Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса делятся на четыре типа.
Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:
+А -А
Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т.е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:
+П -П
Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину:
+А +П
Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину:
-А -П
11. Счета бухгалтерского учета: понятие, структура, элементы счета.
Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а так же хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженных в натуральных, денежных, и трудовых измерителях.
Важнейший элемент метода бухгалтерского учета - счета.В процессе финансовой и хозяйственной деятельности совершается большое количество хозяйственных операций, в которых принимает участие имущество предприятия и источник его образования. Для контроля за наличием этих видов имущества и текущего учета их движения необходимо все виды имущества сгрупировать по определенным признакам.
С этой целью в бухгалтерском учете применяются счета. Счет - это способ обобщенной групировки и текущего учета однородных средств предприятия. Счет представляет собой таблицу.
Счета подразделяются на активные и пассивные.
Активными называют счета, которые предназначены для учета имущества в соответствии с классификацией по функциональной роли. Сответствуют активу баланса.
Пассивными называют счета, которые предназначены для учета имущества в соответствии с классификацией по источникам образования. Сответствуют пассиву ББ.
|
Структура активных и пасссивных счетов:
· Оборот - сумма всех операций.
· Активный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по Д.+обороты по Д. - обороты по К.
· Пасисвный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по К. + обороты по К - обороты по Д.
Кроме активных счетов существуют активно-пассивные счета, у которых остаток может быть как по дебету, так и по кредиту, а также одновременно по дебету и по кредиту - развернутое сальдо. Чтобы получить свернутое сальдо, нужно из большего остатка вычесть меньший и записать на место большего.
Количество счетов соответствует количеству группировок имущества и источников их образования. Примером активно-пасивного счета может быть счет “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами”; счет “Прибыль и убытки”; счет “ Расчеты с подотчетными лицами” и др.
Основным элементом бухгалтерского баланса является бухгалтерская статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Балансовые статьи объединяются в группы – разделы баланса. Объединение балансовых статей в группы (разделы) осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая статья (строка) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы для цифровых показателей на начало отчетного года и конец отчетного периода.
|
12. Связь счетов с бухгалтерским балансом. Забалансовые счета.
Обобщенное отражение объектов бухгалтерского учета в конкретизированной форме выступает в бухгалтерском балансе. Однако текущее отражение объектов требует специальных экономических группировок – счетов бухгалтерского учета.
Между счетами и балансом имеется тесная взаимосвязь: в балансе производится обобщение данных (остатков) по счетам бухгалтерского учета. Остатки активных счетов показываются в активе баланса, а пассивных – в пассиве баланса. Аналогично отражаются изменения на счетах и балансе: увеличение средств показывается по дебету активного счета и в активе баланса, увеличение источников образования хозяйственных средств – по кредиту пассивного счета и в пассиве баланса. Это свидетельствует о единстве принципов построения счетов и баланса, и их взаимосвязи.
Таким образом, между счетами и балансом существует взаимосвязь, которая проявляется в следующем:
1. Баланс имеет 2 стороны – актив и пассив. Счета в зависимости от объектов отражения делятся на активные и пассивные.
2. Наименования статей баланса совпадают, за редким исключением, с наименованиями синтетических счетов.
|
3. Первоначальное сальдо в синтетических счетах записывается из баланса, а конечное является основанием для составления нового баланса.
Сумма сальдо всех активных счетов равняется сумме сальдо всех пассивных счетов, т.е. актив баланса равен пассиву баланса.
Забалансовые счета – это счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации- хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении.
Забалансовые счета - это вспомогательные счета бухгалтерского учета.
Они используются, если бухгалтеру нужна информация, которой нет на балансовых счетах.
Остатки по забалансовымсчетам не входят в баланс, а показываются за его итогом, т.е. за балансом.
На финансовый результат данные этих счетов не влияют и в отчетности предприятия их отражать не нужно.
Виды забалансовых счетов:
· Счёт 001 «Арендованные основные средства»
· Счёт 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
· Счёт 003 «Материалы, принятые в переработку»
· Счёт 004 «Товары, принятые на комиссию»
· Счёт 005 «Оборудование, принятое для монтажа»
· Счёт 006 «Бланки строгой отчетности»
· Счёт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатёжеспособных дебиторов»
· Счёт 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»
· Счёт 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»
· Счёт 010 «Износ основных средств»
· Счёт 011 «Основные средства, сданные в аренду»
13. Понятие двойной записи, ее значение.
Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах.
Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов.
Бухгалтерской записью – проводкой – называют запись операции, т. е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции.
Корреспонденция счетов – связь, возникшая между счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами называют счета, применяемые для отражения операции способом двойной записи.
Порядок отражения операций способом двойной записи:
– операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета;
– операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета;
– операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;
– операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета.
Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах. Используя двойную запись, один счет дебетуется, другой счет кредитуется на одну и ту же сумму. Если правильно сделана разноока операций по счетам, то сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов будут равны. Если ошибочно изменена сумма по корреспондирующему счету или запись произведена на одной и той же стороне корреспондирующих счетов (неверно перенесено сальдо), то выявленное неравенство дебетовых и кредитовых оборотов по счетам означает ошибку в сумме или в характере записанной операции.
Вместе с тем двойная запись имеет познавательное значение, так как показывает, откуда поступили средства и куда направляются. Запись на счетах производят на основании документов, поэтому все бухгалтерские документы подвергаются бухгалтерской обработке, одним из этапов которой является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отражаемой в документе. Определение и запись на документах корреспондирующих счетов – контировка. Контировка сопровождается подписью бухгалтера, сделавшего ее.
Применение двойной записи обеспечивает постоянный самоконтроль за правильностью разнесенной по счетам суммы и за правомерностью (экономическим содержанием) произведенной операции.
Отражение хозяйственной операции на счете называется проводкой. Cоставить бухгалтерскую проводку – значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.
Различают проводки: простые – в которых корреспондируются только два счета; сложные – в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.
14. Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь.
Синтетическими счетами называют счета, отражающие обобщенные показатели об объектах учета, а учет в системе этих счетов называется синтетическим учетом. Данные синтетических счетов имеют денежное измерение.
Аналитическими счетами называют счета, открываемые в развитие синтетических счетов для получения конкретных данных, а учет в системе этих счетов называется аналитическим учетом. В аналитических счетах учет ведется не только в стоимостном выражении, но и в натуральных и трудовых измерителях.
Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны. Суммы начальных и конечных остатков, а также дебетовых и кредитовых оборотов всех аналитических счетов равны суммам начального и конечного остатка, дебетового и кредитового оборотов синтетического счета.
В аналитических счетах, отражающих движение хозяйственных средств, учет ведется в натурально-стоимостном выражении, а в аналитических счетах, отражающих движение источников хозяйственных средств, учет ведется только в денежном измерении.
Аналитические счета не ведутся по денежным средствам. Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими счетами без каких-либо промежуточных групп.
Однако такое построение не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов.
Записи в синтетических счетах по сумме равны записям в аналитических счетах.
Аналитический учет составляет основу для формирования данных синтетического учета. Аналитический учет ведется в карточках (карточки учета материалов, карточки учета основных средств, карточки учета дебиторов и кредиторов и др.), в ведомостях (расчетная ведомость, платежная ведомость), оборотных ведомостях (материалов), сальдовых ведомостях, в книгах (амбарная книга). Данные в них о движении отдельных объектов учета накапливаются, группируются, и полученные итоги одновременно отражаются на соответствующих синтетических счетах (в журналах-ордерах, Главной книге, машинограммах).
15. Классификация счетов по экономическому содержанию.
Классификация счетов бухгалтерского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному признаку (экономическому смыслу, назначению, структуры).
Классификация счетов по экономическому смыслу объединяет счета, имеющие экономическую однородность объектов учета.
По экономическому содержанию счета делятся на 3 группы:
1я - счета хозяйственных средств;
2я - счета хозяйственных процессов;
Зя - счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов.
Счета хозяйственных средств аккумулируют информацию о составе и размещении имущества организации движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчетах.
Первая группа счетов подразделяется на счета:
Денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);
Средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);
Оборотных средств (10, 14,41,43);
Нематериальных активов (04, 05);
Основных средств (01, 02, 03, 07, 08).
Схема хозяйственных процессов отражает информацию о процессах реализации готовой продукции (работ и услуг), заготовление материальных ценностей. Вторая группа включает следующие счета процессов:
Процесса реализации (90);
Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);
Процесса заготовления (11, 15, 16).
Счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов это счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных средств, результаты финансово хозяйственной деятельности организации.
Счета источников хозяйственных средств подразделяются на:
Счета заемных источников формирования имущества;
Счета собственных источников формирования имущества;
В свою очередь, счета заемных источников формирования делятся на:
Обязательства по распределению (68, 69, 70);
Обязательства организации (60, 62, 66, 67, 76).
Счета собственных источников формирования имущества формируются из:
Счета прибылей и убытков (80);
Счетов бюджетного финансирования (86, 98);
Счетов капитала, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 9);
Счета финансовых результатов включают в себя счета 84, 91, 99.
Построение классификации счетов по экономическому содержанию связано с производством готовой продукции и каждой его стадий.
Существует еще одна классификация счетов по экономическому признаку - деление счетов на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активный счет - Это счет, на котором отражается учет хозяйственных средств (имущества) предприятия.Активные счета располагаются в активе баланса.
Пассивный счет - Это счет, на котором отражается движение источников хозяйственных средств предприятия.Пассивные счета располагаются в пассиве баланса.
Активно-пассивные счета - Это счета, на которых одновременно отражаются движение имущества иисточников в виде дебиторской и кредиторской задолжности. На активно-пассивных счетах учитываются два объекта: один относится к активам, другой - к обязательствам (пассивам).
16. План счетов бухгалтерского учета.
План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Различают планы счетов:
· план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий);
· план счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
· план счетов бюджетного учета (для организаций госсектора).
Счет бухгалтерского учета - способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию объектов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета (п. 5 ст. 3 Закона № 402-ФЗ).
План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения устанавливаются федеральным стандартом (пп. 5 ч. 3 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).
План счетов бухгалтерского учета не является документом нормативно-правового характера (см. письмо Минфина России от 15.03.2001 № 16-00-13/05), он устанавливает только единые подходы к применению бухгалтерских счетов и отражению хозяйственных операций на счетах.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий) состоит из восьми разделов, включающих 99 синтетических счетов, часть из которых зарезервирована, и 11 забалансовых счетов:
· Раздел I "Внеоборотные активы" (счета 01 - 09);
· Раздел II "Производственные запасы" (счета 10 - 19);
· Раздел III "Затраты на производство" (счета 20 - 29 и счета 30 - 39);
· Раздел IV "Готовая продукция и товары" (счета 40 - 49);
· Раздел V "Денежные средства" (счета 50 - 59);
· Раздел VI "Расчеты" (счета 60 - 79);
· Раздел VII "Капитал" (счета 80 - 89);
· Раздел VIII "Финансовые результаты" (счета 90 - 99);
· забалансовые счета (счета 001 - 011).
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении экономического субъекта.