Методические рекомендации по работе с справочной литературой




При отработке конспектов лекций, в ходе подготовки к семинарским занятиям, составлении глоссария часто возникает необходимость получить сведения по определенному вопросу, фактическую справку, уточнить дату, разобраться с терминологией, уточнить автобиографическую справку на историческую личность и т.п. В этом случае большую помощь студентам могут оказать энциклопедии, энциклопедические словари, справочные издания, справочные Интернет ресурсы. Среди справочных изданий следует обратить внимание на:

- статистические, которые дают возможность подобрать данные;

- тематические справочники, посвященные актуальным проблемам (особенно при изучении современного этапа российской истории).

Используя статистические справочники при подготовке выступлений на семинарских занятиях следует внимательно, вдумчиво, относиться к цифрам, которые там содержатся. Иногда две-три цифры полнее раскрывают содержание сложного явления, чем страницы текста. Словари следует активно использовать при заполнении глоссария по дисциплине. При этом следует соблюдать следующий алгоритм:

1. Знакомство с составом и структурой словаря, изучение списка сокращений и условных обозначений.

2. Используя знание алфавита, найдите требуемое слово.

3. Если Вы работаете с энциклопедией, то для более быстрого поиска информации воспользуйтесь указателем, который обычно располагается в конце книги.

4. Если в определении есть ссылка на другую словарную статью, то необходимо ознакомиться и с ней.

5. Обратите внимание на литературу, которая может быть указана в некоторых словарных статьях, и при необходимости ознакомьтесь с ней.

 

Методика работы с историческими документами

Изучая историю, студент непременно знакомится с содержанием исторических документов. Учитывая особенность данного курса, Вам предстоит соприкоснуться:

- документами государственного характера: законами, указами, постановлениями, речами государственных деятелей, протоколами государственных мероприятий и т.д.;

- документами международного характера: договорами, соглашениями, протоколами, деловой перепиской и т.д.;

- документами, связанными с политической борьбой: программами, речами политиков, декларациями и т.п.;

- документами личностного характера: мемуарами, письмами, свидетельствами очевидцев;

- документами литературного жанра как историческими памятниками своей эпохи: прозой, поэзией песнями, сатирой, крылатыми выражениями и т.д.[3].

Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:

- чтение и анализ;

- выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

- формулирование вопросов к тексту;

- выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

- анализ аргументации авторов;

- нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

- формулирование обобщенных выводов;

- выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

- составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;

- подготовка сообщений, докладов и т.д.

Самостоятельная работа студента с документами предполагает:

1. Определение название документального источника, времени его создания, имя автора.

2. Выяснение конкретной исторической обстановки, предшествующей появлению данного документа (история создания).

3. Анализ документа: выделение его основной мысли и основных положений, определение задач, которые предположительно решал данный документ и т.д.

4. Определение места данного документа в изучении того и или иного исторического явления, процесса.

 

Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при

Подготовке к практическим занятиям

 

Тема 1.3. Семинар-диспут с подготовкой и защитой группового задания

проектного характера: « Место России в современном мировом сообществе

Цивилизаций».

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. Подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название:

А) теологический

Б) волюнтаризм

В) субъективизм

Г) эволюционизм

 

2. Становление и развитие исторической науки называется:

А) этнографией

Б) методологией

В) историографией

Г) источниковедением

 

3. На основе теоретического осмысления исторических фактов данная функция помогает выявлять закономерности, тенденции развития общества:

А) мировоззренческая

Б) прогностическая

В) воспитательная

Г) интеллектуально-развивающая

 

4. Принцип историзма предполагает:

А) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития

Б) рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой

В) опору на факты в их истинном содержании

 

5. Ёе характеризуют частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности:

А) западноевропейская цивилизация

Б) восточная цивилизация

В) традиционная цивилизация

 

6. «Россия является западной цивилизацией». Эту позицию развивали в 30-40 е гг. Х1Х в.:

А) С. Хомяков

Б) Н.Г. Чернышевский

В) Ю. Самарин

Г) К. Аксаков

 

7. Многие современные западные историки придерживаются точки зрения, что Россия является:

А) частью западной цивилизации

Б) носителем самобытной цивилизации

В) примером особой евроазиатской цивилизации

Г) частью восточной цивилизации

 

8. Сторонники теории, согласно которой Россия является примером особой евроазиатской цивилизации:

А) опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер

Б) отстаивали «славянский характер» русского народа

В) отталкивались от слабо выраженного принципа собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью

Г) считали, что по своей культуре, экономическим связям она ближе к Западу, чем к Востоку

 

9. Россию и Европу сближает следующий фактор:

А) культурно-исторический

Б) пространственно-географический

В) климатический

Г) национальный

 

10. Разделяющим фактором между Россией и Европой является:

А) культурно-исторический

Б) социальный

В) климатический

Г) эмиграционно-переселенческий

 

Тема 2.3. Семинар-конференция: «Интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих регионов мира в конце ХХ - начале ХХI в: тенденции формирования,

Способы решения».

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. «Зеленая революция» последней четверти ХХ в. это:

А) впечатляющие успехи в сельскохозяйственном производстве западноевропейских государств

Б) взрывная Сида движения за сохранение окружающей среды в западноевропейских странах

В) стремительный рост движения антиглобалистов в странах западной цивилизации

 

2. В постиндустриальное ядро нынешнего мира, наряду с другими государствами, входят:

А) страны Западной Европы, Китай

Б) Япония, Канада

В) США, Индия

Г) большая часть Латинской Америки, США

 

3. В современной экономике развитых капиталистических стран мелкое и среднее производство:

А) занимает господствующие позиции

Б) играет заметную роль

В) практически выключено из производства

Г) включено только в сферу услуг

 

4. Организация, образованная в 1993 г. в соответствии с Маастрихтскими соглашениями:

А) Европейский Союз

Б) НАТО

В) Всемирная торговая организация

Г) Международный валютный фонд

 

5. Современное международное экономическое пространство характеризуется:

А) усилением интеграционных процессов

Б) повышением таможенных пошлин на пути международного движения капиталов
В) проведением жесткой миграционной политики

 

6. Глобальные проблемы современности порождены деятельностью:

А) всего человечества в целом

Б) только развитых стран

В) только европейских стран

Г) только развивающихся стран

 

7. К странам индустриальной полупериферии относятся:

А) США, Китай, Россия, Бразилия

Б) Мексика, Южная Корея, Япония, Россия

В) Россия, Китай, Индия, Мексика, Бразилия

Г) Япония, Китай, Южная Корея, Канада, Россия

 

8. Особенностью развития стран Африки является:

А) несовпадение политических и этнических границ

Б) ориентация экономики на экспорт

В) доминирование в международных институтах

Г) слабая зависимость экономики от мирового рынка

 

9. Особенностью современного миграционного процесса является:

А) обусловленность политическими причинами

Б) глобальный характер

В) региональный масштаб, проблема отдельных стран

Г) перемещением рабочей силы только из развивающихся стран в индустриально развитые страны

 

10. Признаком государства благосостояния не является:

А) складывание смешанной экономики

Б) вмешательство государства в отношения между трудом и капиталом

В) ограничение влияния профсоюзного движения

Г) создание рабочих мест

 

Тема 3.5. Учебная дискуссия: «Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР».

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. К экономической политике периода перестройки относится:

1) проведение приватизации

2) либерализация цен

3) проведение залоговых аукционов

4) расширение самостоятельности предприятий

 

2. 1953 г., 1964 г., 1985 г. в истории СССР связаны с:

1) принятием новых Конституций

2) вводом войск в другие страны

3) проведением экономических реформ

4) сменой руководителей страны

 

3. Социалистические международные экономические и военные структуры перестали существовать в:

1) 1985-1986 гг.

2) 1986-1987 гг.

3) 1989-1990 гг.

4) 1992-1993 гг.

 

4. 8 декабря 1991 года произошло событие:

1) Б.Н. Ельцин избран первым Президентом России

2) референдум о сохранении СССР

3) объявлено о проведении денежной реформы

4) подписано соглашение об образовании СНГ

 

5. Попытка выработки нового союзного Договора летом1991 г. получила название:

1) концепции развитого социализма

2) неосталинизма

3) Ново-Огаревского процесса

4) «оттепели»

 

6. Беловежские соглашения в декабре 1991 года провозглашали:

1) создание Государственного комитета по чрезвычайному положению

2) прекращение существования СССР

3) создание союзного государства

4) улучшение жизни народа

 

7. Закон 1987 г. «О госпредприятии (объединении)»:

А) стимулировал освоение гибких форм арендных отношений на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания

Б) предусматривал возможность банкротства предприятия

В) предусматривал выборы директора предприятия

Г) вводил "госприемку" для более строгого контроля за качеством продукции предприятий.

 

8. Введение в СССР понятия «государственная приемка» как меры контроля за качеством продукции относится к периоду:

1) 1946–1950 гг.

2) 1956–1960 гг.

3) 1966–1970 гг.

4) 1986–1990 гг.

 

9. Последствие внешнеполитической деятельности Советского государства в период «перестройки»:

1) приостановление процесса разоружения в Европе

2) угроза дестабилизации биполярной системе международных отношений

3) рост авторитета СССР в международных делах

4) укрепление позиции мира во всем мировом сообществе

 

10. Одна из причин усиления сепаратистских тенденций в национальных регионах СССР в конце 80-х гг.:

1) усиление центральной власти

2) отсутствие экономической поддержки центра союзных республик

3) стремление руководства национальных регионов изменить Конституцию СССР

4) неэффективность реформ, проводимых в период «перестройки»

 

Тема 4.3. Практикум: «Содержание и последствия социально-экономических преобразований в России на рубеже ХХ-ХХI вв.: опыт, проблемы, тенденции».

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. К политике «шоковой терапии» начала 1990-х гг. относится:

1) роспуск министерств

2) ваучерная приватизация

3) введение госприемки

4) государственный контроль за ценами

 

2. Последствие первых экономических нововведений:

А) незначительное повышение цен

Б) товарный дефицит

В) гиперинфляция

Г) повышение уровня жизни населения

 

 

3. Перевод предприятий ВПК на выпуск продукции гражданского назначения назывался:

1) диверсификация

2) конверсия

3) конвергенция

4) оптимизация

 

4. Одним из проявлений социальных трансформаций в России 1990-х гг. стал (о):

1) рост численности населения страны

2) резкое социальное расслоение между богатыми и бедными

3) сокращение притока мигрантов

4) рост числа работников бюджетной сферы

 

5. Этап денежный приватизации имел место в:

А) 1990-1991 гг.

Б) 1992-1994 гг.

В) 1995-1997 гг.

Г) весной 1997 г.

 

6. Экономическая ситуация в России в 1990-х гг. отличалась:

1) большой зависимостью экономики от иностранных капиталов

2) высокими темпами развития тяжелой промышленности

3) снижением экспорта из страны газа и нефти

4) снижением импорта иностранных промышленных товаров

 

7. Одно из направлений перехода российской экономики к рыночно-капиталистическим отношениям в начале 90-х гг.:

1) усиление государственного регулирования экономики

2) ведение свободной торговли на основе установления свободных цен

3) национализация промышленности

4) сильная социальная политика (поддержка сферы культуры и образования и т.д.)

 

8. Переход к рыночной экономике при помощи «шоковой терапии» связан деятельностью:

1) В.В. Путина

2) В.С. Черномырдина

3) Е.Т. Гайдара

4) М.С. Горбачева

 

9. Цены на все товары и услуги освобождались от государственных дотаций и государственного регулирования согласно:

1) Указа Президента РФ «О либерализации цен»

2) Указа Президента РФ «О свободе торговли»

3) Указа Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения»

 

10. Приватизация части государственной собственности, которая проводилась в России в 1992 г. предусматривала:

1) распределение денежной стоимости собственности между гражданами

2) организацию аукционных продаж акаций

3) распределение среди населения акаций предприятий

4) выдачу приватизационных чеков гражданам России

 

Тема 4. 6. Практикум: « Проблемы государственного строительства

Суверенной России».

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. Высшая законодательная власть в РФ (по Конституции 1993 г.):

А) Верховный Совет РФ

Б) Президент России

В) Правительство РФ

Г) Федеральное собрание

 

2. Полномочия народных депутатов РФ прекращались в результате:

А) принятия Конституции РФ

Б) вступления в действие Указа Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе РФ»

В) вступления в действие Указа Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ».

 

3. Последствием событий сентября – начала октября 1993 г. не являлось:

А) существование двоевластия

Б) ликвидация системы Советов

В) приостановление сепаратистских тенденций

Г) разрушение иллюзий у населения в отношении демократического характера новой власти

 

4. В декабре 1995 года:

А) состоялись выборы Президента РФ

Б) прекратил работу Верховный Совет

В) состоялись выборы в Государственную Думу второго созыва

Г) была принята Конституция РФ

 

5. Российская многопартийность во второй половине 90-х гг. характеризовалась:

А) сильной социальной поддержкой большинства партий

Б) программной аморфностью

В) стабильностью партийного состава

Г) самостоятельностью

 

6. Административная реформа 2000-х гг. предусматривала:

А) обновление государственной символики

Б) сокращение мелких партий

В) формирование сильного политического ядра проправительственного толка

Г) реорганизацию Совета Федерации

 

7. Партия «Единая Россия» была образована:

А) в марте 2000 г.

Б) в марте 2001 г.

В) в марте 2002 г.

Г) в марте 2003 г.

 

8. Государственный Совет, предназначенный для диалога федеральной и региональной властей, был создан в:

А) 1996 г.

Б) 1999 г.

В) 2000 г.

Г) 2007 г.

 

9. Видоизменение культурно-духовного пространства России в 90-е годы ХХ в. произошло вследствие:

А) усиления централизованной системы управления и единой, жестко проводимой сверху, политики в этой сфере

Б) признания «идеологического многообразия»

В) закрытости культурно-духовного пространства

10. Особенностью российской религиозности является:

А) ее поверхностный характер

Б) отсутствие парарелигиозных идей

Г) широкое распространение экзотических культов

 

Тема 4.9. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии: Сущность и причины локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения.

 

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. Первая волна «парада суверенитетов» выразилась:

А) в волне формальных изменений статусов и названий

Б) в десоветизации субъектов РФ

В) в волне инициатив по принятию конституций рядом областей России

2. Изменение административно-территориального устройства страны на протяжении 2000-х годов нашло отражение:

А) в отмене прямых выборов губернаторов

Б) в объявлении русского языка государственным языком на всей территории России

В) в укрупнении субъектов Федерации

Г) в усилении вертикали власти

 

3. Главное условие предотвращения межнациональных конфликтов:

А) деформация национальной политики

Б) гармонизация национальных отношений в стране

В) сепаратизм

Г) социальная напряженность

 

4. Российская Федерация в 1999 г. подписала договор о создании союзного государства с

А) Украиной

Б) Белоруссией

В) Казахстаном

Г) Арменией

 

5. Обновление Концепции государственной национальной политики по поручению Президента РФ началось:

А) с 1991 г.

Б) с 1993 г.

В) с 2000 г.

Г) с 2011 г.

 

6. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (являются):

А) усиление инфляционных процессов в экономике

Б) ущемление прав национальных меньшинств

В) экологические проблемы в регионе

Г) имущественная дифференциация населения

 

7. Зона политической активности якутов, тувинцев, бурят это:

А) Татаро-башкирский район

Б) Российский север

В) Южно-сибирский район

Г) Северокавказский район

 

8. Этническим обществам предоставлялось право сохранения, развития и использования национального (родного) языка в:

А) Законе РФ «О национально-культурной автономии»

Б) Концепции государственной национальной политики

В) Законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности»

9. Вторая чеченская война имела место в истории современной России в период с:

А) 1991 по 1993 гг.

Б) 1994 по 1996 гг.

В) 1997 по 1998 гг.

Г) 1999 по 2001 гг.

 

10. Определение: «Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации», относится к понятию:

А) ксенофобия

Б) геноцид

В) дискриминация

Г) шовинизм

 

Раздел 5. Россия и мир в глобальных процессах современности.

(в рамках самостоятельной работы над темами раздела)

Дайте ответ на следующие тестовые задания:

1. Глобальная проблема взаимодействия общества и природы:

А) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами

Б) проблемы образования

В) установление нового международного порядка

Г) проблема охраны и укрепления здоровья людей

 

2. Первый крупный вооруженный региональный конфликт эпохи развала биполярной системы:

А) операция стран НАТО против Югославии

Б) операция «Буря в пустыне» в Персидском заливе

В) война в Судане в 2005 г.

Г) интервенция коалиции во главе с США против Афганистана

 

3. Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем, поддержание международного мира и безопасности является целью:

А) Организации Объединенных Наций

Б) Европейского экономического сообщества

В) Лиги арабских государств

Г) Содружества Независимых Государств

 

4. Вопросами предупреждения и урегулирования межгосударственных конфликтов, помимо ООН, на Ближнем Востоке занимается:

А) ОАГ

Б) ШОС

В) ЛАГ

Г) ОАЭ

 

5. Региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана:

А) Содружество Независимых Государств

Б) Шанхайская пятерка

В) ЕврАзЭс

Г) Шанхайская организация сотрудничества

 

7. В основе внешней политики РФ с середины 1990-х гг. лежит положение о:

1) многополярном мире

2) новом политическом мышлении

3) военно-стратегическом паритете

4) мирном сосуществовании

 

8. Бесспорным приоритетом внешней и внутренней политики России, сферой ее главных жизненных интересов являются отношения с:

А) странами Западной Европы

Б) странами СНГ

В) США

Г) Китаем и Индией.

 

9. Среди приоритетных направлений внешней политики современной Росси не является:

А) противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США

Б) равноправное развитие отношений с США

В) доминирование в европейских структурах

Г) активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии

 

10. Этап перехода к стратегии политического реализма во внешней политике:

А) 1991- до средины 1990 гг.

Б) 1996 - 1999 гг.

В) 2000 – 2005 гг.

В) 2006 – 2011 гг.

 

11. В начале 2000-х гг. внешняя политика РФ характеризовалась:

А) сдержанностью

Б) сосредоточенностью на внутренних проблемах и реформах

В) построением однополярной модели

Г) самостоятельной и достаточно жесткой в отстаивании собственных интересов

 

12. Биполярная система международных отношений:

1) система, основанная на противостоянии развитых капиталистических государств и стран «третьего мира»

2) система, основанная на противостоянии развитых капиталистических государств во главе с США и стран Ближнего Востока во главе с Ираном

3) система, основанная на противостоянии двух сверхдержав - США и СССР и созданных ими военно-политических блоков - НАТО и ОВД.

 

Вопросы по разделам для оценки степени усвоения теоретических и фактических знаний

К разделу 1

1. Что является предметом и объектом истории как науки?

2. Какое место занимает история в системе наук? Каковы ее социальные функции?

3. Для чего нужно знать историю? Связаны ли и как события далекого прошлого и то, что происходит сегодня?

4. Какие существуют методы и принципы изучения истории?

5. Чем обеспечивается объективное познание истории России?

6. Какие методологические подходы к познанию прошлого выработаны и используются в исторической науке?

7. Как классифицируются исторические источники?

8. Какое из двух положений вы сочтете более точным: а) «географическое положение и природа страны определяют ее историческую судьбу»; б) «географическое положение и природа оказывают значительное влияние на судьбу страны»? Аргументируйте свою точку зрения.

9. Россия – евразийская страна. Что это значит? Какое влияние это оказывало на ее историю?

К разделу 2

1. Какие ключевые регионы можно выделить на политической карте мира?

2. Что характерно для развития ключевых регионов на сегодняшний день? Какие основные процессы сопровождают их развитие?

3. Какие основные процессы характеризуют изменения в экономике стран Запада на рубеже XX - XXI вв.?

4. Что понимается под интеграционными процессами? Приведите пример подобного развития.

5. Какие перемены произошли в социальном развитии ведущих регионов и государств мира на рубеже XX - XXI вв.?

6. За счет чего происходит размывание экономических границ в мире в современных условиях?

7. Перечислите особенности современного миграционного процесса.

8. Выделите особенности экономического и политического развития стран Азии на рубеже XX - XXI вв.

9. Определите особенности экономического и политического развития стран Африки на рубеже XX - XXI вв.

10. Назовите особенности политического развития стран Европы и Америки.

 

К разделу 3

1. Как характеризуется «правление» Л.И. Брежнева в отечественной истории?

2. Укажите тенденции экономического и социального развития страны в 1970-е – начале 1980-х гг. В чем причины растущего отставания СССР от западных держав?

3. Каковы основные результаты (и отрицательные и положительные) периода «застоя»?

4. Каковы замыслы (цели) «перестройки» М.С. Горбачева?

5. Какие были новации в экономике? Что включала в себя программа перехода к «социалистическому рынку» (1987-1991 гг.) и основные компоненты новой экономической стратегии?

6. Какие новации в политике вызвала к жизни «перестройка»? Назовите этапы политической реформы, основные направления и итоги «революции сверху» (1985-1988 гг.) и «революции снизу» (1989-1991 гг.).

7. Что представляли собой «бархатные революции» в восточноевропейских странах?

8. Что включало в себя «новое политическое мышление» во внешней политике СССР? Какие внешнеполитические приоритеты стали перед Советским Союзом?

9. Каковы причины распада СССР? Был ли он, по Вашему мнению, неизбежным?

Назовите важнейшие причины распада СССР и те последствия, к которым он привел.

10. Сравните реформаторскую деятельность М.С. Горбачева и Н.С. Хрущева. Чем можно объяснить противоречия и непоследовательность действий Горбачева?

К разделу 4

1. Раскройте основные причины противостояния М. Горбачева и Б. Ельцина. Почему Б. Ельцин стал лидером России?

2. Что такое «шоковая терапия» начала 1990-х гг. и каковы ее последствия?

3. Каковы экономические и социальные последствия реформ правительства. Е. Гайдара?

4. Назовите приоритеты социально-экономического курса современной России.

5. Что представлял собой конституционный кризис 1993 г. и как он был разрешен? В чем смысл «двоевластия осенью 1993 г.»?

6. В чем заключаются основные черты реформирования российской политической системы после осени 1993 г.? Какова роль Конституции РФ в становлении новой политической системы?

7. Как можно определить понятие «парламентская демократия»? В чем разница между нею и системой власти Советов?

8. Какие новые социальные проблемы появились в обществе за годы реформ?

9. В чем особенность российской многопартийности?

10. Что представлял собой российский федерализм в 90-е годы ХХ в. и каковы его особенности на сегодняшний день?

11. Укажите основные черты межнациональных отношений в современной России.

12. В чем проявляется модернизация общественно-политических отношений в РФ?

13. Какие изменения происходят в социально-экономическом развитии РФ?

14. Что характерно для духовного развития российского общества на рубеже XX-XXI вв.?

15. Каковы ценностные ориентиры развития современной России?

 

К разделу 5

1. Какие изменения произошли на международной арене на рубеже XX-XXI вв.?

2. Каковы основные принципы и направления, характеризовавшие внешнюю политику РФ на протяжении 90-х гг.?

3. Перечислите геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже XX-XXI вв.

4. Перечислите всемирные и региональные неправительственные организации.

5. Перечислите всемирные и региональные межправительственные организации.

6. Какие тенденции сложились в экономическом сотрудничестве России со странами Запада, со странами СНГ?

7. На каких принципах строятся отношения между государствами в рамках СНГ?

8. Место России в современном цивилизационном процессе. Каково оно сегодня?

9. Каковы приоритеты в сегодняшней внешней политике, можно выделить?

10. Назовите наиболее важные внешнеполитические инициативы российского руководства за последние годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: