, что эти слова и выражения невольно вызывают негативные ассоциации и закрепляют стереотипы, которые дискриминируют и изолируют инвалидов от общества. «Жертвы...», «Прикован...» – эти слова ассоциируются с образом вечно несчастного и беспомощного человека. Ребенка это может ранить, лишить возможности верить в свои возможности. Однако выделять его из всех, делая акцент на инвалидности («С него нужно брать пример здоровым!») тоже недопустимо. Так вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений. Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самого человека с инвалидностью и его родителей. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее абстрактным. Некоторые из оборотов в колонке «рекомендуем» кажутся, на первый взгляд, надуманными. Скорее всего, в повседневной устной речи не будет широко использоваться «человек с ограниченны-

Стр. 08

ми возможностями». Во-первых, он слишком длинный, а, во-вторых, не вполне точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при передвижении». С другой стороны, есть сленг, которым пользуются люди с инвалидностью, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как «опорник», «спинальник», «шейник», «колясочник». Но не стоит забывать, что это все-таки сленг, и дети не смогут понять такие слова без объяснения, причем услышать это предпочтительно от самих инвалидов. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника. Когда сам не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно и из-за этого стараешься избежать общения с инвалидом. Мы хотим предложить некоторые рекомендации. За основу взяты рекомендации, которые стали принятыми в государственных учреждениях США, но эти рекомендации переработаны на основе российского опыта. Большинство из них относятся как к взрослым, так и к детям и подросткам.

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Ø Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

Ø При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Ø Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Стр. 09

Ø Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Ø Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Ø Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Ø Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

Ø Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Ø Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Ø Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

 

Далее вы найдете рекомендации, касающиеся общения с людьми, которые имеют разные виды инвалидности.

Стр. 10

ЛЮДИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ

Люди, имеющие трудности в передвижении, пользуются различными вспомогательными средствами: инвалидными колясками, костылями, тростями или «ходунками». Нарушения опорно-двигательного аппарата возникают либо вследствие какого-либо заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей (например, детский церебральный паралич в тяжелой форме, рассеянный склероз, заболевания костей), в результате травмы позвоночника или ампутации.

ТРАВМА ПОЗВОНОЧНИКА

При некоторых тяжелых переломах позвоночника происходит повреждение спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей, вследствие чего происходит их паралич. Позвоночник может быть сломан в разных местах, и последствия травмы, в зависимости от того, какая часть спинного мозга повреждена и насколько, бывают различными. Параплегия: спинной мозг поврежден ниже шейного отдела. В результате у человека с параплегией «не работает» нижняя часть тела и нижние конечности, а также часть внутренних, тазовых органов. Тетраплегия: спинной мозг поврежден на уровне шейного отдела. В результате повреждения у человека полностью или частично не действуют и лишены чувствительности руки и ноги.

РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ

Неврологическое прогрессирующее заболевание, не зависящее от возраста и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических изменений в человеке не происходит. Основными признаками болезни являются пошатывающаяся («танцующая») походка, слабое

Стр. 11

зрение и очень быстрая утомляемость. По статистике, заболевание возникает обычно в молодом возрасте (от 20 до 40 лет): в детстве и после 50 лет начало болезни отмечается крайне редко.

SPINA BIFIDA

Патология развития позвоночника.

Симптомы этого заболевания не явны, поэтому многие никогда даже не узнают о нем. Это заболевание встречается у одного из 1000 новорожденных. SPINA BIFIDA может выражаться как трещина в позвонке или неполное сращение позвоночника. Многие дети, имеющие наиболее тяжелую форму заболевания, нуждаются в специальных упражнениях.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут учиться в школе, если в ней создана «безбарьерная» среда: здание оборудовано пандусами, лифтами или подъемниками, широкими дверьми и т.п. Чтобы снять психологическое напряжение, которое может возникнуть в классе, когда приходит учиться ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, нужно обсудить с детьми проблемы, связанные с этим нарушением, можно пригласить в класс специалистов или молодых инвалидов с таким же нарушением.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Церебральный паралич возникает из-за нарушений в той части мозга, которая отвечает за контроль и координацию работы мускулов. Часто они происходят во время родов из-за кислородной недостаточности, либо в первые месяцы жизни ребенка. Это непрогрессирующее состояние, которое не может передаваться другим людям.

ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, могут возникать резкие мускульные напряжения (спазмы), непроизвольные движения, «танцующая»

Стр. 12

походка. Кроме того, могут возникать также аномальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии. Дети, имеющие ДЦП, могут посещать обычную школу и учиться вместе со всеми. В зависимости от степени и характера нарушения, детям с ДЦП нужно создавать для учебы разные условия: например, безбарьерную среду для тех, кто передвигается на коляске, приспособления для письма или записи, если ребенок имеет проблемы с моторикой. С детьми нужно обязательно провести беседу (и не одну) на эту тему, пригласить в класс экспертов – молодых инвалидов, которые смогут убедительно рассказать о проблеме, о своей жизни, ответить на вопросы и показать наглядные и видеоматериалы.

Теперь общие рекомендации, касающиеся людей, которые передвигаются на коляске:

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ более свободного (если нет барьеров) передвижения. В наших условиях, когда практически ни одно здание школы или вуза не оборудовано пандусами и лифтами, человеку на коляске потребуется помощь для того, чтобы преодолеть многочисленные барьеры.

Если вы хотите помочь человеку на коляске, и ваше предложение принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям, в особенности, если вы помогаете ему преодолеть лестницу. Некоторые инвалиды, которые прошли специальные тренинги, могут самостоятельно или при минимальной помощи преодолевать ступени. Но это сродни экстремальному спорту и всегда чревато опасностью. Когда речь идет о детях, помощь необходима, и помощникам потребуется инструктаж.

Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда убеждайтесь в доступности мест, где запланированы

Стр.13

мероприятия: например, экскурсия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить. Расскажите о них, чтобы человек (или родители, если речь идет о ребенке) сам мог принять решение. Помните о том, что вспомогательные средства должны быть под рукой и исправны постоянно. Побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек на коляске мог дотянуться до нужных ему вещей, например, книг или наглядных пособий.

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Нарушение зрения может иметь различную степень – от тотальной слепоты, что встречается редко (10%), до частичной слепоты, когда человек не может различать цвет и форму, но может видеть свет. При определенной подготовке, которую инвалиды по зрению могут получить на специальных курсах, они достаточно свободно и самостоятельно ориентируются, перемещаются, даже пользуются общественным транспортом (это, конечно, может относиться только ко взрослым). Существует множество приспособлений и технологий, помогающих незрячим людям быть самостоятельными: от простого диктофона и «говорящих» часов до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности.

Старайтесь предоставить информацию в том виде, в каком ее хотел бы получить незрячий или слабовидящий человек. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат: шрифт «по Брайлю» (рельефно-точечная система для письма и чтения), крупный шрифт (16-18 кеглей), дискета (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиокассета, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это все равно лучше, чем ничего.

Стр.14

Если Вы собираетесь читать вслух незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят и не заменяйте чтение пересказом.

Если вы находитесь с незрячим человеком в новом помещении, опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре класса (аудитории), примерно в шести шагах от вас, справа и слева – ряды парт, доска – впереди». Или: «Слева от двери, как заходишь, – шкаф». Обратите внимание на наличие «опасных» предметов. Избегайте расплывчатых определений и описаний, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится гдето там на столе, это поблизости от вас...». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение. Не забывайте озвучивать свои жесты и надписи. Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами – не забывайте, что привычный жест «там...» незрячий человек не поймет. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

Спросите, нужно ли предупреждать незрячего человека о препятствиях во время движения (ступеньки, бордюрные камни и т.д.) Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута или впереди него есть препятствие, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь. Если не успеваете подойти, громко предупредите об опасности. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего боком к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверх-

Стр.15

ности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего человека к предмету и брать его рукой этот предмет, лучше подать этот предмет или подвести незрячего к нему.

За столом: можно объяснить незрячему человеку, что где находится на тарелке, используя принцип циферблата. Например: «на 12 – кусок сыра, на 3 – салат, на 6 – хлеб».

Что касается незрячих и слабовидящих детей в школе, то необходимо научить их ориентироваться в здании школы (до момента, пока школьник не запомнит все маршруты и в случае каких-либо изменений его нужно сопровождать), предоставлять, по возможности, учебные материалы в других форматах (Брайль, крупный шрифт, аудиокассета), дать возможность использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры: в данном случае это не игрушка, а необходимость. И не нужно забывать о том, что все записанное должно быть озвучено. Кроме того, в здании и во дворе нужно предусмотреть, чтобы все имеющиеся препятствия были выделены контрастными цветами: крайние ступени лестниц, двери и т.п.

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Статистикой установлено, что примерно у 10% населения любой страны есть различные формы нарушения слуха. Исходя из степени потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих (но не глухонемых! Этот термин часто используется, однако ошибочно, потому что если человек не слышит, это не значит, что он не может общаться), слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некото-

Стр.16

рых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Существуют методики воспитания глухих и слабослышащих детей в обычных условиях, которые позволяют им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах. В школе и вузе нужно учитывать особенности человека с нарушением слуха и следить за тем, чтобы он получал информацию в полном объеме: звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка положите ему руку на плечо или похлопайте – но не резко. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него. Не загораживайте свое лицо: ваш собеседник должен иметь возможность следить за его выражением. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь об этом спрашивать. Если вы не поняли, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать. Но избегайте при этом даже намека на снисходительность.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, правило, формулу, технический или другой сложный термин, адрес, запишите ее. В некоторых случаях нужно спросить, не будет ли проще переписываться. Сообщения должны быть простыми.

Стр.17

Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях труднее общаться с людьми, которые плохо слышат.

Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить...»

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Переводчик: необходимость в его участии зависит от ситуации и людей, вовлеченных в общение.

Участие переводчика позволяет:

Ø повысить качество общения и избежать непонимания;

Ø избежать недоразумений и недовольства при разговоре;

Ø экономить время;

Ø участники разговора более свободно и богато выражают свои мысли.

Несколько советов при работе с переводчиком:

Задача переводчика – облегчить общение. Обращайтесь при разговоре непосредственно к неслышащему собеседнику, а не к его переводчику. Не говорите: «Спроси его..», «Скажи ей...».

Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том числе не относящиеся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры, и вам не желательно просить переводчика не делать этого.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.

Стр.18

 

Помните:

Ø из десяти слов хорошо прочитываются только три;

Ø нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова – это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности;

Ø нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

ЛЮДИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Трудности в речи могут быть самыми разными – слабый голос, афазия (утрата способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли из-за различных поражений мозга), алалия (отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга), заикание, невнятная речь. Главное, будьте терпеливы, разговаривая с человеком, имеющим такие проблемы.

Не игнорируйте человека, которому трудно говорить. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с таким собеседником займет у вас больше времени. Не перебивайте, не торопите и не поправляйте собеседника.

Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека. И не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.

Поначалу старайтесь задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Стр.19

Не притворяйтесь, если не поняли, что вам сказали. Повторите то, что вы поняли и не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

ЛЮДИ С ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ

Дети с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают новую информацию дольше, чем другие. Однако все это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности, воспитания, местных традиций. Очень часто «умственно отсталыми» ошибочно называют детей, которые имеют нарушения речи, слуха, а также так называемых «педагогически запущенных» детей (которые не получили вовремя знания и навыки, присущие определенному возрасту).

ДАУН-СИНДРОМ

Даун-синдром это – нарушение хромосомного кода, связанного с нарушениями в развитии, когда в клетке появляется 47 хромосома.

Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – лицо монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы развития. Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает

Стр.20

уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна.

Из-за различий в способностях детей с синдромом Дауна, для родителей и учителей важно установить правила в обучении таких детей. Необходимо высказывать конкретные, а не абстрактные концепции, учить постепенно, постоянно повторяя пройденный материал.

АУТИЗМ

Аутизм проявляется примерно в 10-15 случаев на 10000 рожденных. Мальчики, страдают от этого заболевания в четыре раза чаще, чем девочки. Аутизм является заболеванием, связанным с нарушением развития, которое существенно влияет на вербальное и невербальное общение и социальное взаимодействие. Обычно он четко проявляется у детей до трех лет. Это заболевание влияет на способности ребенка общаться, понимать язык, играть и взаимодействовать с другими людьми. Причина заболевания не ясна. В настоящее время ученые исследуют такие возможные причины неврологические нарушения, и биохимический дисбаланс. Психологические факторы не влияют на возникновение аутизма.

Дети, имеющее это заболевание, очень сильно различаются по интеллекту, способностям и поведению. Некоторые из них не говорят, речь других ограничена и часто включает в себя повторяющиеся фразы или монологи. В случае более легкой формы заболевания, дети могут говорить на некоторые темы, но у них есть про-

Стр.21

блемы с абстрактным мышлением. У аутичных детей может возникнуть нестандартная реакция на сенсорную информацию, например: громкий шум, свет, определенная еда, ткани, вещи.

Существуют программы, направленные на улучшение поведенческих, социальных, коммуникативных, образовательных способностей ребенка с аутизмом и развитие его бытовых навыков. Поведенческие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: