ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




«ТЕАТР, ТЕАТР!»

Трапезникова Надежда Григорьевна, старший воспитатель,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 98 «Хрусталик», г. Вологда

Киселёва Ирина Михайловна, воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 84 «Тополёк», г. Вологда

(ранее работала в МОУ № 98 «Хрусталик»)

Цель проекта: развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через организацию самостоятельной и совместной со взрослыми театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для организации театрализованной деятельности в группе.

2. Расширять знания и представления детей о различных видах театра, о театральных профессиях.

3. Развивать выразительность речи, мимики, движений через систему этюдов, игр, диалогов, инсценировок.

4. Способствовать творческой самореализации каждого ребенка, проявлению инициативности, самостоятельности и ответственности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

5. Способствовать автоматизации звуков речи у детей через театрализованную деятельность.

6. Воспитывать личность ребенка через определенную систему ценностей, чувства эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

7. Воспитывать умение слушать и понимать партнера по игре, ответственность за общее дело перед зрителями.

8. Способствовать активному участию родителей в образовательной деятельности через творческое взаимодействие в совместных мероприятиях.

Нозология. Нарушение зрения (дети с амблиопией и косоглазием, слабовидящие дети, дети-инвалиды по зрению).

Возраст – 5-6 лет, старшая группа.

Краткая психолого-педагогическая характеристика.

Для детей с нарушением зрения характерно значительные нарушения функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Недоразвитие сферы чувственного познания. Затруднения предметно-пространственной и социальной адаптации. Снижение возможности ориентировки, как в микро, так и макро пространстве. Замедленное формирование предметно-практических действий, замедленное овладение письмом и чтением. Затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз. Характерны затруднения в словесном обозначении пространственных отношений, в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов, в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.

Познавательно-творческий проект «Театр, театр!»

Тип проекта: познавательно-творческий, внутригрупповой, долгосрочный.

Продолжительность работы: сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители.

Метод проектов – система обучения, прекрасно себя зарекомендовавшая как в школе, так и в ДОУ, при которой дети приобретают знания в процессе выполнения постоянно усложняющихся практических заданий, это реализация значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Актуальность данной темы проекта определяется особенностью нашего времени. Как сказал Б. М. Теплов «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…».

Но в тоже время, никакой спектакль, сказка не найдет отклика в сердцах зрителей, если речь маленького артиста будет непонятна и невыразительна. Учить создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью через интонацию нужно в раннем детстве. Мимика, движения, жесты должны быть точными, выразительными, так как они служат средством передачи настроения героев спектакля зрителям.

У 65 % детей, посещающих группу, наблюдаются наряду с нарушением зрения и речевые проблемы, нарушена координация движений, недостаточно развита эмоционально-волевая сфера.

Данные проблемы помогает успешно решать специально организованная театрализованная деятельность с дошкольниками.

Введение детей в проектную деятельность

Два раз в месяц воспитанники имеют возможность посмотреть спектакли в образовательном учреждении. В МОУ № 98 «Хрусталик» приезжают артисты театра «Теремок», Театр для детей и молодежи, Вологодской областной филармонии имени В. Гаврилина, и детям очень нравятся их профессиональные выступления. Воспитанники имеют возможность после спектакля пообщаться с артистами, рассмотреть декорации, куклы, музыкальные инструменты. Общаясь, дети стали интересоваться тем, как создаются спектакли, кто их придумывает, кто делает декорации, костюмы и т.д.

Однажды администратор кукольного театра «Теремок» предложила приехать к ним на экскурсию. Детей познакомили с историей театра, с различными помещениями: гримерной, костюмерной, с цехом по изготовлению кукол и т.д. Помимо этого дети приняли участие в мастер-классе «Виды кукольного театра и способы управления ими». Мероприятие произвело незабываемое впечатление на детей, они очень захотели научиться управлять куклами Би-ба-бо, и выступать со спектаклями перед другими детьми, родителями.

Посоветовавшись с воспитанниками, родителями, решили создать в группе свой театр. В беседе с детьми выяснили, что необходимо сделать и чему нужно научиться, чтобы поставить спектакль, который будет интересен зрителям.

Во-первых, необходимо сделать своими руками или купить куклы Би-ба-бо по выбранной для постановки сказке, костюмы, ширму, существенно обновить и дополнить театральный уголок в группе.

Во-вторых, нужно научиться выговаривать все звуки речи, чтобы она была понятна зрителям, эмоционально окрашена (в этом помогает учитель-логопед и занятия театрализованной деятельностью).

В-третьих, необходимо научиться двигаться, передавая образ, характер различных героев, используя мимику, жесты.

Для реализации проекта использовались различные эффективные формы и методы работы, как с дошкольниками, так и с родителями, так как метод проектов носит интегрированный характер и проходит через все образовательные области.

Реализация проекта была бы невозможна без активного участия и помощи родителей. Также с родителями был проведен мастер-класс, консультации, оформлен материал на стенд в раздевалке.

Проект «Театр, театр!» реализовывался с дошкольниками поэтапно: 1 этап: подготовительный (сентябрь),

2 этап: основной (октябрь-апрель),

3 этап: заключительный (май).

В рамках подготовительного этапаорганизовано взаимодействие с представителями социума (администрацией театра «Теремок», сотрудниками библиотеки), с родителями воспитанников составлена смета расходов на костюмы, на приобретение различных видов театра, кукол би-ба-бо, разработан план взаимодействия со всеми участниками проекта. Подобраны сценарии инсценировок, произведений художественной литературы, фольклора, диалогов для развития выразительности речи. Изготовлены, приобретены дидактические игры, разработаны конспекты НОД, презентация «Вологда театральная» и др.

Основной этап продолжался с октября 2017 г. по апрель 2018 г. и осуществлялся по четырем основным направлениям развития детей, а именно:

1. Познавательное развитие,

2. Речевое развитие,

3. Художественно-эстетическое развитие,

4. Социально-коммуникативное развитие.

Подробно все виды деятельности по направлениям развития детей представлены в презентации.

Особое внимание уделено игровой деятельности с дошкольниками, так как ее следует рассматривать как сквозной механизм развития детей (в соответствии с ФГОС ДО). С детьми организованы различные дидактические игры на развитие эмоционального мира детей, словесные игры, игры на развитие внимания, быстроты реакции, выдержки, специальные театральные игры.

Поставлены по коротким драматизация сказки В.И. Белова «Родничок».

Проведена В рамках заключительного этапа (май 2018 г.) старшие дошкольники выступили с музыкально-литературной композицией «Наш теремок» (обработка С.Я. Маршака) перед родителями, детьми, воспитателями МОУ № 98 «Хрусталик».

Проведенное анкетирование, опрос родителей в конце проекта на тему «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?» показал высокий уровень компетентности родителей по организации театрализованной деятельности с детьми.

Проведенное анкетирование детей, мониторинг детского развития в конце учебного года показал положительные результаты, итоговые данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

1.Основы театральной культуры 2.Эмоционально-образное развитие. Навыки кукловождения 3.Речевое развитие (речевая культура)  
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
В - 42 % С – 47,5 % Н – 10, 5 % В – 89, 5 % С – 10, 5 % Н – 0 % В - 36,8 % С - 58 % Н - 5,25%   В - 94,75% С -5,25% В - 23,75 % С - 71 % Н – 5,25 % В - 84,25% С - 15,75 % Н - 0 %
4. Основы изобразительно-оформительской деятельности 5. Основы коллективной творческой деятельности 6. Музыкальное развитие
начало года конец года начало года конец года начало года конец года
В - 15,75 % С – 79 % Н – 5,25 % В – 79 % С – 21 % Н – 0 % В - 36,8 % С - 58 % Н - 5,25%   В – 68, 25% С – 26,5% Н - 5,25% В – 31,75 % С – 63 % Н – 5,25 % В - 89,5% С – 21% Н - 0 %

Показатели и критерии, в соответствии с которыми проводилась диагностика воспитанников, представлены в приложении 6.

Результаты проекта:

1. Расширились знания и представления детей о театрах города Вологды, об истории их появления.

2. Улучшилось качество речи детей, ее выразительность. Дети стали использовать разнообразные выразительные средства при чтении стихов, участии в инсценировках.

3. Обогатился и расширился активный словарь, речь стала более выразительной, эмоциональной, улучшилась связная и диалогическая речь детей.

4. Деятельность, организованная в рамках проекта, способствовала развитию эмоционального мира детей: они стали лучше понимать свои переживания и настроение окружающих людей, научились называть их словами и обозначать пиктограммами.

5. Театрализованная деятельность способствовала развитию самостоятельности, инициативности, уверенности в своих силах, поднятию самооценки ребенка и преодолению застенчивости.

6. Раскрылись актерские, исполнительские таланты детей и родителей, улучшились, укрепились их взаимоотношения через организацию совместных мероприятий.

7. Повысилась компетентность родителей по организации театрализованной деятельности с детьми.

Продуктивность проекта:

1. Оформлен и оборудован театральный уголок, пополнен различными видами театра, шапочками, костюмами, атрибутами и т.д.

2. Разработаны конспекты занятий о театре и театральных профессиях, «Родник» по произведению В.И. Белова, занятие-игра «Развитие у детей чувства эмпатии, дружеских взаимоотношений в группе» и инсценировки «Говорящая ворона», «Защитники Родины, «Подарки для Деда Мороза» и др.

3. Дети выступили с литературно-музыкальной композицией «Наш теремок» по сказке С.Я. Маршака перед родителями и воспитанниками дошкольных групп МОУ.

4. Презентация проекта родителям, педагогам образовательного учреждения.

Вывод: в процессе реализации проекта улучшилось качество речи детей, ее выразительность. Исполняемая роль, произносимые реплики поставили дошкольников перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Они стали более организованными, ответственными, собранными, активными. Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театры, многие родители приобрели и изготовили своими руками различные виды театра для домашнего использования.

Используемая в работе с дошкольниками литература:

1. Антонова Л.Г., Развитие речи. Уроки риторики - Я: 2000.

2. Гаврилина Л.Н., Азбука настроений - М: Дрофа 2000.

3. Доронова Т.Н., Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет - М: Обруч, 2014.

4. Мерзлякова С.И., Театрализованные игры в детском саду – М: Обруч, 2012 г.

5. Щеткин А. В., Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет - М: Мозаика-Синтез, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: