Управление результативностью и эффективностью проекта в социально-культурной сфере




Национальный стандарт Российской Федерации РФ ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008 даёт следующие определения результативности и эффективности. «Результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами».

Результативностьпроекта определяется только достигнутым результатом без учёта затрат на его достижение. То есть, чем ближе к поставленной цели, тем лучше результативность. Например, запланировано 10 мастер-классов, а проведено только 8, т.е. план выполнен на 80 %. Результат не достигнут. Таким образом, чтобы измерять результативность, нужно иметь четко определенные цели и планы, т.к. без этого не будет точки отсчета для оценки результативности.

В социально-культурных проектах результаты должны быть: измеримы, реалистичны, привязаны ко времени, сравнимы с ситуацией до реализации проекта. Они могут быть количественными и качественными.

Количественная результативность (что сделано?) – фиксирует количество оказанных услуг, количество участников мероприятий, количество получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг, количество охваченных проектом людей, количество социально-культурных мероприятий за определенный период и т.д., а также динамику и степень выполнения этих мероприятий.

Качественная результативность (что изменилось?) – должен отражать позитивные изменения, которые произошли в результате проведения мероприятия и оказания услуги. Например, повышение информационной культуры, привлечение внимания к проблеме, развитие творческих способностей, сплочение коллектива и др.

В социально-культурных проектах для оценки количественных и качественных показателей результативности используются следующие методы: опрос (анкетирование, интервьюирование), ревизии, экспертные оценки, фокус-группы и др.

Одним из показателей результативности инвестиционного проекта является срок окупаемости инвестиций. Срок окупаемости – это промежуток времени, попрошествии которого, сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль. Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение коэффициента у которого меньше.

Эффективность – это продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели, соотношение результатов и затрат. Например, эффективность продаж определяется как разность между выручкой от продаж и расходами или их отношением. Превышение дохода над затратами называется прибылью, именно прибыль является экономической целью коммерческого проекта, его финансовым результатом.

Эффективность социально-культурного проекта – та категория, которая отображает соответствие затрат и результатов проекта целям участников, а также интересам государства и населения.

При оценке социально-культурных проектов используются такие виды эффективности, как

• эффективность участия в проекте;

• эффективность проекта в целом.

Эффективность участия в проекте определяется для того чтобы оценить возможность реализуемости проекта, а также заинтересованность в проекте его участников. Здесь используются такие виды эффективности как эффективность затрат, а также эффективность участия в проекте структур более высокого уровня.

Эффективность проекта в целом определяется для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта для всех заинтересованных сторон, а также с целью поиска инвесторов, доноров, спонсоров. Этот вид эффективности включает: социальную, экономическую эффективность.

Социальная эффективность проекта отражает эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества. Показатели социальной эффективности свидетельствуют о целесообразности расходования ресурсов на осуществление конкретно проекта. К таким показателям относятся следующие:

· проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий;

· социально-культурное обслуживание социально незащищённых групп населения;

· развитие и поддержка коллективов самодеятельного художественного творчества и любительских объединений;

· патриотическое воспитание подрастающего поколения;

· выявление, хранение и трансляция традиционной культуры и др.

Экономическая эффективность социально-культурного проекта непосредственно связана с проблемой комплексной оценки эффективности финансовых вложений, поскольку проект в данном случае рассматривается как объект инвестирования.

Анализ эффективности деятельности организации, в рамках которой выполняется проект, невозможен без учета показателей рентабельности. Показатель, характеризующий доходность деятельности или, по-другому, экономическую эффективность – это и есть понятие рентабельности. Данный параметр демонстрирует то, насколько эффективно в компании используются имеющиеся экономические, трудовые, денежные и прочие ресурсы.

Существует множество видов рентабельности: рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность активов и т.д. Ответить однозначно на вопрос, как посчитать рентабельность невозможно, так как для каждого из видов существуют свои формулы. Но, в общих словах, эти показатели можно сравнивать с показателями коэффициента полезной деятельности (КПД), соотношением между понесенными затратами и полученной в итоге прибылью (отношением расходов к доходам). Бизнес, приносящий по итогам отчетных периодов прибыль, является рентабельным.

Показатели рентабельности необходимы для осуществления финансового анализа деятельности, выявления ее слабых сторон, планирования и проведения мер по увеличению эффективности предпринимательской деятельности.

Виды рентабельности разделяются на те, которые базируются на затратном подходе (ресурсном подходе) или на подходе, характеризующим прибыльность продаж. Различные виды расчета рентабельности преследуют собственные задачи и используют множество разных бухгалтерских показателей (чистую прибыль, себестоимость продукции, коммерческих или управленческих расходов, прибыль от реализации и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: