- головные боли;
26. Расстройства рлунг. Нижняя часть затылочной кости:
- головные боли;
- расстройства рлунг;
- психические заболевания;
- нарушение внутричерепного давления.
27. За ушной раковиной:
- головные боли;
- боль в ушах;
28. Нарушение давления. За ушной раковиной:
- нарушение слуха;
- боль в ушах.
29. Внизу за ушной раковиной:
- боль в ушах.
30. Внизу за ушной раковиной:
- боль в ушах;
- головные боли.
31. Mecтo начала волосяного покрова:
- головные боли;
- бессонница;
- расстройства рлунг.
Все точки задней части головы могут быть использованы как для локальной терапии, например, при лечении головных болей или болей в ушах, так и в комбинациях при лечении общих расстройств.
Точки передней стороны ног
120. На боковой стороне бедра:
- затрудненное движение ног;
- полиартриты;
- поражение ног рлунг.
121. Над коленной чашечкой:
- расстройство почек;
- боли в ногах;
- боли в суставах;
- расстройства рлунг.
122. Под коленной чашечкой:
- боли в коленном суставе;
- расстройства рлунг и бедкен почек;
- расстройства рлунг в ногах.
123. Ниже колена на два цона:
- расстройства рлунг в ногах;
- боли в ногах.
124. Ниже задней стороны коленного сустава:
- боли в икроножных мышцах.
125. На передней части ноги, на четыре цона выше голеностопного сустава:
- боли в ногах.
126. На два цона выше бугорка кости:
- при опухолях колена.
127. На ахиллесовом сухожилии:
— боли в ногах;
— расстройства рлунг нижних отде лов ног.
128. Ниже выступающей косточки:
— расстройства рлунг ног;
— общие расстройства рлунг.
129. Посередине стопы, в месте линии сгиба:
— общие расстройства рлунг;
— боли в ногах;
— полиартриты.
130. Вторая фаланга большого пальца ноги: 1
— опухоли половых органов;
— общие расстройства рлунг;
|
— немота;
— боли в шее.
Точки задней стороны ног
42. На ягодичной мышце:
- боли в ногах;
- боли в тазобедренных суставах.
43.44. Сбоку бедра:
- боли в тазобедренных суставах;
- боли в ногах.
45. Под ягодичной мышцей:
- боли в тазобедренных суставах;
- боли в ногах, в задней части бедер.
46. На задней части бедра:
- боли в ногах;
- плохая подвижность ног.
47. На боковой части бедра:
- боли в мышцах боковой части бедра
48. На задней части бедра:
- боли в мышцах этой области бедра.
49. Выше сгиба коленного сустава:
- боли в ногах;
- расстройство рлунг суставов ног;
- полиартриты.
50. Сбоку от коленной чашечки:
- боли в ногах;
- расстройство рлунг и бедкен почек;
- боли в коленном суставе.
51. На цон в сторону от предыдущей точки (50):
- боли в коленном суставе;
- боли в ногах.
52. В углублении двуглавой мышцы голени:
- боли в ногах
- тугоподвижность ног;
- боли в этой области.
53. На стыке голеностопного сустава:
- боли в суставе;
- боли в ногах;
- полиартриты.
54, 55, 56, 57, 58:
- расстройство рлунг ног;
- боли в ногах.
Точки на руках
На рис. 14 показаны точки задней стороны рук. Точки на левой руке имеют точно такие же свойства, что и на правой руке, т.е. зеркально симметричны.
32. На трапециевидной мышце плеча:
- при носовых кровотечениях;
- при нарушениях рлунг;
- при нарушениях давления.
33. На плечевом суставе:
- боли в этой области рук;
- тугоподвижность сустава;
- полиартриты.
34. Над локтевым суставом:
- боли в этой части рук;
- боли в суставах;
- полиартриты;
- расстройства рлунг.
35. На стыке кисти и предплечья:
- боли в этой области рук;
- расстройства рлунг.
36. У корня большого пальца руки:
|
- боли в кисти;
- обшие расстройства рлунг.
37. У корня мизинца руки:
- боли в кисти руки;
- обшие расстройства рлунг.
38. У выступающей косточки предплечья:
- боли в этой области рук;
- обшие расстройства рлунг.
39. Локтевой сустав:
- обшие расстройства рлунг;
- боли в локтевом суставе.
40. Задняя часть плеча:
- боли в этой области рук;
- обшие расстройства рлунг.
41. На крае лопаточной кости:
- боли в этой части тела.
Рис. 15. Точки передней стороны рук
109. Передняя часть плеча:
- боли в этой области тела.
110. Передняя часть плеча:
- боли в этой области тела;
- носовые кровотечения.
111. Плечо:
- боли в плечевых суставах;
- расстройства рлунг;
- полиартриты.
112. На цон в сторону от кадыка:
- болезни горла.
113. На плече:
- боли в области плеча;
- нарушение давления;
- общие расстройства рлунг.
114. На стыке шеи и плеча:
- боли в шее;
- тугоподвижность шеи;
- нарушения давления;
- общие расстройства рлунг головы и шеи;
- кровотечения из носа по причине рлунг.
115. На нижней части плеча, в ямке под мышцей:
- боли в области плеча;
- боли в области рук;
- полиартриты.
116. Выше сгиба локтевого сустава:
- боли в суставе;
- боли в руках;
- общие расстройства рлунг в руках;
- полиартриты.
117. На нижней стороне предплечья:
- боли в этой области рук;
- обшие расстройства рлунг;
- тугоподвижность кисти;
- полиартриты.
118. На стыке ладони и предплечья:
- обшие расстройства рлунг;
- боли в суставах;
- боли в этой области тела;
- тугоподвижность пальцев и кисти.
119. Косточка на локтевом суставе:
- боли в локтевом суставе;
- обшие расстройства рлунг верхних конечностей;
- тугоподвижность суставов рук;
|
- обшие расстройства рлунг.
Вышеприведенные схемы санмигов для моксы и массажа были систематизированы и изложены в трактате «Голубой берилл» («Вайдурья Онбо»), который был составлен в Тибете в XVII в. н.э. Это классические точки, которые наиболее часто применяются в методиках лечения моксой и массажем. Также существуют точки для иглоукалывания и кровопускания, однако такие методики лечения очень опасны, если их не изучать непосредственно под руководством компетентного учителя. Всего существует более шестисот точек на теле человека, которые можно использовать в методиках лечения по системе тибетской медицины.
Однако такое огромное количество точек и разнообразие их потенциальных аспектов применения не всегда используется опытным врачом. Для эффективного лечения какого-то одного расстройства достаточно одного или нескольких санмигов, совершенно необязательно применять все точки, через которые можно влиять на это расстройство. Также нельзя лечить сразу несколько разных расстройств, надо выбрать главные проблемы и постепенно переходить на второстепенные. Лечение по точкам, особенно хронических расстройств, может занимать месяцы, а иногда и годы, но это намного лучше, чем делать операции или поддаться деструктивным силам. Здоровье - это высшая ценность в жизни, и его нельзя бросать на произвол судьбы. Также очень актуальны профилактические методы массажа и моксы, и хотя это требует некоторых усилий и затрат, эти труды вполне оправдывают себя.
Несмотря на доступные схемы точек в классических книгах по тибетской медицине и подробные пояснения к их применению, всегда существует личный опыт конкретного целителя, определенные алгоритмы в сочетаниях точек (санмигов) и разнообразные личные методики воздействия на них. Методики лечения в тибетской медицине не являются догмами, в них всегда можно найти простор для творчества, ведь в системах духовного целительства каждый человек рассматривается как уникальное явление природы, следовательно, каждого пациента также надо лечить с учетом его личных особенностей. Конечно, есть определенные правила в базовых методиках лечения и подходах к проблемам, но это не может быть ограничением в каждом конкретном случае.
Ниже автор приводит свои личные наработки в методиках лечения и типичные алгоритмы при выборе санмигов, проверенные многолетним опытом.
ЛЕЧЕНИЕ РАССТРОЙСТВ, ТИПИЧНЫХ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ШИРОТ
Как уже было сказано выше, в каждой климатической зоне и в каждом социальном укладе существуют свои характерные условия жизни, в которых проявляются те или иные типичные расстройства дош, внутренних органов и т.д. Например, климат Тибета очень ветреный и холодный, люди в тех местах довольствуются довольно скудным рационом продуктов, в основном животного происхождения, потому в тибетской медицине очень развит аспект лечения холодных и хронических расстройств рлунг и бедкен. В Индии климат совершенно другой, там влажно и жарко, а в социуме доминируют секты радикального индуизма. Поэтому в системе Аюрведы акценты расставлены в основном на лечении болезней жара, отсюда и фанатическое предпочтение овощей и выпивание большого количества воды, а поедание животной пиши у индусов порицается под страхом отлучения от веры. Это лишний раз доказывает, что медицина не может быть абстрактной, в ней не должны существовать унифицированные рецепты для всего человечества, таких рецептов нет и быть не может. Климат Европы и Украины примерно одинаков, на этих широтах существуют четыре ярко выраженных сезона — холодный, жаркий и два переходных (зима, лето, весна и осень). На территории европейских широт в основном доминирует холодный климат, ведь весна и осень не являются жаркими сезонами.
Отсюда и преобладание именно холодных расстройств у людей, ведь доши бедкен и рлунг доминируют в данной местности. Конечно, летом доминирует доша трипа, и у некоторых людей это может вызвать соответствующие расстройства, но таких расстройств намного меньше и они менее ярко выражены. Дошу трипа очень часто провоцируют неправильным питанием и чрезмерным употреблением крепких алкогольных напитков, но эти явления также спровоцированы холодным климатом. Получается следующая картина: холодный климат провоцирует холодные и хронические расстройства, и люди подсознательно налегают на более жирное и калорийное питание, что приводит к горячим расстройствам печени, желчного пузыря, желудка и тонкого кишечника. Те же холодные расстройства толкают и на употребление горячительных алкогольных напитков, что само по себе не является большим вредом, но, как правило, без духовной практики человек не контролирует свои пристрастия и впадает в зависимость от пьянства.
Именно климатические провокации обусловливают в славянских этносах массовое пьянство, особенно ярко это явление выражено в северных районах России. В мире не существует абсолютно положительных или отрицательных продуктов питания, важно все соизмерять со своими обстоятельствами и ничем не злоупотреблять. Однако только корректировки питания и образа жизни бывает недостаточно для преодоления уже сформированных расстройств на уровне дош, внутренних органов и т.д. Для таких случаев и существует медицина, ведь терапия нужна только для того, чтобы привести в баланс доши и вообще здоровье человека, благо методы, преподанные Буддами и великими Учителями древности и современности, не потеряли актуальность в наши дни.
Дисбаланс доши рлунг
Рис. 16. Дисбаланс доши рлунг
При нарушении доши рлунг в сторону увеличения или уменьшения следует применять моксу на санмиги обшего рлунг, если рлунг затронул какие-либо внутренние органы, то, помимо точек общего рлунг, следует прогревать тот или иной санмиг, соответствующий данному внутреннему органу. На рис. 16 показаны точки общего рлунг и наиболее типичные внутренние органы, которые следует прогревать при общих расстройствах рлунг.
На первый санмиг воздействуют моксой или массажем в случае расстройств общего рлунг, также его включают в схемы моксы или массажа при любых расстройствах рлунг в каком-либо внутреннем органе.
Санмиг 93, или пупок, прогревается при большом перечне половых расстройств, вызванных рлунг и бедкен, при нарушении этих же дош в кишечнике и в органах пищеварения.
Санмиги 96 и 97 очень эффективны при лечении холодных расстройств мочеполовой системы и мочевого пузыря. В случае сильных расстройств следует «раскрывать три рта». При нарушении доши рлунг в области головы надо прогревать или массировать следующие точки.
Санмиг 60 очень важный, его применяют при лечении общих расстройствах рлунг. Также можно раскрывать по мандалу и дополнительные точки вокруг центральной. Дополнительные точки находятся от центральной на расстоянии четырех сложенных пальцев. Сначала воздействуют на центральную точку, затем на переднюю, потом на правую, далее на заднюю и на левую.
Санмиг 63 также можно включать в схемы лечения дисбаланса рлунга, при головных болях и т.д.
На рис. 18 показаны точки задней части головы, которые надо включать при расстройстве рлунга головы, при головных болях и т.д.
Всегда надо смотреть конкретно на проявление симптомов и на дисфункции рлунга в той или иной области тела, при назначении лечения следует комбинировать точки общего назначения и локального действия на конкретную часть тела, где проявляются симптомы расстройства.
Дисбаланс доши трипа
Рис. 19 Рис. 20
Поскольку доша трипа является сама по себе горячей, то на нее следует воздействовать моксой только в случае уменьшения трипа или увеличения холода в органах. При увеличении трипа (подъеме жара) нельзя воздействовать на точки трипа или на органы, где трипа в подъеме. При уменьшении доши трипа следует прогревать санмиги, указанные на рис. 19 и 20. Также посредством пульсодиагностики выясняется, в каком органе есть уменьшение доши трипа, и применяем метод моксы или массажа для балансировки этой доши.
Дисбаланс доши бедкен
Доша бедкен часто приходит в дисбаланс, особенно это проявляется в холодные сезоны. На рис. 21 показаны санмиги, которые можно включать в схемы при балансировке доши бедкен.
Санмиг 3 отвечает непосредственно за дошу бедкен, однако санмиги 4 и 5 — это санмиги легких, но, поскольку легкие являются основой для доши бедкен, то они часто являются причиной нарушения этой доши.
Санмиг почек (14) также может провоцировать расстройства белкен, ведь почки связаны с элементом Вода, потому это холодный орган. Как показал опыт, почки охлаждены у подавляющего большинства пациентов, живущих в климатической зоне Украины.
Бедкен могут провоцировать селезенка и желудок (дхату земля), 11 и 12 санмиги, но это не всегда является правилом, потому надо полагаться на показания пульсовой диагностики. Если в каком-либо органе выявлены дисфункции бедкен, следует применять интенсивный иурс моксы или активиируюший массаж санмигов.
Довольно широко можно применять точки, расположенные на лицевой части головы и возле уха, в холодном и ветренном климате эта часть тела часто подвержена переохлаждениям, поскольку лицо все время открыто. На рис. 22 показаны основные точки, которые можно использовать на практике.
Санмиги 68 и 73 используются при повышении бедкен в области головы, также при хронических гайморитах и при хроническом насморке.
Санмиг 81 - при головных болях и расстройствах рлунг головы.
Санмиги 69 и 70 - при отитах или болях в ушах
Санмиг 71 - при простуде лицевого нерва и общих расстройств рлунг
Санмиг 72 - при болезнях глаз и печени.
Санмиг 74 — при болях в ушах и снижении слуха.
Санмиг 75 — при гайморитах, нарушении мимики лица, простуде лицевого нерва и т.д.
Санмиг 64 — при хроническом насморке.
Рис. 23
Точка на переносице — при отеках носа, хроническом насморке.
На рис. 23 указаны точки на боковой части головы.
Санмиг 74 также применятся при болях зубов, при неврите лицевой части.
Санмиг 30 эффективен при болях в ушах, при воспалении среднего уха, при лечении почек.
Санмиг 29 — при головных болях, при нарушении давления и т.д. Точка на один цон в стороне от кадыка применяется при болях в горле, при болях в шее, при нарушении глотательной функции и т.д. При совместном нарушении рлунг и бедкен, когда начались осложнения с суставами (полиартрит) или когда нарушен тонус конечностей, можно применять примерно следующую комбинацию точек, но всегда следует вносить коррективы конкретно для каждого пациента.
Рис. 24
Традиция тибетской медицины позволяет варьировать техники и методы, в процессе лечения можно добавлять или уменьшать количество точек, но не следует задействовать за один сеанс слишком много точек для моксы, хотя при массаже можно использовать любое количество санмигов без ограничений. В случае холодных расстройств, когда рлунг и бедкен объединяются и создают осложнения на внутренние органы, следует делать моксу на три главных санмига, отвечающих за холодные расстройства, это называется открытием трех врат.
На рис. 25 показаны три санмига, на которые следует воздействовать моксой в случае сильных провокаций холода.
При открытии трех врат также можно воздействовать моксой или массажем на внутренние органы, пораженные провокациями холода через другие санмиги, но не следует увлекаться количеством санмигов.
При нарушении пищеварительной функции желудка и кишечника (расстройство мажу) следует делать моксу на санмиги, показанные на рис. 26.
Также следует учитывать состояние печени, желчного пузыря и селезенки. Сахарный диабет считается системным расстройством, когда несколько внутренних органов подвержены провокациям холода или жара. Как правило, в этом расстрой. стве участвуют и органы пищеварения, и мочеполовая система, в каждом отдельном случае причины диабета бывают разные.
Потому в подходах лечения таких сложных расстройств не может бьпь раз и навсегда проверенной схемы лечения, тем более, что в процессе лечения могут происходить изменения в функциях внутренних органов, и целитель должен всегда следовать не запатентованным схемам лечения, а конкретным обстоятельствам и диагностическим признакам.
Без пульсодиагностики лечение таких расстройств вообще не представляется возможным. Все опухолевые процессы в теле и во внутренних органах можно рассматривать как холодные или как горячие. На холодные можно воздействовать моксой, горячие следует лечить холодными компрессами и примочками, также холодными лекарствами и питанием.
Нарушение месячных циклов и кистозные образования в области гинекологии следует лечить, воздействуя моксой или массажем на санмиги, указанные на рис. 27 и 28.
Фибромиомы в тибетской медицине определяются как «кровяные опухоли» горячего свойства, при таких расстройствах не всегда возможно применять моксу, следует прикладывать на гинекологические точки или области жара компрессы или предметы, обладающие холодными свойствами. Как правило, головные боли, которые возникают на фоне расстройства холода почек, лечатся комплексом санмигов, показанных на рис. 27 и 28.
Следуя воззрениям непостепенных учений и тантрическому буддизму, по мере продвижения в духовной практике и при регулярной наработке приемов лечения, каждый целитель найдет для себя свои собственные подходы к проблемам пациентов, ведь не бывает одинаковых врачей и одинаковых пациентов. В целительстве всегда существует пространство для выбора методов лечения как для самого врача, так и для пациента.
Если пациент и целитель находят понимание в подходах к проблеме, то результат будет намного более эффективный. Тибетская медицина отдает приоритет не только эффек тивным методам терапии, но и предлагает человеку осознать и исправить свои проблемы на самых глубинных уровнях своей личности.
АСПЕКТЫВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В КОНТЕКСТЕ ИСЦЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Тибетская медицина уникальна и по методам диагностики и по средствам терапии. Со времен великого тибетского врача Ютогбы (XII век н.э.) в методологии восточных оздоровительных систем мало что изменилось, но это никоим образом не умаляет эффективность самих методов. В течение многих веков тибетская медицина не только не потеряла своего оригинального и сущностного по/кода, но и успешно развивается, поскольку любая эмпирическая система всегда опирается на конкретную практику. Время, конечно, привносит новые реалии, ведь меняется менталитет людей, появляются новые болезни, да и сами пациенты по-другому стали воспринимать процесс исцеления.
В древности врачи и учителя Дхармы не разделяли душу и тело на две самостоятельно существующие единицы, личность всегда рассматривалась как триада УМ—ЭНЕРГИЯ—ТЕЛО, потому и методы лечения предполагали комплексное воздействие на всего человека, а не только на симптомы отдельно взятого тела. Если исключить хотя бы одну составляющую этой триады личности, то можно прийти к совершенно недопустимому упрощению при выборе средств как в лечении заболеваний, так и в дальнейших трактовках и воззрениях на бытие человека. Современные ученые от медицины зачастую предлагают дуалистические воззрения на проблему исцеления, что уже привело в тупик почти все средства терапии, расчленив их на сотни разных методологических аспектов и тысячи противоречивых методик лечения. Сегодня научная мысль пытается дробить мир и личность на все более мелкие составляющие, вместо исцеления всей личности врачи предлагают только приглушать узкий спектр бесконечно множащихся симптомов расстройств личности. Такая медицина не избавляет от болезней в принципе, а лишь убирает болевые ощущения, от этого не выигрывает ни пациент, ни общество в целом. Сообщество больных людей множится ужасающими темпами.
Такой подход к проблеме исцеления личности, несомненно, втягивает всю современную социокультуру в порочный круг и прививает человеку извращенные ценности. Сегодня все прогрессивные методики лечения предлагают проблемы со здоровьем человека разделить на психические и соматические составляющие. Никто из апологетов современных доктрин лечения уже не помнит, что дух нелительства не лишен мистики, что идеи лечения и самосовершенствования не должны рассматриваться отдельно друг от друга, что само исцеление, прежде всего, надо начинать с основ, с сознания пациента, с его духовного мира. Если пациент ориентирован на беспорядочный образ жизни, не следует элементарным нормам питания, живет сугубо в бездуховном измерении страстей и т.д., то любое лечение для него будет малоэффективным иливовсе бесполезным. Насылая все новые болезни, как правило, спровоцированные самим человечеством, природа защищает саму себя от перенаселенности Земли одним видом, и это совершенно не противоречит теории Дарвина — ведь в природе выживает сильнейший. Человек силен не телом, не генетическими защитными функциями, а именно своим духом, благодаря которому он может влиять сам на себя как в положительную, так и в отрицательную сторону. Но если способность к самосовершенствованию не дана от природы кому-либо или не приобретена в процессе воспитания, то такому человеку не стоит обижаться на злую карму.
Без всякого сомнения, при осознанном подходе к проблемам здоровья можно победить массовые болезни, в том числе такие, как рак и сердечно-сосудистые заболевания. Но дело в том, что этими вопросами наука не занимается в контексте всей личности, а рассматривает только как частность или дисфункцию отдельных органов тела. В большинстве своем люди не желают менять пагубных привычек, а современный образ жизни и питание среднестатистического европейца вообще не поддается никакой критике, поэтому надежды человечества на чудо-пилюлю, которая спасет всех от всех проблем — это просто очередной миф, инспирированный промышленной составляющей довольно доходного бизнеса под названием «современная медицина». Как говорится, «Бог настолько близок к нам, что его не видно». Человек, обладающий волей и знаниями, способен сам, без посторонней помощи современных институтов, решать свои проблемы как в сфере личного здоровья, так в собственном духовном росте.
Если же мы и прибегаем к помощи медиков, целителей, церкви или каких-либо неформальных Учений, то исключительно на время, пока существует необходимость в посторонней помощи. Цель любого исцеления, как духовного, так и физического — свобода души, обретение гармонии энергии и здоровое тело. Тем не менее, без методов, без целителей, без Учителей бывает довольно трудно преодолеть инерцию неблагой кармы и стать на путь здоровья и духовной свободы. Поэтому никогда не следует игнорировать протянутую руку помоши, особенно если эта помощь действительно таковой является. На Востоке, несмотря на довольно жесткие трактовки традиций и обычаев, просветленные Учителя и целители никогда не игнорировали творческую составляющую в своей практике. В связи с этим современному человеку очень важно понять саму суть тибетской традиционной медицины, чтобы можно было ее адаптировать к реальности конкретных обстоятельств, чтобы правильно прилагать усилия на пути исцеления и следовать основополагающим канонам учения.
Если освоены методы традиционных учений, есть ценный личный опыт и передача знаний от мастера, то не будет проблем в выборе средств для практических действий, а эти средства вполне могут быть и современными, и высокотехнологичными. Например, чтобы обрести гармонию личности и счастье физического здоровья, можно использовать компьютерные технологии, китайские или японские оздоровительные системы (тайцзи-цюань, багуа, синь-и и другие стили ушу), а также современные стили спорта и оздоровительные методики. Важно только понимать, какой положительный эффект дает тот или иной метод, и способна ли сама личность развиваться в рамках данного комплекса техник.
В современной психологии существует масса школ и подходов к личности человека, но на Востоке личность рассматривается, как правило, с двух базовых позиций. Это можно сравнить с системой тибетской медицины, где говорится, что существует два типа болезней — холодные и горячие. Конечно же, между двумя крайними проявлениями расстройств (холод и жар) существует множество более размытых градаций, но все-таки все расстройства определяются именно по этой двоичной системе. Точно так же и личность человека, желающего обрести баланс внешних и внутренних составляющих (баланс трех дош, гармонию энергии, здоровье органов и тела, благополучие, творчество, социальную реализацию и т.д.), можно рассматривать с двух совершенно противоположных исходных позиций. Целителю иногда важно определить тип личности пациента, для того чтобы знать его возможные реакции и задать ему правильную и эффективную направляющую во время процесса исцеления.
Крайности «маленького Я».
Современная цивилизация все дальше и дальше скатывается в пропасть, которую сама себе создала технократическим подходом к решению глобальных проблем в социокультурной сфере. Кризис также не миновал и сферу оздоровительных систем. Попытки суетных инженерных умов нейтрализовать перекосы в динамичном развитии человеческого сообщества средствами «железа» больше походят на тушение пожара бензином — от этого становится только всем хуже. Уже давно набили оскомину разговоры на тему экологии, глобального потепления, о тлетворном влиянии электроники на личность, а духовное и физическое здоровье большинства людей в мире уже давно стоит на грани неотвратимой катастрофы. Все эти перекосы в обществе есть проекция во вне внутреннего состояния разбалансированности на личностном уровне.