Элементы Вкусы
ЗЕМЛЯ + ВОДА = СЛАДКИЙ
ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ = КИСЛЫЙ
ВОДА + ОГОНЬ = СОЛЕНЫЙ
ВОДА + ВЕТЕР = ГОРЬКИЙ
ВЕТЕР + ОГОНЬ = ЖГУЧИЙ
ЗЕМЛЯ + ВЕТЕР = ВЯЖУЩИЙ
Если известно, какими свойствами обладают элементы и их сочетания, то, определив вкус продукта, можно судить и об его свойствах. Например, ЗЕМЛЯ + ВОДА - это тяжесть и холод, именно такими свойствами обладает доша бедкен (слизь). Молочнокислые продукты имеют свойства слизи, ведь они выглядят как слизь и такие на вкус (имеют сладкую основу). ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ - более горячее сочетание, поскольку здесь присутствует элемент огня. Таким образом, можно определять свойства продуктов и балансировать доши человека, включая полезные для организма или исключая нежелательные продукты из рациона.
В мире нет абсолютно вредных или абсолютно полезных продуктов питания. Диета, как правило, подбирается под конкретные доши человека и в зависимости от их расстройств, учитывая возраст пациента, пол, время года и т.д. Вопрос: Правда ли, что в Китае лечат голодом, а в Тибете - усиленным питанием? При болезнях слизи голод полезен, а при истощении рлунг (ветра) - вреден. Какая-либо диета или голод рекомендуется только в конкретных случаях и при точном определении расстройств.
В тибетской медицине нет общих рекомендаций: унифицированные системы питания или бесполезны, или вредны. Например, при истощении рлунг надо человеку много спать, нельзя переохлаждаться, вредно много говорить или общаться с неприятными людьми, не следует перевозбуждаться алкоголем, кофе, чаем и т.д. Не рекомендуется посещать увеселительные заведения, где много шума, гае провоцируются сильные эмоции. Наркотики и всякие стимуляторы, даже легкие, вообще никому не полезны, а истощенным людям - тем более. Часто современные врачи при истощении рлунг прописывают антидепрессанты или другие препараты, так называемые «иммуномодуляторы», тем самым еще больше усугубляют это истощение.
|
Все стимуляторы по своей сути наркотики, они только открывают доступ в резерв энергии рлунг (ветра), но ничего туда не добавляют, отчего истошение ресурсов тела и психики только усугубляется. С повышенным бедкен (слизь) все наоборот: людям, склонным к полноте и с расстройствами слизи, полезно больше двигаться (активизировать рлунг), надо мало есть, можно пить горячий алкоголь (водку, коньяк, но в меру), следует меньше спать и больше работать физически, например, тренироваться. Целитель должен в своих рекомендациях следовать принципу, но не штампу и четко понимать смысл любой проблемы пациента. С повышенной желчью (трипа) нельзя употреблять горячую пищу как по температуре, так и по действию, также не показаны крепкие алкогольные напитки, острая, соленая и слишком кислая еда. С подъемом желчи можно пить пиво, хотя для людей с расстройствами рлунг и бедкен пиво очень вредно. Что касается образа жизни, то при повышенной желчи нельзя возбуждать ум и участвовать в разных соревнованиях, не рекомендуется жаркий климат и перенапряжение в работе. При повышенной концентрации желчи в крови кровеносные сосуды спазмируются, что может привести или к инфаркту или к инсульту. Желчь имеет свойство стягивать мышцы и сосуды, а если при этом усилен и рлунг (такое сочетание называют «горячий ветер»), может начаться цепная реакция, и некоторые внутренние органы (например, сердце) могут отказаться функционировать ввиду сильнейшего давления рлунг и жара, это надо знать и всегда помнить.
|
Этот «горячий ветер» также провоцируется наркотиками, отсюда очень частые летальные исходы в среде наркоманов при передозировках. Если провести аналогию, то соревновательный экстаз у спортсменов очень похож на экстаз, вызванный стимуляторами или наркотиками, потому бурные эмоции могут быть причиной сильного расстройства ума или рлунг (ветра). Гиперэмоции разрушают ваджрное тело (энергетику личности) и приводят доши в дисбаланс. В современном обществе уже стало нормой в течение недели испытывать депрессию, а в выходные дни компенсировать это избыточными эмоциями, разрушая личность алкоголем, разного рода развлечениями, наркотиками или избыточным сексом и т.д. Такой «рваный» образ жизни ведет к быстрому истощению и расстройствам тела, энергии и ума.
На втором месте после питания в практике тибетской медицины стоит образ жизни, им также можно регулировать очень многие условия и избавляться от причин, вызывающих различные расстройства. На третьем месте стоит мокса и другие процедуры, а лечение лекарствами - на четвертом. Исхода из сказанного, можно сделать вывод: самые доступные средства терапии для балансировки дош и элементов тела и энергии у нас всегда есть в наличии, к тому же это очень эффективные средства и совершенно безвредные. Если существует понимание этого аспекта, то у целителя и пациента есть возможность достаточно легко воздействовать на причины расстройств посредством регулировки питания, образа жизни, процедурами, а также другими доступными средствами терапии.
|
* Здесь и далее: употребляю термин «трипа», руководствуясь полученными знаниями в своей традиции. Но слово «мхрис» и слово «трипа» - это синонимы.
Раздел 2. Диагностика
Болезнь в тибетской медицине определяют опросом, осмотром, прикосновением. Визуально осматривается язык, моча, кожа, глаза и т.д. Пальцами осязаются «вести от пульса» (пульсодиагностика). Сначала целитель спрашивает пациента, что его привело к нему, какие проблемы есть со здоровьем. Это делается для того, чтобы не распылять усилия при диагностике и в выборе средств лечения. Иногда пациенты желают лечить только что-то одно и совершенно не хотят ничего слышать о других расстройствах. Целитель это учитывает и не навязывает ничего от себя, но может проинформировать пациента о наличии тех или иных расстройств, выявленных пульсодиагностикой.
При опросе задают вопросы относительно характера болей, питания, образа жизни, возможных причин болезни. При расстройстве слизи (бедкен) человек может испытывать холод, вялость, постоянное желание спать, тело может стать рыхлым. Если человек склонен к полноте, это также может говорить о том, что у него доминирует расстройство доши бедкен.
При нарушении доши ветра (рлунг) человек испытывает как подъем ветра, так и его недостаток. При понижении ветра человек ощущает вялость, слабость, его порывы и движения могут быть иногда импульсивными, но, как правило, он не доводит до конца начинания (не хватает устойчивости и сил). При повышении ветра наступает гиперактивность, повышенная возбудимость, нарушаются психические реакции, возникает нервозность, при этом трудно расслабиться и этот процесс сильно истощает энергию личности. При нарушении дош слизи и ветра в конечностях ощущается холод, они мерзнут, человек становится раздражительным, импульсивным, могут начаться депрессии. При расстройствах холода может бьпь ослаблено пищеварение, и все остальные функции организма приобретают качества «застоя».
Еще одним фактором, выявляемым при осмотре, является состояние! языка и мочи. При расстройстве ветра (рлунг) язык красноватый, сухой, жесткий, а моча похожа на воду, сильно пенится. При расстройстве желчи (трипа) язык покрыт толстым налетом, а моча желто-красная, с сильным паром и запахом. При расстройстве слизи (бедкен) язык белесый, бесцветный, мягкий и влажный, моча также белесая, мутная, без сильного запаха и пара. Итак, после того, как целитель выполнил диагностику методом опроса, а затем методом осмотра, ему необходимо использовать метод пульсодиагностики, чтобы точно определить, какие процессы у пациента развиваются во внутренних органах. Если пациент обращается с травмами, например, конечностей, то в таком случае делать пульсодиагностику не обязательно, можно обойтись и осмотром.
Основные характеристики пульсовой волны: — при расстройстве ветра пульс поверхностный, пустой, с остановками; — при расстройстве желчи пульс быстрый, тонкий, широкий, напряженный; — при расстройстве слизи пульс глубинный, слабый, медленный. Состояние пульса дает наиболее полное и точное представление обо всех расстройствах, происходящих во внутренних органах и во всем организме человека.
Рис. 1. Схема дхату и топография точек для пульсодиагностики
Пульсодиагностика
Чтобы освоить пульсодиагностику, необходимо знать, в каких точках следует слушать пульс и какие внутренние органы прослушиваются (представлены) в этих точках. Кроме того, для полного освоения метода пульсодиагностики необходимо понять основной принцип «отношений» внутренних органов между собой, т.е. при сочетании элементов (махабхут) между собой образуются определенные группы внутренних органов, или так называемые дхату. В тибетской медицине принята классическая схема, в основе которой лежит двоичное сочетание двенадцати внутренних органов:
— сердце, тонкий кишечник (огонь);
— селезенка, желудок (земля);
— левая почка, половые органы (вода);
— легкие, толстый кишечник (металл);
— печень, желчный пузырь (дерево);
— правая почка, мочевой пузырь (вода).
Рис. 1. Схема дхату и топография точек для пульсодиагностики
На рис. 1 дана топография точек мужского варианта точек для пульсодиагностики. У женщин расположение верхних точек (дхату) на запястьях меняются местами. Т.е. «сердце — тонкий кишечник» у женщин диагностируются на правой руке, «легкие — толстый кишечник» прослушиваются на левой руке. Сочетание внутренних органов в пары называется дхату. Вышеперечисленные двенадцать внутренних органов сгруппированы в пары, в так называемые дхату (но существует пять дхату, потому что две пары точек: «правая почка — половые органы» и «левая почка — мочевой пузырь» объединены в одно дхату). Диагностика пульса проводится в шести точках (но в пяти дхату), в каждом дхату представлено по два органа (в дхату «вода» — четыре), на каждом запястье находится по три точки для прослушивания пульса (см. рис.1).
На двух руках прослушиваются шесть пульсов, в каждой пульсовой точке прослушиваются по два органа (плотный и полый орган, т.е. дхату), итого при диагностике «считываются» двенадцать пульсов (диагностируются двенадцать внутренних органов). Для получения правильной информации о происходящих в организме человека процессах по пульсу существуют определенные правила проведения данной диагностики. Когда у пациента слушается пульс, он должен сидеть спокойно и расслабленно, держа руки на весу или поставив их локтями на стол. Первая точка, в которой слушается пульс, находится на расстоянии одного цона от сгиба запястья (цон — размер первой фаланги большого пальца руки пациента), в этом месте находится небольшая ямка под косточкой. Лалее пульсовые точки располагаются по порядку. Между пальцами диагноста должно быть расстояние, примерно равное размеру рисового зернышка (одной рукой проводится диагностика, другой рукой можно поддерживать руку пациента). Первый (указательный) палец давит на кожу (легко), второй (средний) — на мышцы (давление сильнее), третий (безымянный) — на кость (давление еше сильнее). Это делается потому, что кровеносный сосуд располагается не на одинаковой глубине под кожей. Пальцы следует ставить ровно, перпендикулярно предплечью пациента, держать их надо немного округло. Практиковаться можно вначале на себе.
Рис 2. Позиция рук во время пульсодиагностики
Пульсовая волна илет снизу вверх (от плеча к пальцам), и целитель должен «услышать» перекатывание этой волны кончиками своих пальцев. Существуют основные характеристики общего пульса. Общий пульс бывает трех видов: мужской, женский и бодхисатгвовский. Мужской пульс сильный, активный. Женский — тонкий, мелкий, слабый. Бодхисатгвовский— средний, уравновешенный, при осязании похож на перекатывание под кожей жемчужин, мягкий, ровный, гладкий. Пульс может быть разным как у женщин, так и у мужчин, а по мере восстановления баланса дош пульс может изменяться. В первую очередь целителем определяется общий пульс, а затем прослушивается каждый орган в отдельности, по всем шести точкам пульсодиагностики. Если при прослушивании определенного органа его пульс отличается от общего — это может быть признаком расстройства. Например, если у пациента общий пульс мужской, а при прослушивании пульса в почках он намного слабее, уходит в глубину и там теряется, это означает, что у пациента в почках происходит холодный процесс, т.е. истощение доши рлунг или бедкен.
Пудьсодиагностикой в каждом внутреннем органе определяем три основные характеристики — бедкен, трипа и рлунг, и, в зависимости от того, на подъеме или в упадке находятся эти доши, принимаем то или иное решение для лечения. Избыток рлунг ошущаегся как вздутие пульсовой волны в диагностируемой точке, но при надавливании на нее пульс туг же теряется. Такой пульс похож на надутый ветром купол парашюта — пустой и неустойчивый. При недостатке рлунг или бедкен пульс будет вялый и слабый или вообще не будет прослушиваться. Если бедкен в подъеме, тогда пульс толстый, тягучий, мошный, при надавливании усиливается. При избытке трипа пульс сильный, частый, острый, как будто игла колет в палец, при надавливании обостряется и не теряется. Каждое дхату имеет свое основное качество и называется соответственно своей внутренней природе. Дхату «сердце — тонкий кишечник» имеет название огонь, дхату «селезенка — желудок» — это земля, «легкие —толстый кишечник» — это металл, «печень — желчный пузырь» — дерево и «почки — мочевой пузырь, половые органы» — это вода (в данном случае огонь, вода, железо, земля, дерево не являются чистыми махабхугами (элементами).
Такие ассоциации просто указывают на свойства органов (дхату) и их основные функции в организме. Например, дхату «огонь» («сердце —тонкий кишечник») называется так потому, что сердце является горячим органом, так как оно связано с кровью, а кровь имеет горячие свойства. В тонком кишечнике происходит основной пищеварительный процесс (горячий), связанный с желчью, желчь — горячая по своей природе. Желудок и селезенка связаны с перевариванием грубой пиши, поэтому дхату носит название «земля». Почки, мочевой пузырь и половые органы связаны с жидкостями, поэтому данное дхату называют «вода» и т.д. Каждое дхату состоит из двух органов и сгруппировано в одну точку для прослушивания во время пульсодиагностики (две нижние точки, состоящие из двух почек, мочевого пузыря и половых органов, составляют дхату «вода», таким образом, в дхату «вода» включены четыре органа, данное лхату прослушивается в двух точках на каждой руке). Получается, что, прослушав шесть точек пульса на руках, диагностируется пять /кату. Дхату оказывают влияние друг на друга и соотносятся между собой как «друг — враг» и как «мать — сын», (рис. 3).
Итак, чтобы определить, как дхату влияют друг на друга, необходимо четко понимать схему отношений, указанную на рис. 3. Отношения между дхату развиваются по следующим принципам: ДРУГ — ВРАГ: вода — враг огня, земля — враг воды, дерево — враг земли и т.д. И наоборот, дерево — друг железа, земля — друг дерева, вода — друг земли и т.д. МАТЬ — СЫН: огонь — сын дерева, земля — сын огня, железо —сын земли и т.д. И наоборот, железо — мать воды, земля — мать железа и т.д. При лечении необходимо поддерживать или подавлять те или иные органы или дхату, если они каким-либо образом влияют на тот орган, который следует лечить. При отношениях «друг — врап> один орган или дхату может влиять на другой: подавлять, как «врага», или помогать, как «другу». При отношениях «мать — сын» один орган или дхату может тянуть энергию из другого или наоборот, питать другой орган или дхату. В тибетской медицине принята следующая методика работы с дхату:
1) «мать» при ослаблении питать, при усилении подавлять;
2) «сына» при усилении ослаблять (чтобы не истошал), слабого не трогать;
3) «друга» при ослаблении усиливать, при усилении не трогать;
4) «врага» при усилении подавлять, при ослаблении не трогать.
Если в дхату или в органе прослушивается усиление пульсации — это тяготение к жару, если прослушивается ослабление пульсации — это тяготение к холоду. При лечении обязательно учитывают рассмотренные выше варианты влияния дхату (парных органов) друг на друга. Каждое дхату или, точнее, каждая двоичная связка, включает в себя два органа. Один считается плотным и главным, второй — второстепенным и полым. Верхние органы в каждой точке всегда плотные, это: — сердце; — селезенка; — левая почка; — легкие; — печень; — правая почка. Соответственно, те органы, которые состоят в связке с плотными, являются полыми и второстепенными. В тибетской медицине считается,что основная причина расстройств зарождается в плотном органе и как бы проваливается в полый (при условии холода), а жар имеет тенденцию подниматься снизу вверх. Из этого правила становится очевидным, что при нарушениях дош в полых органах надо также принимать во внимание и плотные, ибо причина болезни может зарождаться в них.
Например, при лечении гинекологических расстройств (полые органы), необходимо также лечить и почки (плотные органы), поскольку именно почки провоцируют проблемы в области гинекологии или в мочевом пузыре, т.е. холод как бы проваливается из главных во второстепенные органы, из почек (плотных) в половые органы (полые) или мочевой пузырь. При этом боли в почках могут не ощущаться, да и никакие другие признаки расстройств могут внешне сильно не проявляться в почках. Однако при пульсодиагностике состояние пульса всегда покажет пониженную функцию (расстройство) на уровне доши бедкен или нарушение элемента «вода» в почках. Потому при проведении лечения следует делать моксу (прогревание) вначале на почки (чтобы устранить причину), а потом на область гинекологии или мочевого пузыря (чтобы убрать последствия).
Если есть расстройства в матке или в яичниках (полые органы), например, холодная (хроническая) опухоль или киста, то в этом виноваты «холодные» почки (плотный орган, который является главным в паре данного дхату). В данном случае почки обычно провоцируют этот застойный процесс в гинекологии. Это очень типичные взаимоотношения между главными и второстепенными органами в практике лечения мочеполовой системы. Но, как и в любом правиле, в данном аспекте взаимоотношений бывают исключения. Например, не обязательно проблемы в толстом кишечнике (полый орган) могут быть спровоцированы легкими (плотный орган в данном дхату). Расстройства могут быть вызваны неправильным питанием или переохлаждением. Например, зимой у водителей, садящихся на холодное сидение автомобиля или у тех, кто много находится на холоде и ест холодную пишу, часто встречаются проблемьг с предстательной железой, почками, толстым кишечником и вообше с внутренними органами в нижней части тела. Лоши в теле человека могут иметь дисбаланс как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения своих свойств. Свойства дош представлены в таблице 1 «Возбуждение болезненных основ».
Таблица 1. Возбуждение болезненных основ.
|
Перед проведением пудьсодиагностики для точного определения диагноза состояния внутренних органов пациенту необходимо выполнить следующие условия:
— не принимать никаких лекарств за несколько дней до диагностики;
— не менее чем за два часа до диагностики не употреблять пищи;
— не принимать с утра возбуждающих напитков;
— не нагружаться физической работой;
— недопустим алкоголь накануне;
— желательно не заниматься сексом перед диагностикой;
— состояние организма не должно возмущаться чем-либо перед приходом к врачу, например, перегревом на солнце или переохлаждением и т.д.
Наилучшее время для пульсодиагностики — раннее утро, но это условие практически невозможно соблюсти. Однако, можно делать диагностику и в другое время суток, но при этом следует производить поправку на доминирующую дошу в данное время, а также на сезон и на возраст пациента.
Зимой доминирует слизь (холод), потому пульс более вялый.
Весной доминирует рлунг — пульс активный.
Летом и осенью доминирует жар — пульс с акцентами жара.
Есть еше и пульс земли, он проявляется в межсезонье. Старость — возраст ветра, зрелость — возраст желчи, детство — возраст слизи. Поэтому, если пульс у пациента слушается не ранним утром, а в другое время суток, надо это учитывать; также учитываем и определенный сезон года и дошу, доминирующую в данный момент суток. Следует бьпь особенно внимательным, чтобы, например, летом или в полдень не принять слегка усиленный общий жар за расстройство. У человека с нормальным здоровьем за один вдох и выдох или дыхательный цикл целителя должно произойти пять ударов пульса. Если количество ударов пульса меньше или больше, это говорит о наличии расстройств. Если меньше двух ударов или больше десяти, то такой пульс называют пульсом смерти. Как правило, пациент долго не живет с таким ритмом пульса. После определения обших параметров пульса прослушивается каждое дхату в отдельности. Первым всегда прослушивается сердце, или дхату огня. Сердце считается царем всех внутренних органов и к нему следует относиться внимательно. При пульсодиагностике обязательно надо прослушивать все внутренние органы, чтобы иметь полную картину о состоянии здоровья пациента.
При выдаче рекомендаций относительно питания и образа жизни, а также при выборе средств лечения обязательно следует учитывать состояние внутренних органов. Точки на запястьях для пульсодиагностики не имеют одинакового расстояния между собой, надо учитывать длину и толщину руки пациента. У детей рука очень маленькая, следовательно, точки располагаются очень близко, а у человека двухметрового роста они намного дальше друг от друга, чем у человека среднего роста. Пульсодиагностика — метод довольно сложный и имеет много характеристик. Кроме бедкен, трипа и рлунг, есть еще и другие показания в точках пульса.
В литературе встречается описание некоторых параметров, которые можно услышать в пульсе пациента. Зная основные принципы пульсодиагностики, можно постепенно совершенствовать этот способ исследования личности. Здесь важна регулярность и последовательность, без практики достичь хороших результатов невозможно. Сначала ученик учится слушать пульс у самого себя, потом у кого-то другого. Но, в любом случае, этот метод должен держаться в секрете, нельзя его применять просто для развлечения, так можно потерять силу метода. Это же касается и вообще всех знаний в духовной практике, здесь «шоу» неуместно.
Если целитель начинает различать пульсы, то результаты исследований являются тайной пациента, и нельзя это обсуждать с посторонними без разрешения пациента. Как говорилось выше, при правильном лечении меняется не только пульс пациента, но и его характер. Баланс дош влечет за собой глобальное изменение личности и жизни человека, его судьбы и кармы. Тибетская медицина — духовная медицина, и это ее основное отличие от других методов лечения. В рамках этой доктрины имеются вполне легальные и безвредные методы влияния на здоровье человека, способные изменять и улучшать жизнь, быт и вообще все бытие личности. Если целитель может успешно влиять на здоровье и судьбу и эффективно корректировать телесные и душевные расстройства, энергию и ум, это является высшим проявлением его мудрости и просветленной энергии.
Раздел 3. Мокса (Основные положения)
В тибетской традиционной медицине «прогревание» или «прижигание» относится к одному из самых древних способов воздействия на внутренние органы через точки на коже и называется «мокса». Для того чтобы освоить метод моксы, необходимо знать анатомию человека, расположение и функции всех внутренних органов, топографию точек, на которые можно воздействовать методом моксы. На теле человека существует большое количество точек, которые можно использовать для моксы, но основные точки (представительства внутренних органов на поверхности тела) находятся на позвоночнике. С древних времен разработано большое количество показаний к моксе, моксой можно лечить сотни разных расстройств и болезней во внутренних органах, а также последствия травм, охлаждений и т.д. В трактате «Голубой берилл» («Вайдурья Онбо») указаны все точки, на которые можно воздействовать моксой.
Система определения этих точек следующая: седьмой шейный позвонок в тибетской медицине считается первой точкой моксы, и он является представительством доши ветра (рлунг). На него воздействуем моксой при расстройствах «общего ветра» или в случае проблем с этой дошей в каком-либо органе, но при этом прогреваем и точки самого внутреннего органа. Это очень важная точка и применяется в большом перечне расстройств. Вторая точка (следующий позвонок вниз) соответствует доше желчи (трипа), на нее воздействуем в случае застоя или недостатка желчи, если желчь в подъеме — эту точку охлаждаем. Третья точка соответствует доше слизь (бедкен), ее мы прогреваем всегда при нарушении доши слизи, как в общем порядке, так и при нарушении слизи в отдельных органах. Четвертая точка — легкие, отвечает за верхние отделы, бронхи, трахею и нос. Пятая — также легкие, применяется при расстройствах легких. Обычно эти две точки, четвертая и пятая, используются вместе. Шестая точка — канал жизни, используется при разных нарушениях рлунг. Седьмая — точка сердца. Восьмая — точка диафрагмы и печени, применяется при расстройствах органов средней части тела, когда появляются проблемы доши трипа (холод трипа). Девятая — точка печени. Десятая — точка желчного пузыря, ее можно использовать при застое желчи или образовании камней в желчном пузыре. Одиннадцатая — точка селезенки. Двенадцатая — точка желудка. Тринадцатая — точка семенных пузырьков или семени (половые органы). Четырнадцатая — точка почек, это очень важная точка, применяется при расстройствах холода (слизи и ветра). Почки отвечают за разогрев крови, если в организме холод — обязательно надо делать моксу на область почек. Пятнадцатая (самсэу) — точка, связанная с половыми органами, применяется при гинекологических или половых расстройствах. Шестнадцатая — точка толстого кишечника. Семнадцатая — точка тонкого кишечника. Восемнадцатая — точка мочевого пузыря. Девятнадцатая — точка семени (половые органы). Двадцатая — точка ветра, очищающего нижнюю часть тела. Остальные точки на копчике связаны с расстройствами ветра и с органами, расположенными в нижней части тела. Точек на позвоночнике вполне достаточно, чтобы лечить огромный перечень расстройств методом моксы. Точка промежности прогревается в случае сильных расстройств ветра и половых функций, в случае невынашивания плода, опухоли простаты и т.д.
Рис. 4. Виды моксы
Точки на передней части тела также часто применяются в случае различных расстройств. Моксу, как правило, применяют при расстройствах холодного свойства и застойных процессах. Хронические болезни — это холодные процессы, и при их лечении применение моксы очень эффективно. Хронические болезни часто спровоцированы застойными процессами, при которых все три доши (бедкен, трипа, рлунг) приходят в дисбаланс. Хороший эффект мокса дает и при лечении болезней, вызванных климатическими провокациями (например, холод), и при болезнях, спровоцированных неправильным питанием, при употреблении холодной и тяжелой пиши или напитков, когда провоцируются нарушения дош бедкен и рлунг.