Мы провели соцопрос на тему: «В какие дворовые игры вы играли в детстве» среди людей старшего поколения, чье детство пришлось на 60-70-гг. Учителя физики, русского языка, информатики, географии, истории, английского языка рассказали, что после школы многие часто гуляли на улице, встречались с друзьями. Самые популярные игры их детства, в которые играли мальчики и девочки: «Казаки-разбойники», «Штандер», «Выбивной» или «Вышибалы», догонялки, прятки, «Ручеек» стрельба из самодельных луков, «Войнушка», «Море волнуется раз», «Съедобное – несъедобное», «Колечко-колечко», «Испорченный телефон», «Вы поедите на бал?», «Камень-ножницы-бумага», «Тише едешь, дальше будешь – стоп!».
Зимой дети лепили снеговиков, играли в снежки, катались на коньках во дворах, с горки. Летом бегали друг за другом с брызгалками, пускали мыльные пузыри, запускали бумажные самолетики, «змея», после дождя – бумажные кораблики.
Девочки играли в классики (в Волгограде в классики играли хапой – плоской жестяной битой из-под леденцов-монпансье, наполненная песком для веса. Откуда пошло это название – непонятно. Хапа была у каждого своя.), «резиночки», «дочки-матери» (причем во двор выносили своих кукол и «пупсиков», кукольные коляски, посуду и др.).
Интересным занятием было прятать «секретики»: выкапывали ямку в незаметном месте и выкладывали в ней разные маленькие и красивые предметы (пуговицы, стеклышки от бутылок, фантики, листики и т.п.), прикрывали и закапывали. Время от времени раскапывали и любовались. У каждой девочки был свой «секретик».
Были популярны считалочки, например:
«На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной —
|
Кто ты будешь такой?».
Интересно то, что в «Войнушку» играли и мальчики, и девочки. Учитель физики рассказал, как в детстве вырезали из куска фанеры ружье, брали резинку, из подручного металла сооружали спусковой механизм, всё это соединяли и назвали – шпоночное ружьё. В игре было несколько режимов: просто битвы, захваты точек и т.д.
Дети назначали друг-друга санитарами, брали «в плен фашистов», давали «звания», «награды». Наверное, это увлечение связано с тем, что эти дети еще слышали реальные рассказы своих бабушек и дедушек, заставших войну. По телевидению регулярно показывали фильмы о войне, и все эти впечатления переносились на улицу, во двор.
Кроме того, дети во дворах просто общались: рассказывали анекдоты, «страшные истории» и т.д.
Когда мы провели опрос среди старшеклассников лицея «Лидер», то выяснилось, что многие из старых игр им тоже известны и в них играли в детстве (даже на переменах в школе): догонялки, прятки, классики, следопыты, лапта, вышибалы. Однако надо учитывать, что в лицее-интернате проживают и учатся дети, проведшие детство не в городе, а в деревнях и поселках Волгоградской области. В деревне же в отличие от города намного больше простора для подвижных игр. Тем не менее, когда одноклассникам задали вопрос: знают ли они такую игру как «Штандер», то из 13 человек в классе ни один даже не слышал о такой игре. «Казаки-разбойники» – слышали, но играли 2-3 человека.
Поэтому мы решили рассказывать о дворовых играх, знакомить с правилами некоторых из них, показывать их и тем самым способствовать их возрождению среди учащихся.
|
Например, популярная 1950-1980-е гг. игра «Штандер », правила которой существуют в двух вариантах. Самый простой вариант: «Штандер-Стоп ».[17]
С помощью считалочки выбираетсяводящий, остальные игроки образуют круг. Центр круга лучше обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.
Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу.
Если игрок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!».
После этого все игроки замирают, и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, то другой игрок становится новым водящим. Если он ни в кого не попал, он водит снова.
Если во дворах мало места для игр с мячом, то можно предложить не менее интересные игры, тоже ныне полузабытые.
«Вы поедите на бал?». Ведущий предупреждает: «Да» и «Нет» не говорите, черное и белое не называйте. Вы поедете на бал?» Потом он начинает задавать игроку самые разные уточняющие вопросы: на чем поедет, что наденет, какого цвета будет наряд, весело ли ему там и т.д. Его задача — запутать игрока. Игроку нужно ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Эта игра, заставляющая думать, что говоришь и не говорить сразу то, что думаешь.
|
«Колечко-колечко».
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в своей «лодочке» монетку, пуговицу или другой мелкий предмет. Обходит всех сидящих, вкладывая каждому в «лодочку» свою, и произносит считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то положу, а кому положу, никому не скажу». Кому-то нужно незаметно вложить «колечко». А после обхода объявить: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Игрок с «колечком» должен выскочить, все остальные стараются его не выпустить. Смог вырваться – стал водящим.
«Я знаю пять »
На каждый удар мяча о землю (отбивается ладонью как в баскетболе) нужно назвать пять имен мальчиков, девочек, городов, стран, фруктов, овощей, цветов и т.д. Очередность и количество тем оговаривается заранее. Один удар мяча - одно слово. Например: я - знаю - пять - имен - мальчиков. Коля - раз, Саша - два, Ваня - три, Павел - четыре, Олег - пять. Я - знаю - пять - имен - девочек. И т.д. Заминка больше трех секунд или ошибка - и ход переходит к следующему. Когда мяч обойдет всех игроков и вернется к первому, тот начинает с той темы, на которой споткнулся. Победил тот, кто продвинулся по темам дальше всех.
«Испорченный телефон».
Все выстраиваются в шеренгу, водящий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому. Тот передает слово второму так, как расслышал (переспрашивать нельзя). И так до конца цепочки. Последний произносит слово вслух. Чтобы было весело, слово нужно шептать тихо и быстро, тогда последний в цепочке выдаст что-нибудь неожиданное. Усложненный вариант игры: водящий загадывает не слово, а фразу.
«Съедобное – несъедобное».
Игроки усаживаются в ряд. Ведущий кидает мяч всем по очереди и произносит по одному слову. Съедобное (мороженое, конфета, яблоко и т.д.) нужно поймать, то есть «съесть». Несъедобное (дом, бревно, камень и др.) – отбить. Тот, кто ошибся, меняется местами с водящим. Ошибки обычно всех веселят.
«Тише едешь, дальше будешь – стоп! ».
Водящий стоит на линии финиша, игроки – на старте. Чем больше между ними расстояние, тем лучше. Водящий стоит спиной и громко произносит (быстро или медленно): «Тише едешь, дальше будешь - стоп!».
Пока звучит считалочка, игроки бегут к финишу. Как только водящий замолкает, все должны застыть на месте. Кто не успел или пошевелился (водящий поворачивается и высматривает нарушителей), выбывает. Побеждает тот, кто добежит первым и дотронется до водящего.
Заключение
Можно отметить, что в детстве людей старшего поколения игр было больше. Дети 30-40 лет назад больше проводили время на свежем воздухе и сегодняшние взрослые вспоминают много интересного. Все описанные ими игры очень веселые, развивают внимательность, умение нестандартно мыслить, коммуникативные навыки. В дворовые игры играли дети практически всех республик СССР, а значит, у многих поколений постсоветских граждан существует общая культурная платформа, которая помогает лучше понять друг друга.
Несмотря на то, что советский двор – это наследие советских времен со своими правилами, духом, традициями, а сегодня жизнь серьезно изменилась, все же необходимо помнить об этих традициях, чтобы не оборвалась нить, связывающая современных детей и их родителей. Преемственность очень важна, так как формирует социальную и культурную идентичность личности.
Мы считаем необходимым, рассказывать младшим детям о правилах поведения во дворах, чтобы не допустить несчастных случаев. Для этого не нужно много денег. Достаточно разговаривать с детьми, расклеить в подъездах или на входной двери в подъезд картинки, предупреждающие об опасности игр вблизи с автомобилями.
Мы не противопоставляем дворовые игры и виртуальное общение в Интернете, которое тоже является полезным. Но будем стараться популяризировать подвижные и другие игры советских времен, расспрашивать больше о них взрослых. Такой опыт уже есть. Лицеисты познакомились с игрой в «Штандер» и другими играми. И, надеемся, что они расскажут о них другим.
Ведь дворовые игры развивают ловкость, выносливость, силу, а главное учат таким вещам, как сплоченность, взаимовыручка, радость от непосредственного общения. Воспоминания о детских играх сохраняются надолго и помогают преодолевать трудности на других этапах жизни.
Список использованной литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000.
2. Бауман З. Свобода. М., 2006.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 201.
4. Во дворах Волгограда начали устанавливать детские игровые площадки. // https://rsknews.ru
5. Грецкий А.В. Генезис двора как социально-культурного и педагогического феномена. // dropdoc.ru
6. Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. // Мир России. 2005. № 2.
7. Культурная интроспекция XX столетия и современности. Волгоград, «Перемена». 2002.
8. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. («Круглый стол»). // СОЦИС. 2000. № 7.
9. Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи [Текст] / Понукалина О.// Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 124-128.
10. Эльконин Б.Д. Кризис детства как основание проектирования форм. // Вопросы психологии № 3-4, 1992.
[1] См.: Бауман З. Свобода. М., 2006.
[2] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.
[3] Эльконин Б.Д. Кризис детства как основание проектирования форм. // Вопросы психологии № 3-4, 1992.
[4] Грецкий А.В. Генезис двора как социально-культурного и педагогического феномена. // dropdoc.ru
[5] См.: Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи [Текст] / Понукалина О.// Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 124-128.
[6] Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи. // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 125.
[7] Ильин В. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность. // Мир России. 2005. № 2. С. 3-4.
[8] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 201.
[9] Бауман З. Свобода. М., 2006. С. 20.
[10] См.: Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. («Круглый стол»). // СОЦИС. 2000. № 7.
[11] Культурная интроспекция XX столетия и современности. Волгоград, «Перемена». 2002. С. 10.
[12] Эльконин Б.Д. Кризис детства как основание проектирования форм // Вопросы психологии № 3-4, 1992.
[13] Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000.
[14] Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Воронеж, 2000. с. 18.
[15] Грецкий А.В. Генезис двора как социально-культурного и педагогического феномена. // dropdoc.ru
[16] Во дворах Волгограда начали устанавливать детские игровые площадки. // https://rsknews.ru
[17] Есть версия, что своё название игра получила от немецкого «Stand hier!» ((«Стой здесь!»; «Остановись!»).