Методические указания по работе с литературой




ИСТОРИЯ

(актуализация 2018 г.)

Методические рекомендации по выполнению различных форм

Самостоятельной работы

 

 

Курс: второй

Семестр: третий

Форма обучения: очная

Срок освоения ППССЗ: 3 года 10 месяцев

Квалификация выпускника: специалист по судебному администрированию

Для набора: 2018 г.

 

Москва, 2017

 

Составитель: Ивашко М.И., д-р ист. наук, профессор

 

_________________ «27» июня2017 г.

подпись

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы

 

 

разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности

40.02.03 Право и судебное администрирование

 

 

Обсуждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

протокол № 12 «27» июня 2017 г.

 

Заведующий кафедрой Ивашко М.И., д-р ист. наук, профессор

 

_________________________________ «27» июня 2017 г.

 

Дополнения и изменения, внесенные в методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы, утверждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

Протокол № 10 от «17» апреля 2018 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ М.И. Ивашко

 

Дополнения и изменения, внесенные в методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы, утверждены на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

Протокол № от «» ____________________

 

Заведующий кафедрой ________________ _________________________

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Виды и содержание самостоятельной работы по дисциплине, формы контроля

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и согласно учебному плану ей отводится 16 часов в рамках изучения дисциплины «История». Являясь одним из видов учебных занятий, самостоятельная работа проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубления и расширения полученных ранее теоретических знаний;

· формирования умения использовать справочную литературу, исторические источники;

· развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, ответственности и организованности;

· формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развития исследовательских умений.

 

В период изучения дисциплины предусматриваются следующие виды самостоятельной работы студентов:

- знакомство с рабочей программой дисциплины;

- чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

- доработка учебного материла, изложенного в конспекте лекций (работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, составление схем и таблиц по тексту, конспектирование теста, выписки из текста);

- подготовка к семинарским занятиям в форме управляемой дискуссии, диспута, семинара-конференции, семинара-симпозиума;

- конспектирование исторических источников, другой учебной литературы;

- работа с источниками исторической информации, в том числе и электронными;

- подготовка презентаций PowerPoint;

- подготовка информационных сообщений, доклада, библиографических обзоров;

- ведение глоссария, работа со справочниками;

- изучение персоналий деятелей отечественной и мировой истории;

- анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основании проведенного анализа;

- выполнение заданий поисково-исследовательского характера;

- решение учебных заданий в тестовом режиме, в том числе и для самопроверки.

 

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в ходе текущей аттестации (опрос на семинарских и других занятиях в составе группы, заслушивание доклада и сообщений, индивидуальных проектов, оценка решений тестовых, учебных заданий и др.), промежуточной аттестации в форме экзамена.

 

Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Методические указания по работе с литературой

 

Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой. Это - основной метод самостоятельного овладения знаниями. При этом следует отметить, что изучение литературы - процесс сложный, который требует от обучаемого определенных навыков. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом. Умение работать с книгой складывается:

а) из умения быстро найти требуемый источник информации (книгу, журнал, справочник), а в нем - нужные материалы;

б) из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения. Для поиска научной литературы следует использовать:

- предметные и систематические каталоги библиотек;

- различные библиографические указатели. Например, «Новая литература по гуманитарным наукам», «Летопись журнальных статей» и т.д.

- реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;

- указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.

Всю литературу, которую рекомендовано использовать при изучении дисциплины «История», как правило, делят на учебники и учебные пособия, справочники, монографии, научные публикации в периодических изданиях. Из них выделяют основную (рекомендуемую) литературу и дополнительную или литературу для углубленного изучения дисциплины.

Подготовку к любому семинарскому занятию рекомендуется начинать с учебника, поскольку учебник – это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными рабочей программой. В рабочей программе по изучаемой дисциплине Вам предложен список рекомендованной дополнительной литературы. Он не является обязательным. Вы выбираете самостоятельно то издание, которое Вам покажется оптимальным, интересным и доступным. Конечно, в предложенном списке представлена не вся литература по вопросам семинарских занятий. Следует учитывать, что самостоятельная работа предполагает и самостоятельный поиск литературы.

При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала[1].

Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе.

Выборочное – имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке проблемных, экзаменационных вопросов и заданий.

Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации.

Есть несколько приемов изучающего чтения:

Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; выходные данные (место, год издания, издательство и т.д.); основное содержание (узловые, главные идеи и положения); фактографические данные (факты, события, личности и т.п.); новизна материла, спорные моменты, критика (материал, не совпадающий с убеждениями и знаниями читателя, альтернативность), возможность использования изучаемого материала на практике – в учебе и жизни.

Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

- медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;

- выделить ключевые слова в тексте;

- постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

Помимо перечисленных, существуют и иные приемы чтения: реферирования, комментирования и др.

Работая с книгой, следует обращать внимание на список литературы, на который ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы.

В успешном решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в изучении дисциплины, в том числе и при подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Они могут носить следующий характер:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования исторических фактов;

б) дословные выписки мыслей автора;

в) составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

г) составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

д) написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

При составлении конспекта следует не увлекаться сплошным переписыванием текста статьи, параграфа монографии и т.д. При этом надо стремиться к тому, чтобы запись была краткой, лаконичной, преимущественно своими словами. Собственный метод конспектирования складывается годами напряженного труда, по мере накопления опыта. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский[2].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: