Б1.В.ОД.17 социально-экономическая Статистика




Б1.В.ОД.17 социально-экономическая Статистика

 

 

Методические указания

По выполнению эссе

Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

 

 

Профиль подготовки (специализация, магистерская программа)

Муниципальное управление

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Уфа 2016

УДК 311

ББК 60.6

М 54

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 1 от «28» августа2016 г.)

 

 

Составитель: к.э.н., доцент Салимова Г.А.

 

 

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита Сираева Р.Р.

 

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой бухгалтерского учета, статистики и информационных систем в экономике к.э.н., доцент Аблеева А.М.

 

г. Уфа, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет», кафедра бухгалтерского учета, статистики и информационных систем в экономике

Введение

 

Методические указания содержат задания к выполнению эссе по социально-экономической статистике.

Цель работы: провести контроль степени усвоения студентами предмета, получить «обратную» связь, вовлечь студентов в процесс самостоятельного сбора информации.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

Ответить на вопрос теории, раскрыть его содержание полностью, подробно, аргументировано, с приведением основных показателей статистики по теме вопроса, методов исследования, анализируя возможность применения статистики для решения управленческих вопросов в конкретной области социально-экономической жизни общества. Предложить систему показателей по теме вопроса, собрать статистический материал, провести его анализ, сделать выводы.

1. Итоги развития и совершенствования российской социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики.

2. Развитие статистической науки – объективная необходимость в новых условиях.

3. Предмет социально-экономической статистики.

4. Статистическая методология. Закон больших чисел. Статистическая закономерность.

5. Задачи социально-экономической статистики.

6. Система показателей социально-экономической статистики.

7. Организация российской социально-экономической статистики.

8. Организация муниципальной статистики Российской Федерации.

9. Организация статистики за рубежом.

10. Информационные технологии сбора, обработки и представления статистической информации.

11. Методы изучения потребностей пользователей и распространения статистической информации.

12. Методы обеспечения конфиденциальности индивидуальной статистической информации.

13. Значение системы национальных счетов (СНС) в статистическом изучении социально-экономических процессов и явлений.

14. Основные понятия, определения, классификации и институциональные секторы в СНС.

15. Общие принципы построения СНС и ее основные счета.

16. Методы исчисления валового внутреннего продукта и национального дохода.

17. Таблицы «Затраты-выпуск» как составная часть СНС.

18. Международные сопоставления валового внутреннего продукта (ВВП).

19. Социально-экономическое значение статистического изучения рынка труда.

20. Статистика экономической активности, занятости и безработицы.

21. Баланс трудовых ресурсов.

22. Статистика затрат на рабочую силу и оплаты труда работников.

23. Социально-экономическое значение статистического изучения баланса активов и пассивов и национального богатства.

24. Показатели баланса активов и пассивов и статистика национального богатства.

25. Статистика нефинансовых произведенных и непроизведенных активов.

26. Статистика финансовых активов.

27. Статистика накопленного домашнего имущества населения.

28. Социально-экономическое значение науки и инноваций в развитии общества и задачи статистики науки и инноваций.

29. Методологические основы статистики науки и инноваций.

30. Статистика научных исследований и разработок.

31. Статистика инноваций.

32. Статистическое изучение результативности научной и инновационной деятельности.

33. Социально-экономическое значение статистического изучения предпринимательства и предприятий.

34. Структурная статистика предприятий.

35. Статистика промышленности.

36. Статистика строительства.

37. Статистика транспорта и связи.

38. Статистика внутренней торговли, рынка товаров и услуг.

39. Статистика инвестиций.

40. Методы обследования деловой активности предприятий.

41. Социально-экономическое значение статистического изучения доходов, потребления и социальной защиты населения.

42. Система показателей доходов, расходов и потребления в рамках СНС.

43. Общие принципы организации выборочных обследований доходов и расходов домашних хозяйств.

44. Статистические методы измерения неравенства доходов населения.

45. Статистические методы измерения бедности населения.

46. Прожиточный минимум как критерий определения границы бедности населения.

47. Статистика качества и условий жизни населения.

48. Статистика социальной защиты населения.

49. Статистика услуг.

50. Статистика жилищных условий и коммунального обслуживания.

51. Статистика здравоохранения.

52. Статистика образования.

53. Статистика культуры, искусства и туризма.

54. Статистика окружающей среды.

55. Уголовно-правовая статистика.

56. Гражданско-правовая статистика и статистика административных правонарушений.

57. Социально-экономическое значение статистического изучения цен.

58. Методологические основы и организация статистики цен и тарифов.

59. Статистика цен производителей.

60. Статистика потребительских цен.

61. Статистическое изучение цен внешней торговли.

62. Основные статистические показатели оценки инфляции.

63. Социально-экономическое значение статистического изучения финансов.

64. Статистика государственных финансов.

65. Статистика налогов.

66. Статистика рынка ценных бумаг и фондовых бирж.

67. Статистика банков и небанковских кредитных учреждений.

68. Статистика денежного обращения и кредита.

69. Статистика страхования и страхового рынка.

70. Статистика финансов предприятий и организаций.

71. Социально-экономическое значение статистического изучения внешнеэкономической деятельности и платежного баланса.

72. Таможенная статистика внешней торговли.

73. Статистика валютного регулирования и валютного контроля.

74. Статистика платежного баланса.

75. Комплексное использование статистических и экономико-математических методов в изучении социально-экономических явлений.

76. Методы оценки размеров теневой экономической деятельности.

77. Сводка и группировка статистических данных.

78. Изучение вариации признаков.

79. Методы выборочного обследования.

80. Анализ рядов динамики.

 

Домашние задания должны быть оформлены на листах формата А4 в Microsoft Word, шрифт TNR 14, защищены в сроки, указанные преподавателем.

Без зачтенного эссе студент не допускается к зачету.

 

Немного в помощь:

Эссе как вид самостоятельной работы студента – это средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное
творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Задачи эссе – научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе:

I. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);

II. мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом
следуют аргументы (А).

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

- вступление;

- тезис, аргументы;

- тезис, аргументы;

- тезис, аргументы;

- заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1) Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2) Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3) Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Признаки эссе:

1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается объем до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность жанра

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования

Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Важно определить (уяснить) тему, желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой.

Правила написания эссе:

· Из формальных правил можно назвать только одно - наличие заголовка.

· Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

· Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

· В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе – это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 

Таким образом, ваша задача – по выбранной теме (или сформулированной самостоятельно) оценить статистические методы, показатели с точки зрения их достаточности, актуальности, оперативности представления информации, возможности и необходимости использования органами государственного и муниципального управления в их работе и т.п. Нужно также привести данные официальной статистики по Вашей теме – за какой период и по какому кругу территорий – решать Вам. Порассуждайте! Главное – изложить СВОИ мысли по теме!!! Успехов!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: