Концепция о Психосексуальном развитии




Главная идея концепции о Психосексуальном развитии заключается в том,что человек появляется на свет с неким количеством либидо(сексуальной энергии) которая перемещается по по разным областям тела в определенном порядке. Сексуальность по Фрейду-это то,что доставляет удовольствие.

У сексуальных влечений двойственный характер. Существуют природные инстинкты поэтому личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции, что имеет свои особые проявления на каждом этапе взросления. Генетическая задача каждого этапа-удовлетворения влечения.В случае невыполнения задачи переход на следующую стадию взросления осложняется.

Психосексуальное развитие включает 5 стадий оральную, анальная,фаллическая,латентная,генитальная.

Стадии -ступени на пути развития.Если застрять на той или иной стадии,то это может стать предпосылкой невротических симптомов последующей жизни.

Каждая стадия связана с эрогенной зоной, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

1 Оральная (от рождения до 18 месяцев)-Основной источник удовольствия и взаймодействия с окружающей средой на этой стадии связан с удовлетворением голода и теми действиями которые сопровождают кормление грудью сосание, глотание,.Основной эрогенной зоной этой стадии является рот.

Во второй половине стадия появляются зубы,к сосанию прибавляется укус,который придает агрессивный характер поэтому мать больше не позволяет кусать свою грудь. Из-за этого младенцы испытывают определенные трудности в связи отлучением от материнской груди, соски так как это лишает удовольствия. Чем сильнее либидо на оральной стадии тем сильнее трудности. По мнению Фрейда если ребенок получает слишком высокую или низкую стимуляцию

в младенчестве и произошла фиксация на оральной стадии, то у его сформируется орально-пассивный тип. Впоследствии этого человек буде ждать от окружающей среды материнского отношения к себе, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

Также у него развиться таким как жадность, ненасытныость, неудолетврпенность предлагаемым.

2 Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет) связана с возникновением самознания.В этот период ребенок проявляет особый интерес к мочеиспусканием и актами дефикации и приобретает навыки контроля за своим телом. В этом периоде он встречается с запретами, впоследствии внешний мир выступает как барьер,который нужно преодолеть, и поэтому развитие приобретает конфликтный характер.

В этом возрасте родители начинают приручать ребенка пользоваться туалетом,он впервые сталкивается с требованием отказать от инстинктного удовольствия. Правило «как надо» и как «нельзя» делать, связанное с туалетом, определяет и характер взаимодействия родителей с ребенком и формы его будущей саморегуляции.

Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет по мнению Фрейда долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления. В противном случае развития родители ведут себя слишком жестко и требовательно, стараются добиться опрятности. В ответ на неадекватные требования у детей возникает протестные тенденции как истерика. Эти реакции распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: упрямого, скупого, методичного или беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению.

3 Фалическая стадия (3-5) Эрогенной зоной данной стадии являются половые органы. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям в частности к своим родителям. Фрейд назвал эротическое влечение к родителям противоположного пола Эдиповым комплексом у мальчиков(влечение к матери) и комплексом Электры у девочек(влечение к отцу).

 

Противоречивые чувства ребенка,которые сопровождает комплексы преодолеваются между 5 и 7 годами.Ребенок подавляет свои сексуальные чувства к родителям противоположного пола. Идентификация себя с отцом у мальчиков и с матерью у девочек способствует формированию последнего компонента структуры личности – сверх-Я, или совести.

Таким образом, к концу фалической стадии все три психические инстанции сформировались и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Самые важные периоды в жизни завершаются в 5 лет; именно в это время формируются главные структуры и черты личности

4 Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Энергия ребенка направлена различные виды деятельности.

Однако если не были разрешены комплексы фаллической стадии могут возникнуть трудности в взаимоотношении со взрослыми.

5 Генитальная стадия (12-18 лет)-стадия биологического созревания, завершается психосексуальное развитие.Для стадии характерно активизация сексуальных и агрессивных влечений к субъекту противоположного пола. Однако социальные ограничения в виде сверх Я морально этические нормы и правила,принятые ребенком мешают удовлетворению этого влечения, тогда подросток включает защитные механизмы акстеизм и интеллектуализацию.

Акстеизм - защитный механизм используемый подростками для контроля над интесивностью сексуальных влечений. Такой отказ может относиться к еде,сексуальному удовольствию,сну-и с чувством-полного превосходства, как будто достигается что-то очень важное.

Интеллектуализация - излишне умственный способ переживания конфликта и его обсуждения без переживания связанных с ним аффектов подросток сводит его к легкому представлению в воображении и таким путем освобождается от навязчивых желаний.

Одна из самых основных задач этой стадии- освобождение от родительской опеки, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколения.

Генитальный характер -идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество этого харктера-способность к гетеросексуальной любви без чувства вины. Зрелость по Фрейду многогранна,и ей характерны активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в сексуальных и социальных отношениях и забота о других людях [5]

Таким образом, по Фрейду детство-период который преобразует взрослого человека.Все самое существование в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается пережить ранние конфликты.

При этом само детство отдельного индивида переформировано событиями из истории развития человечества.

Биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи адаптации к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо определяют глубокие конфликты и болезни в будущем.


 

Заключение

Психоанализ Зигмунда Фрейда внес вклад в развитие психологии. Не было такого направления,которое получило огромную известность вне сферы психологии как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки. Многие термины Фрейд вводил опираясь на свои детские переживания и работы с пациентами

Особенность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложный ряд переживаний, целостность душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Эти представления показывают значение детства, важность и влияния родителей в течение длительного времени. Общение с родителями в первые годы жизни, их влияние на способы решения обычных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации к окружающей среде, сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого. Психоаналитики считали, что негативный детский опыт приводит к опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности в воспитании собственного ребенка. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею острого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему волнуют его.

У теории психоанализ было много последователей. Его дочь Анна продолжила развивать психоаналитические представления о Я, основав новое направление в психологии-эго-психологию. Также последователями были Юнг Адлер Райх и др хотя каждый был по своему уникален.Однако все они опирались на исследования Зигмунда Фрейда.

Психоанализ Фрейда занял определенное место в истории развития психологии.

 


[1] Джонс, Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: Гуманитарий АГИ, 1996. — 448 с.

[2] Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

[3] Психоанализ, Решетников М.М., Авакумов С.В., Баранов Ю.А., 2016

[4] Психоанализ, Решетников М.М., Авакумов С.В., Баранов Ю.А., 2016

[5] Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: