Совершенствование системы обращения с ТБО на территории Республики Башкортостан




4.2.1. Подготовка к внедрению организованной системы обращения с ТБО на территории республики
Государственная политика Российской Федерации в области обращения с отходами ориентирована на ресурсосбережение и охрану окружающей природной среды. Очистка территорий муниципальных образований от коммунальных отходов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. В целях соблюдения норм статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" органы местного самоуправления разрабатывают генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов от коммунальных отходов.
Программными мероприятиями предусмотрена разработка генеральных схем очистки территорий муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Проектные решения схем будут направлены на внедрение раздельного сбора, максимальное использование отходов в качестве вторичных ресурсов, ликвидацию несанкционированных свалок и снижение общего объема размещаемых отходов.
В генеральных схемах будут решены вопросы очистки не только селитебных территорий, но также пляжей, рекреационных зон, садово-дачных массивов, объектов частного сектора, особо охраняемых природных территорий.
Генеральные схемы очистки территорий муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан будут являться составной частью генеральной схемы очистки территории Республики Башкортостан, в которой будут отражены мероприятия по обращению с отходами в целом по республике. В частности, генеральная схема очистки территории Республики Башкортостан будет содержать информацию о необходимости строительства межмуниципальных объектов размещения отходов и оптимальной дислокации сортировочных и перерабатывающих производств с учетом логистики.
Проведение эксперимента по организации раздельного сбора ТБО планируется во всех муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан. Каждый орган местного самоуправления в одном из населенных пунктов организует раздельный сбор пищевого и непищевого мусора. Пищевой мусор идет на захоронение и(или) компостирование, непищевой - на сортировку. Практика подтверждает готовность большей части населения крупных городских округов участвовать в раздельном сборе, однако готовность участия населения небольших населенных пунктов сельских районов нельзя спрогнозировать.
Предполагается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с ТБО, разработка и внедрение опытно-промышленных производств по переработке отходов, технологий, направленных на снижение объемов отходов, размещаемых в окружающей среде.

4.2.2. Проектирование и строительство объектов сбора и размещения ТБО на территории муниципальных образований Республики Башкортостан
В целях выполнения данной задачи в рамках Программы планируется выполнение следующих мероприятий:
разработка типовых проектов контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО на территории населенных пунктов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
организация контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО, крупногабаритных и строительных отходов на территории населенных пунктов муниципальных районов Республики Башкортостан;
разработка методических рекомендаций по установлению расчетных норм накопления отходов для населенных пунктов Республики Башкортостан;
проектирование, строительство полигонов ТБО в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан;
разработка проектно-сметной документации и строительство узловых полигонов ТБО в городах Уфе, Туймазы, Нефтекамске, Стерлитамаке.
В рамках реализации Программы предполагается построить 2 новых узловых полигона ТБО в городах Уфе и Стерлитамаке и реконструировать 2 существующих в городах Нефтекамске, Туймазы. В состав полигонов, кроме обязательных природоохранных сооружений, должны входить линии сортировки и прессования отходов в целях уменьшения площадей складирования отходов. География размещения полигонов следующая: г.Уфа (обслуживание столицы республики и близлежащих населенных пунктов), г.Стерлитамак (обслуживание городов Стерлитамака, Салавата, Ишимбая и близлежащих населенных пунктов), г.Туймазы (обслуживание г.Туймазы, с.Кандры и близлежащих населенных пунктов, в перспективе г.Октябрьского), г.Нефтекамск (обслуживание городов Нефтекамска, Агидели и близлежащих населенных пунктов).
Данная схема предполагает прием отходов из населенных пунктов, с территорий водоохранных зон и зон рекреации, расположенных на расстоянии не более 35 км от месторасположения полигона, с использованием мусороперегрузочных станций. Увеличение указанного расстояния в большинстве случаев нецелесообразно в связи со значительным ростом тарифа на услуги по вывозу отходов с мест их накопления, а также во избежание снижения надежности системы удаления отходов. При вывозе отходов из населенных пунктов, находящихся на расстоянии более 35 км от полигона, необходимо строительство мусороперегрузочных станций (далее - МПС). Расстояние при этом не должно превышать 55 км. Для этого требуется проектирование и строительство сети МПС в Республике Башкортостан.
На сегодняшний день из 41 полигона ТБО заполнены до 90% от проектной мощности 5 полигонов. Все они будут входить в общереспубликанскую систему сбора и захоронения ТБО до полного заполнения с последующей рекультивацией. Решение о строительстве вторых, в некоторых случаях третьих очередей действующих полигонов ТБО будет приниматься в каждом конкретном случае исходя из принципа целесообразности такого строительства.
Особенностью системы проживания населения республики является преобладание малых городов, поселков, сел и деревень. На протяжении многих лет эти поселения со всех сторон стихийно завалены отходами человеческой жизнедеятельности. Причина проста: местные бюджеты не в состоянии обеспечить функционирование собственного сертифицированного, с лицензией, оснащенного надлежащим оборудованием полигона ТБО.
В рамках Программы предлагается реализовать двухэтапный вывоз отходов. Для охвата малых населенных пунктов - строительство простейших МПС, основным компонентом которых будет стационарный компактор. В отличие от мобильных компакторов в системе стационарного компактора меняется только контейнер, что позволяет загружать и перевозить больший объем отходов. Такая схема позволит перевозить неуплотненный и несортированный мусор из жилого сектора до перегрузочной станции с необходимой степенью регулярности и на относительно небольшие расстояния. На перегрузочной станции на первом этапе будет производиться прессование ТБО для дальнейшей их транспортировки (возможно организовать и сепарирование отходов, дробление крупного мусора, сортировку и т.д.). После такой обработки перевозка оставшихся отходов на территорию полигона становится гораздо дешевле. Кроме того, появляется возможность обслуживать сеть перегрузочных станций, используя график движения транспорта, не привязанный к времени сбора отходов в жилом секторе, или применять для этого отдельно выделенные транспортные средства (к примеру, повышенной грузоподъемности). Экономия достигается за счет сокращения числа поездок от места сбора отходов до места их размещения. Важнейшим элементом должна стать перегрузочная станция, которая должна представлять собой некую территорию, расположенную на удобном расстоянии между жилым сектором и полигоном ТБО, оснащенную небольшим комплексом специализированного оборудования.
В отдельных случаях целесообразно совмещать строительство МПС со станцией сортировки отходов. Так, в крупных населенных пунктах, где развита коммерческая инфраструктура, экономически выгодна сортировка офисных отходов, отходов оптово-розничной торговли (бумаги, упаковочной картонной и пластиковой тары). Кроме того, МПС может принимать и отходы жилищного фонда близлежащих городских микрорайонов. Вместе с неутилизируемой частью коммерческих отходов отходы жилого фонда будут прессоваться и большегрузными мусоровозами отправляться на полигон для захоронения.
В рамках Программы в районах республики предполагается построить по типовому проекту около 204 простых МПС, оборудованных прессами и обслуживающих усовершенствованные свалки ТБО и узловые полигоны.
В городах республики предполагается построить порядка 13 МПС различной производительности, оснащенных линиями сортировки.
В целях селективного сбора отходов предполагается организация сети мусоросортировочных станций (далее - МСС).
Мусор, который вывозят на сортировку из общих контейнеров, из-за высокого содержания пищевых отходов с большим трудом поддается сортировке на мусоросортировочных станциях. Эффективность мусоросортировки приближается к нулю. Несмотря на кажущуюся простоту процесса мусоросортировки, практически нет эффективно работающих линий: процент извлечения ВМР низкий - на уровне 10%, хотя изначально его содержание превышает 50%. При существующих экономических условиях выгоднее просто возить мусор на свалку. Таким образом, одним из необходимых условий создания рентабельной системы сортировки отходов является селективный сбор отходов от населения.
В дальнейшем предполагается организовать эксперимент по установке специальных мини-пунктов во дворах жилых домов с первичным отбором ценных компонентов ТБО, либо разделять мусор на пищевые и непищевые отходы. Пищевые отходы можно везти на захоронение (переработку), непищевые - на дальнейшую сортировку.
В Программе предлагается спроектировать и построить около 14 МСС различной производительности в городах Уфе (3 МСС), Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском, Белорецке, Ишимбае, Кумертау, Туймазы, Сибае, Мелеузе.
В перспективе при условии обеспечения самоокупаемости возможна организация сортировочных комплексов на базе иных полигонов.
Учитывая предлагаемую перспективную схему размещения объектов сбора, сортировки и размещения отходов на территории Республики Башкортостан, целесообразно создавать предприятия по их переработке в городах Уфе, Стерлитамаке, Туймазы, Нефтекамске, Сибае, Кумертау.
Проектированием и строительством пунктов сбора, накопления и первичной сортировки ТБО вблизи районных центров, а также оборудованием мест массового отдыха населения в водоохранных зонах, на особо охраняемых и других природных территориях элементами системы сбора и удаления отходов будут заниматься органы местного самоуправления.

4.2.3. Создание условий для развития производств по использованию ВМР на территории Республики Башкортостан с применением механизмов государственно-частного партнерства

Анализ федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов в области развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства показал, что наиболее эффективными механизмами государственной поддержки малого бизнеса являются:
финансовые (имущественные);
инфраструктурные;
информационные (консалтинговые).
Необходимо стимулировать создание и (или) привлечение малых предприятий в сфере сбора, переработки и утилизации ТБО, в том числе и как механизма обеспечения занятости населения.
Проблемы сбора, переработки и утилизации ТБО усилиями только муниципальных и государственных органов власти решить невозможно, равно как и усилий только малого и среднего предпринимательства в этой сфере недостаточно. Необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, в рамках которого возможно привлечение на контрактной основе представителей частного сектора экономики для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к сфере ответственности органов государственной власти (в данном случае муниципалитетов).
Нужно также рассмотреть возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере обращения с ТБО, в конкурсных процедурах на размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд в рамках возможностей, которые предоставляет Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Важно, чтобы предприятия, выполняющие государственные и муниципальные заказы, использовали (производили) определенное количество изделий из вторичных материалов. Для этого требуется сформировать перечень продукции из вторичных материалов, которая является безопасной и может использоваться в государственных и муниципальных учреждениях для различных нужд.
Учитывая непривлекательность для частных инвесторов долгосрочных, как правило, высокорисковых и низкоокупаемых инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере, при создании комплексов по переработке отходов и выпуску продукции из ВМР в рамках реализации Программы предполагается создание на территории Республики Башкортостан промышленных зон (технопарков).
Создание объектов инфраструктуры будет осуществляться при наличии соответствующих соглашений с частными инвесторами. В дальнейшем земельные участки и имущество, созданное за счет средств бюджета Республики Башкортостан, могут быть предоставлены инвесторам в долгосрочную аренду либо использованы в качестве вклада в уставные капиталы организаций по переработке вторичных ресурсов, размещаемых на территориях промышленных зон в соответствии с законодательством.
Использование данного инструмента снижает риски и издержки на инфраструктуру при реализации инвестиционных проектов. Финансовое участие республики в создании элементов инфраструктуры промышленных зон позволит сформировать эффективную систему партнерства, которая решит задачу взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и существующих организаций разных форм собственности и обеспечит полную реализацию целей, предусмотренных Программой.
Планируется проектирование и строительство комплексов по переработке отходов и продукции из вторсырья на территории промышленных зон
Строительство за счет внебюджетных источников комплексов по сортировке, переработке отходов, а также создание производственных мощностей по выпуску продукции из вторичного сырья на базе создаваемых промышленных зон являются самыми целесообразными способами переработки отходов как с точки зрения экологии, так и с экономической точки зрения. Назначением комплексов по выпуску продукции из вторичного сырья является производство готовой продукции (товаров народного потребления) из компонентов твердых коммунальных отходов (полимеров, макулатуры, стекла и др.), извлекаемых в процессе сортировки.

4.3. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Республики Башкортостан путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и рекультивации техногенных массивов

По мере завершения строительства новых полигонов размещения отходов в муниципальных районах Республики Башкортостан программными мероприятиями планируется завершение комплекса работ по рекультивации несанкционированных объектов захоронения. Для этого планируется осуществить:
исследование существующих неорганизованных объектов размещения ТБО на предмет возможности их естественной ассимиляции природной средой с разработкой научно обоснованного заключения об отсутствии необходимости производства рекультивационных работ;
разработку проектно-сметной документации и производство работ по ликвидации несанкционированных свалок для муниципальных образований и городских округов Республики Башкортостан;
разработку проектно-сметной документации и производство работ по ликвидации и рекультивации отработавших объектов размещения отходов на территории Республики Башкортостан.

4.4. Совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования путем совершенствования системы экологического образования, воспитания и просвещения населения республики

Система экологического образования населения Республики Башкортостан находится в процессе развития и формирования. Людям очень трудно мгновенно отказаться от сложившихся стереотипов. Для повышения экологической культуры и образования населения необходимо пошагово реализовывать следующие мероприятия:
вовлечение всех слоев населения в систему непрерывного экологического обучения путем распространения через средства массовой информации передового опыта и актуальной информации о современных технологиях и методах работы в сфере экологии;
обеспечение подготовки и переподготовки кадров в области экологического образования и воспитания;
создание и пополнение информационного банка данных по экологическому образованию, воспитанию и просвещению;
установление и развитие контактов с субъектами Российской Федерации, международными организациями, фондами по вопросам экологического образования и воспитания;
проведение республиканских конференций по экологическому образованию;
издание книг, пособий, атласов по вопросам экологического образования, воспитания и просвещения;
формирование экологической культуры, экологического образования и просвещения в программах развития муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
создание научно-популярных фильмов, телепередач, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов об экологических и экономических аспектах в области обращения с ТБО;
организация массовых акций по раздельному сбору отходов в период проведения субботников;
стимулирование населения в сфере обращения с ТБО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: