Современная политическая речь в России: прогнозы, рекомендации.




Наблюдая предвыборную кампанию 2003 года, мы не можем не отметить значительный рост профессионализма со стороны команд кандидатов, и требовательности со стороны избирателей. Очевидно, что предвыборные технологии в России выходят на новый уровень. И этот уровень достаточно высок и по западным меркам. Сегодня отпала необходимость слепо копировать опыт политиков США и Европы. Российские политтехнологи способны предложить собственные ноу-хау, работающие в тесной связи с российским менталитетом.

В последней главе нашей работы мы хотели бы предложить инструкцию одного из российских политтехнологов, Ю. Любашевского, директора Независимого института политических технологий и PR. Его формулу построения эффективного текста, найденную автором в материалах конференции «Технологии в сфере public relations», мы приводим здесь:

«Для начала запомните пять ключевых слов: контакт, понимание, согласие, запоминание, использование. Ведь это именно то, чего Вы хотите добиться – проверьте в первом пункте – выступая перед любой аудиторией! Закройте глаза (или первое предложение второго пункта) и повторите эти слова несколько раз – пока не запомните.

Вы уже отлично поняли, что первое – это контакт. Важно, чтобы Вас слушали с первых минут до последних. Не читая специальных книг, Вы прекрасно понимаете, что в первые минуты контакт обеспечивается одним способом, в середине выступления – по другому и в конце – иначе. Готовясь к выступлению, подумайте, как с первых слов заставите себя слушать, как удержите внимание в середине выступления и как встряхнете напоследок. Придумайте сами способы и слова для Вашего первого предстоящего выступления. У Вас обязательно получится, и очень скоро проблема контакта перестанет для Вас существовать!

Но Вам будет очень трудно, иногда невозможно сохранить контакт, если Вас перестанут понимать. Забудьте, какой Вы умный и как красиво можете говорить. Прозрачность логики (и плана выступления), простота аргумента, доступность терминов, употребление понятных слов – гарантия понимания и признак умелого оратора. Если не получается – этот вопрос пока не готов для устного сообщения. Поработайте над письменным текстом, а потом «переводите» его на устный язык.

Итак, подумайте, поймут ли Вас, и сделайте для этого все, что сумеете. Вы сможете решить и эту проблему!

Вас слушают и понимают – это уже успех, но еще не полный. Вам хочется, чтобы с Вами согласились. Оцените аудиторию, что ей важнее – разум или эмоции. Обратитесь к своему жизненному опыту и Вы легко вспомните, что людей более образованных убеждают логикой и фактами, а женщины склонны верить чувствам. Докажите слушателю, что Вы твердо убеждены в том, что говорите – это действует сильно. Докажите, что то, что Вы говорите, – правильно; это действует еще сильнее.

Вам недостаточно согласия, Вам хочется, чтобы слушатели запомнили то, что Вы сказали. Помогите им! Вы знаете, что при запоминании и вспоминании человек использует опорные точки и сам пытается их выстроить. Не затрудняйте ваших слушателей, а дайте им эти опорные точки. Какие опорные точки были в моем выступлении об эффективном устном выступлении? Попробуйте быстро вспомнить пять ключевых слов. Итак: контакт, понимание, согласие, запоминание, использование. Это и есть опорные точки: теперь Вы их запомнили надолго, может быть навсегда. Так же должно получиться у Ваших слушателей. Они запомнят Ваши слова.

Вы предложили слушателям опорные точки, и они запомнили то, что Вы сказали. Вам и этого мало. Вы хотите, чтобы слушатели поступали по Вашим словам. Обратитесь к их потребностям и интересам. В нашем случае, если Вы дочитали до этих строк, значит, Вы хотите научиться выступать эффективно. Вы дочитали (значит, контакт был), надеюсь, поняли (понимание), возможно, согласились (согласие), уверен, запомнили (запоминание) пять ключевых (опорных слов). Повторите на всякий случай еще раз.

Уже в первом выступлении, где Вы примените наши рекомендации, Вы почувствуете, что дела идут лучше. После нескольких выступлений появится уверенность ».

Кроме того, в ходе анализ рекламных материалов и публичных выступлений российских политиков нами были выработаны некоторые рекомендации.

Мы посоветовали бы политикам заменить местоимение "мы", как эквивалент партии или фирмы, представляемой политиком, на "мы" - россияне, мы - жители этой страны, мы жители региона, мы - предприниматели. Это пожелание предназначено, прежде всего, для региональных политиков.

Второй совет - добавить позитива. В речи чаще использовать слова типа "хорошо", "лучше", "правильно", "верно", "энергично", "оптимистично". Сегодня жители нашей страны нуждаются уже не в описании «черных будней», а в словах о перспективе развития, роста благосостояния. Именно на этот факт сделан акцент в предвыборных текстах «Народной партии».

Неплохо бы было сочетать потребительское отношение (фразы типа "нам должны дать", "мы ждём решения") с инициативностью ("область может добиться", "люди сами поймут").

Неохваченной остается такая часть электората, как женщины. Для них политика сегодня не является привлекательной, если это не возможность сделать собственную карьеру. Включение в речь слов, образов, привлекательных для них, активизирует значительную часть электората.

Следует в интервью упомянуть о нечестном бизнесе и прозрачности в отношении не только бюджета, но и работы бизнесменов.

Сегодня желательно сохранять уважительное отношение к оппонентам и другим кандидатам. Хорошо было бы добавить иронии и юмора в речи политиков – это бы значительно облегчило текст. Что-нибудь остроумно-жизнерадостное – информационный повод СМИ упомянуть имя кандидата.

Наконец, в отношении культуры речи следует порекомендовать реже использовать разговорную речь – она может свидетельствовать не столько о близости к народу, сколько о непрофессионализме, «лапотности» политика, абсцентной лексики, до сих пор печально популярной среди российских ораторов. И, чтобы нести позитивное начало, иногда улыбаться.

Каждое публичное выступление политика – информационный повод упоминания о нем в СМИ. Поэтому для спичрайтеру важно так выстроить речь, чтобы даже в переработке журналистов она достигала своих целей – установить контакт с электоратом, показать, что политик понимает нужды своей аудитории, сделать так, чтобы люди запомнили кандидата и поддержали его на выборах и в дальнейшей его деятельности. Необходимо выработать позитивный образ политика. Для этого нужно грамотно выстраивать его речь, избегая абсцентной лексики, речевых ошибок; попытаться охватить те аудитории, которые раньше оставались неохваченными, и помочь политику выглядеть простым в общении, приветливым человеком.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Коммуникативная сущность политической речи определяется установлением контакта между политиком и его целевой аудиторией, осуществлением определенным образом направленной адресной связи между ними, используя предельно доступную и адекватную восприятию знаковую систему. Политическая речь является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.

Политическая речь пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, базирующимися как на осознаваемых, так и на неосознаваемых реакциях реципиентов.

Стиль обращений политических речей определяется нами как близкий к публицистическому и характеризуется: лаконичностью изложения, экономией языка; отбором языковых средств с целью добиться доходчивости изложения; употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, заимствованной из других стилей; использованием речевых стереотипов, клише; жанровым разнообразием и разнообразием языковых средств, многозначности, эмоционально-экспрессивной лексики; смысловой и информативной насыщенностью; демонстративностью.

Организация самого текста, при условии выполнения норм и правил грамотного ведения электоральной игры, с расчетом на достижение максимальной эффективности сообщения, не может не опираться на известные приемы психологического воздействия. Психологами разработан ряд психотехнических методик, связанных с использованием определенных речевых приемов и особых способов построения текстов: использование номинализаций, неопределенных или неспецифических глаголов, неопределенного обращенного обозначения, прием "пропуск информации", построение фраз с помощью предложения различных вариантов выбора или исключения одного из вариантов выбора, использование противопоставлении, переформирование смысла или контекста. Для конструирования устной речи актуальны обобщение, приведение конкретных доказательств, поправки, повторы, построение фразы с помощью контраста, смягчение, уклонение. Среди экспрессивно-выразительных средств политических текстов автор выделяет крылатые слова, образные выражения, сравнительные обороты, метафору, метонимию, синекдоху; обыгрывание устойчивых сочетаний, фрагментов известных песен, прочно вошедших в язык фразеологических оборотов, цитирование, игру слов, намеренное нарушение лексической сочетаемости, афористичные высказывания.

Набор языковых политических штампов сегодня крайне ограничен. Среди них выделяются несколько нехитрых языковых приемов, которые хорошо усвоили политологи и спичрайтеры. Прием первый - "мы не хотим в коммунистическое прошлое". Прием второй - "долой радикализм" или "долой тех, кто ставил на рыночную панацею". Прием третий - клятва верности - "встали и не свернем", "идем и будем идти выбранной дорогой". Многие из наших политиков говорят стертым, маловыразительным языком, округлыми и обтекаемыми фразами. Речь российских политиков зачастую агрессивна, тяжела. Политики склонны много говорить о себе, не совсем четко представляя, чем они будут заниматься в будущем. Речи политиков не несут позитивного начала, не вселяют уверенность, не дают повода к положительным эмоциям. Они ориентируется на тех людей, которые недовольны существующим положением дел и хотят получить быстрый результат. Отсюда строение речи основано на экспрессии, а не на логических переходах, часто изобилует речевыми и логическими ошибками. Каждое публичное выступление политика – информационный повод упоминания о нем в СМИ. Поэтому для спичрайтеру важно так выстроить речь, чтобы даже в переработке журналистов она достигала своих целей – установить контакт с электоратом, показать, что политик понимает нужды своей аудитории, сделать так, чтобы люди запомнили кандидата и поддержали его на выборах и в дальнейшей его деятельности. Необходимо выработать позитивный образ политика. Для этого нужно грамотно выстраивать его речь, избегая абсцентной лексики, речевых ошибок; попытаться охватить те аудитории, которые раньше оставались неохваченными, и помочь политику выглядеть простым в общении, приветливым человеком.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. М., 1981.

2. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.

3. Гуревич Ж.П. Политика и ее имиджи. М., 1988.

4. Леонтьев А.А. Психология речевого общения. М., 1974.

5. Почепцов Г.Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев, 1997.

6. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.,1998.

7. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

8. Самый короткий путь к власти. Технология выборов. Сборник технологий проведения политических выборных кампаний / Под общей редакцией Н.Н.Петропавловского. Таганрог: «Сфинкс», 1995.

9. Ученова В.В. У истоков публицистики. - Москва, 1989.

10. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

11. Щуплов А. «Кто есть ху»: М., «Политбюро», 1999г. – 239 с.


[1] ("Дом и Отечество", 29 апреля, эксклюзивное интервью В.С.Черномырдина).

[2] ("Зеркало", 27 апреля).

[3] Щуплов А. «Кто есть ху»: М., «Политбюро», 1999г. – 239 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: