Определение политической речи.




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

СТУДЕНТА ГРУППЫГС-1-02 II КУРСА

ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА: Особенности строения современной политической речи на материале предвыборных кампаний.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ

Берченко Т.В.

доцент

 

ЗАЩИЩЕНА ОЦЕНКА

“______” ________________ 200__г. “__________________”

 

Мурманск, 2003 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение_________________________________________________________3

1. Определение политической речи.__________________________________ 5

2. Особенности строения политической речи.__________________________10

3. Современная политическая речь в России: прогнозы, рекомендации._____________________________________________________________18

Заключение______________________________________________________ 22

Список использованной литературы._________________________________25

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Политическая риторика – отнюдь не новая тема для исследований в сфере языка. Тем не менее, актуальность этой темы не уменьшается уже много тысячелетий – точные технологии воздействия на аудиторию волнуют современных политиков не меньше, чем их далеких предшественников, вещавших с афинских и римских трибун.

Политическая речь тем более интересна нам, как специалистам по связям с общественностью. Сегодня политики во всем мире предпочитают пользоваться услугами спичрайтеров – то есть людей, чья профессия заключается в написании речей. Спичрайтер должен обладать технологиями, позволяющими ему составлять такие речи, которые, при прочтении их оратором, затмевали другие выступления по эффектности, и одновременно действовали на аудиторию в нужном ключе.

Современная коммуникация становится все более массовой, все более качественной. Этим объясняется возросший интерес к риторике, появление новых канонов публичных выступлений, огромное число конференций и форумов, в которых профессионалы делятся собственным опытом создания речей.

Объектом данного исследования выступает политическая речь как род коммуникационной деятельности; предметом исследования является ее композиционная структура и стилевые особенности. В работе рассматриваются не только материалы предвыборных кампаний, но и текущие выступления популярных российских политиков.

Цель нашей работы рассмотреть приемы построения политической речи. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1) определить специфику политической речи, ее цели и функции, стилевые и композиционные особенности; 2) проанализировать структуру политической речи современных российских политиков; 3) рассмотреть речь политика с точки зрения психологии и массовой коммуникации; 4) дать рекомендации в написании эффективных публичных выступлений с точки зрения спичрайтинга.

В ходе подготовки материалов для исследования нам стали полезны работы, в которых рассматриваются классические каноны ораторского искусства: монография Ученовой В.В. «У истоков публицистики». Кроме того, интересны оказались материалы о политических технологиях, собранные в одно издание «Самый короткий путь к власти. Технология выборов» под общей редакцией Н.Н.Петропавловского, монография Почепцова Г.Г. «Теория и практика коммуникации» и многочисленные статьи и материалы форумов, найденных нами в Internet на страницах сайтов, созданных для специалистов по связям с общественностью (www.pr-online.ru, https://www.polit.ru, и др.)

 

 


ГЛАВА 1.

Определение политической речи.

 

Коммуникативная сущность политической речи определяется установлением контакта между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и избирателями, осуществлением определенным образом направленной адресной связи между ними, используя предельно доступную и адекватную восприятию знаковую систему. Политическая речь является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов. Она выполняет также информационную функцию, поскольку одна из задач, стоящих перед ней - оповещение, ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Политическая речь функционирует при наличии политической конкуренции, выделяет собственный объект в контексте других, поэтому можно говорить о социально-ориентирующей, идеологической ее функции.

Цели политической речи заключаются в побуждении людей к участию в каких-либо политических процессах, включая и участие в действиях, связанных с делегированием полномочий, по тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального, при наличии политической конкуренции. Предметом политической речи выступают кандидат, партия и их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста, ее субъектом является политическая организация или деятель, объектом - участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя ту или иную политическую ориентацию, в каждом конкретном случае составляющие конкретную целевую группу.

Политическая речь пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, базирующимися как на осознаваемых, так и на неосознаваемых реакциях реципиентов.

Рассмотрение механизмов возможного воздействия политической речи на систему факторов, формирующих политический выбор, основывается на оценке этих факторов, среди которых наиболее существенными представляются:
1) идеологические установки и политическая культура. Одной из коммуникативных задач в процессе избирательной кампании становится сведение предлагаемой идеологии к ограниченному набору упрощенных представлений для облегчения общения с массовой аудиторией. Для российского избирателя идеологические приоритеты основываются, прежде всего, на типе политической культуры, т.е. имеет смысл исходить из факторов, определяющих политическую культуру, а затем уже рассматривать механизмы возникновения симпатий в отношении конкретных кандидатов в рамках политических составляющих культурно-идеологического лагеря, с которым отождествляет себя избиратель. Политическая культура формируется в процессе политической социализации гражданина. Спектр возможных ориентаций, приобретаемых в процессе социализации, весьма широк. Он включает общие установки по отношению к власти, системе устройства общества, политическим обязательствам, взаимоотношениям власти и граждан, а также специфические ориентации, такие, как предпочтение той или иной партии или отношение к политическим акциям. Важными социализирующими факторами являются также семья и система образования. Политические ориентации может формировать и влияние организованных групп, неформальных групп, а также любой другой опыт, имеющий политическую значимость. В ряду этих факторов находятся и средства массовой коммуникации. Политическая речь, через массовые коммуникационные каналы, может включиться в создание установок выбора на этапе установления политических ориентации.

2) интерес к политике. Здесь одной из задач политической речи становится привлечение аудитории к самому процессу голосования, формирование потребности участия в выборах, затем трансформация этой потребности в установку голосовать определенным образом.

Особенное внимание следует уделить изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий, чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической речи.

Стиль обращений политических речей определяется нами как близкий к публицистическому и характеризуется:

1) лаконичностью изложения, экономией языка;

2) отбором языковых средств с целью добиться доходчивости изложения;

3) употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, заимствованной из других стилей;

4) использованием речевых стереотипов, клише;

5) жанровым разнообразием и разнообразием языковых средств, многозначности, эмоционально-экспрессивной лексики,

5) смысловой и информативной насыщенностью,

6) демонстративностью.

Организация самого текста, при условии выполнения норм и правил грамотного ведения электоральной игры, с расчетом на достижение максимальной эффективности сообщения, не может не опираться на известные приемы психологического воздействия. Психологами разработан ряд психотехнических методик, связанных с использованием определенных речевых приемов и особых способов построения текстов. Нам хотелось бы отметить следующие, реально использовавшиеся в избирательных кампаниях методики и стилистические приемы: использование номинализаций, неопределенных или неспецифических глаголов, неопределенного обращенного обозначения, прием "пропуск информации", построение фраз с помощью предложения различных вариантов выбора или исключения одного из вариантов выбора, использование противопоставлении, переформирование смысла или контекста. С точки зрения лексики, устная и письменная политическая речь характеризуется использованием аналогово-определенных слов и выражений, омонимов, фонетической множественности смыслов, двусмысленных фраз и негативных команд, слов-символов.

Для конструирования устной речи актуальны обобщение, приведение конкретных доказательств, поправки, повторы, построение фразы с помощью контраста, смягчение, уклонение. Среди экспрессивно-выразительных средств политических текстов автор выделяет крылатые слова, образные выражения, сравнительные обороты, метафору, метонимию, синекдоху; обыгрывание устойчивых сочетаний, фрагментов известных песен, прочно вошедших в язык фразеологических оборотов, цитирование, игру слов, намеренное нарушение лексической сочетаемости, афористичные высказывания.

Выбор стиля изложения, языковых средств, композиционного построения текста в политической речи основывается на особенностях аудитории, для которой предназначены тексты, речевых стереотипов, менталитета, уровня образования целевого сегмента, типах восприятия, преобладающих в аудитории.

Спектр языковых возможностей и речевых методик воздействия на аудиторию, которые могут применяться, чрезвычайно широк. Умелое использование языковых ресурсов, грамотное и творческое сочетание стилистических приемов способны обеспечить подлинный успех политической коммуникации.

Итак, под политической речь мы понимаем композиционно и стилистически целостное произведение, предназначенное для воспроизведения в устной или письменной форме с целью воздействия на поведение электората.

 

Политическая речь во многом определяет наше восприятие политической реальности. Политическое восприятие пронизывает нашу жизнь практически с самого детства, с того момента, когда мы узнаем, что нашей страной правит президент. Политическая речь во многом схожа с публицистикой, но ее конечной целью является формирование конкретной политической ситуации в отдельно взятой стране или во всем мире. Поэтому ответственность человека, в профессиональные обязанности которого входит спичрайтинг, огромна. На сегодня существует огромное количество технологий, применяющихся спичрайтерами в ходе их профессиональной деятельности. Некоторые из них мы предлагаем рассмотреть ниже.

 


ГЛАВА 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: