Степень исследования проблемы




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ «ЛИДЕР»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДВОРОВЫХ ИГР»

Выполнил:

Ученик 11 «В» класса

Зерщиков Максим.

Научный руководитель:

к.и.н., учитель истории, МХК

Лазновская Г.Ю.

Волгоград, 2019

Содержание

Введение

I. Детский досуг как проблема социализации

II. Проблемы городской среды и дворовые игры

III. Дворовые игры советского времени.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Статистика говорит о том, что более 70% населения России – городские жители. А это означает, что большинство детей в нашей стране проживает в городах. Как современные городские дети проводят свой досуг, часто ли играют в игры на свежем воздухе? К сожалению, нет, по разным причинам.

Многие игровые традиции дворов не перешли«по наследству» от родителей к детям. В течение 1990-2000-х гг. выросли поколения детей, которые понятия не имеют о дворовых играх.

Дворовые игры формируют много замечательных качеств. Они воспитывают чуткость к людям, расширяют процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, помогают усвоить нормы и ценности культуры, помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. В игре дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.

Следовательно, актуальность данного проекта заключается в привлечении детей и подростков к совместному времяпрепровождению, т.е. возобновлению культуры дворового соседского общения, в том и числе и детской культуры массовых дворовых игр. Это, в дальнейшем, позволит формировать командные качества детей, способствовать их социализации, приучению к активному образу жизни.

Таким образом, целью исследовательского проекта является популяризация дворовых игр.

Цель обусловила решение следующих задач:

1. Изучить проблему детского досуга в современном мире в процессе социализации.

2. Осветить проблемы городской среды, мешающие развивать детские дворовые игры.

3. Охарактеризовать дворовые игры советского времени.

4. Познакомить современное поколение школьников с играми, на которых выросли их родители, рассказать о правилах, научиться в них играть.

Объектом исследования является досуг как форма социализации.

Предметом исследования являются дворовые игры советского прошлого.

Методы исследования: опрос, в форме интервью, беседы, анализ полученных результатов.

Степень исследования проблемы

Данную тему следует рассмотреть с точки зрения социологии досуга, а также в свете социологии потребления.

С точки зрения английского исследователя З. Баумана сегодняшний мир живет в состоянии хронического потребления. В такой ситуации молодой человек оказывается лишенным возможности «не выбирать», или, попадает в ситуацию «выбора без выбора».[1]

Французский исследователь Ж. Бодрийяр также утверждает, что потребление становится доминирующей линией человеческой жизни.[2]

Психологический анализ ситуации взросления детей в сегодняшнее время дан в статье Б.Д. Эльконина, в которой он развивает идею кризиса детства как кризиса событийности и посредничества и связанную с ним потерю идеальной формы.[3]

Грецкий А.В. в работе «Генезис двора как социально-культурного и педагогического феномена» рассматривает двор как тренировочную площадку, на которой дети осваивают различные элементы жизни. Двор и улица являются, по его мнению, важным звеном в процессе социализации. Во дворе дети приобретают навыки поведения в обществе, психический опыт и другие знания, умения и навыки.[4]

В своей статье О. Понукалина делает вывод о том, что вся подростково-молодежная культура в целом ассоциируется, прежде всего, с досугом и отдыхом. Именно данная сфера общественной жизни интегрирует детей в особую социальную группу. Здесь она ведет себя необычным образом, особенно независимо, выражая отличительно невзрослые вкусы и ценности.[5]

  1. Детский досуг как проблема социализации

Выбор того или иного способа проведения досуга обусловлен, с одной стороны, уровнем культурного развития самого человека, что проявляется в системе его запросов и целевых установок, а с другой стороны, теми возможностями, которые социум предоставляет ему для реализации интересов. Возможности раскрываются в системе условий, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности. Свободное время, которое человек не может заполнить личностно значимыми формами досуговой деятельности, превращается во «враждебное», становится источником негативных переживаний, проявляющихся в форме комплексов и коммуникативных барьеров. В подростковом и юношеском возрасте это приводит к развитию девиантных форм поведения. В зрелом возрасте неспособность найти адекватные формы досуговой деятельности порождает чувство тоски и одиночества.[6]

В массовое сознание молодежи с помощью рекламы, СМИ, моды, брендинга сегодня успешно встраиваются ценности общества массового потребления; потребление становится элементом повседневной жизни. Однако в отличие от высокоразвитых стран мира общество потребления формируется в России в виде оазисов в кризисном социальном пространстве. Лишь меньшинство населения имеет возможность жить в них. Большинство же находится в виртуальном обществе потребления, которое можно наблюдать со стороны – с помощью телевидения, разнообразной рекламы, в магазинах и на улицах, – к которому можно стремиться, но в которое нет шансов войти.[7]

Становление идеологии потребительства существенным образом повлияло на сферу досуга. На сегодняшний день можно говорить о том, что досуговая активность подростков и молодежи вне контекста потребления услуг или товаров для отдыха снизилась до минимума. И наоборот, потребление в сфере досуга преобладает над другими сферами деятельности. С одной стороны, происходит увеличение объемов потребления услуг досуговых сервисов молодежью, с другой стороны, многие из них значительную часть своего досуга тратят на потребление. В больших российских городах сферы досуга и потребления тесно переплетаются, взаимодополняя и проникая друг в друга. Причины подобной ситуации кроются в повсеместной коммерциализации института досуга. Он становится более ориентированным на финансово состоятельные слои населения.

Происходит ликвидация и вытеснение досуговых сервисов, не приносящих прибыль, в отдаленные районы города. Указанные тенденции сопровождаются «уплощением» досугового пространства. С одной стороны, растет количество предложений со стороны индустрии досуга, с другой – практически все они имеют целью коммерческую прибыль, несут развлекательный, реакционный характер.

Распространенной практикой в общении является использование современных средств коммуникации. Революция в средствах коммуникации резко уплотняет общение. Возникает новое информационное пространство, в котором не действуют традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и в нем поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т.д. Общение все больше смещается в Интернет, в обычные телефонные сети и систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Но в то же время оно превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения.

Массовое производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, позволяет втянуть в активное потребление не только молодежь и подростков из состоятельных семей, но и абсолютное большинство подрастающего поколения. Истинная цель данных производств – не скорейшее удовлетворение потребностей их клиентов, а провоцирование новых желаний, соблазнение новыми предложениями, являющимися логическим продолжением уже потребленных товаров или услуг.

Состояние удовлетворенности у потребителей не наступает и не должно наступить никогда. С точки зрения З. Баумана, идеальный потребитель и не стремиться к удовлетворению своих желаний, его «желание не желает удовлетворения», наоборот, «желание желает желания». Подобное оказывается возможным благодаря рекламе, брендингу, активному влиянию СМИ, профессионализму персонала различных сервисов, создающего ситуацию непринужденной заботы и повышенного внимания к потребителю.«Свобода быть собой фактически означает свободу проецировать свои желания на промышленные изделия», – говорит Ж. Бодрийяр.[8] Та же самая мысль прослеживается у З. Баумана: «В нашем обществе свобода конституирована в первую очередь как свобода потребителя».[9] В подобной ситуации потребление становится доминирующей линией человеческой жизни.

Действительно, становление рыночных отношений, демократизация общества противоречиво сказались на взаимоотношениях «высокой» и «массовой» культуры. Первая осталась сильно идеологизированной, поэтому сегодня происходит отторжение от нее массовой аудитории, так как она ждет от культуры развлечения и утешения. В нынешних условиях многими людьми «высокая» (элитная) культура воспринимается как ориентированная на прошлое, на школьные шаблоны, на старые имена, – то есть неактуальная и неуместная. «Массовая» же культура, не отличаясь достаточно высоким качеством, выполняет в обществе сложные и важные функции адаптации к цивилизационным процессам, реформам и модернизациям. Перспектива развития культуры, в конечном счете, определяется тем, какой выбор сделает каждый человек, что он изберет в качестве модели и ориентира своего поведения.

Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры вслед за многими исследователями необходимо выделить индустрию «субкультуры детства».[10] Среди детских литературы и искусства, промышленного производства игрушек и игр, детские клубы и лагеря, технологии коллективного воспитания, занимают особое место и «преследуют цели явной или закамуфлированной универсализации процесса социализации, внедрения в сознание детей стандартизированных норм, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в том или ином обществе».[11]

Б.Д. Эльконин пишет о том, что в традиционных обществах культура существует как возрастная культура и социум – как возрастной социум. В них возрастные нормы и формы обязательны для всех и представлены всем. Для неё характерны возрастная стратификация и возрастная символизация. «Очень важно, – отмечает Б.Д. Эльконин, что в таких сообществах каждый возраст представлен предыдущему и последующему, причем для предыдущего он выступает как ступень взрослости и зрелости, а для последующего, наоборот, – как незрелость, несовершенство. Последовательная трансляция взрослости во времени онтогенеза, трансляция событий взросления по схеме «абсолютный взрослый – относительный взрослый – ребенок» задает ясность для представителей каждого возраста того, что такое взрослость, т.е. понятность того, что такое самостоятельность и ответственность и каковы их границы».[12]

В современном обществе этого нет. Из-за социальных и технологических изменений жизнь детей и взрослых оказалась «разорванной»: детям не представлены взрослые в их трудовой деятельности; стиль современной жизни таков, что родителям просто нет возможности предъявлять детям свою «взрослость» и предъявлять требования на взросление – детям. Таким образом, взрослые теряют все средства воздействия на собственных детей.

При ближайшем рассмотрении среды жизнедеятельности современного ребенка помимо отсутствия образа взрослости как механизма, обуславливающего формирование межпоколенных связей, можно выделить еще несколько процессов препятствующих успешной социализации индивида. Одним из основных является сведение к минимуму в жизни детей – «реальных» взаимоотношений. Сегодня дети растут в мире, где происходят процессы глобальной информатизации, в «виртуальном мире».

Именно в настоящее время предельно остро встают вопросы о последствиях влияния экрана, во-первых, на соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Основные тенденции подобного влияния представляются в следующем.[13]

Преобладание визуальной информации, идущей от плоского теле-, видео- и компьютерного экрана, не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.

Формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от экрана отчуждает его от живого общения со взрослыми и сверстниками, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье.

Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.

Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного ребенка. Это следующие духовные подмены:

- мозаичность, «распадаемость» образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам - вместо ценности живого и целостного мира;

- конвейер шаблонных приемов и образов порождает китч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;

- облегченное отношение к жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо четкой системы заповедей («если Бога нет, то все дозволено»);

- ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;

- инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов.

Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.

В.В.Абраменкова провела исследование влияния теле-, видео- и компьютерного экрана на психоэмоциональное состояние детей и их родителей и визуализации детской картины мира. Она сделала вывод о том, что в детской субкультуре появились сдвиги в сторону:

- меркантилизации детского сознания, выражающегося в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но «работать в мафии»;

- вестернизации, за которой стоит культ силы, экспансии агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни, с подавляющим преобладанием западных образов и моделей;

- танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и собственной смерти - как о чем-то обыденном;

- сексуализации как циничном отношении к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса;

- порнографизации языка;

- демонизации детского сознания (через все органы чувств) - его раздвоение и растроение.[14].

В результате ребенок попадает в открытое информационное пространство, которое задает большое количество разных образов возможной действительности. В этой ситуации взрослый должен обеспечивать упорядочивание этих действительностей, задавая собой идеальный образ взрослости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: