Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫпри ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ
Факультет «Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства»
Специальность/направление подготовки 38.04.01 «Экономика»
Специализация/профиль/программа «Региональная экономика»
Кафедра менеджмента и государственного управления
Проект по дисциплине:
«Региональная инфраструктура»
На тему:
«Многопрофильный медицинский центр с жилыми апартаментами для сотрудников и пациентов»
Автор работы:
Студентка 1 курса
Заочной формы обучения
Чаплыгина Ольга Олеговна
подпись________________________
Руководитель работы:
Кандидат экономических наук, доцент
Макарова Юлия Леонидовна
Оценка___________________
Подпись__________________
«» 2018г.
Орел 2018г
Государственно-частное партнёрство за последние годы перестало быть чем-то экзотическим и стало вполне привычным экономическим понятием в России. Настолько привычным, что оно прочно вошло в организационную структуру государственных органов и инфраструктуррынка. Появились соответствующие департаменты в министерствах, советы при органах власти, многочисленные профильные центры и агентства.
Согласно Закона Орловской области от 12 октября 2011 г. № 1277- ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах» под ГЧП понимают комплексное взаимодействие государства и частного сектора с целью привлечения на контрактной основе органами власти бизнес-структур к решению задач, которые относятся к публичному сектору.[1]
|
Регион работает и по линии привлечения средств Инвестиционного фонда РФ, и по организации взаимодействия с Внешэкономбанком. Развитие ГЧП в регионе находятся на начальном этапе. Формируется центр ГЧП Орловской области в форме обособленного отдела в составерегиональной администрации и Агентство инвестиционного развития. Донастоящего момента использовалось федеральное и региональное законодательство, регулирующее бюджетную и инвестиционную деятельность,градостроительное законодательство, закон о концессионных соглашениях, законодательство о тарифах, а также нормативная база, регулирующаявзаимодействие с Инвестиционным фондом РФ и регулирующая отдельные виды деятельности, также используется закон Орловской области от12.10.2011 N 1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах».
Сейчас в регионе в большей степени преобладают инвестиционные проекты. Они реализуются такими компаниями, как «РЖД» (2 500 млн. руб.), «Афина Паллада» (17 000 млнруб), «Sanofiaventis» (1 500 млн руб.),«Keramamarazzi» (10 000 млн руб.), «Эксима» (10 000 млн руб.), «Rusnano»(500 млн руб.), «Московский Индустриальный Банк» (2 400 млн руб.), «Гринн компания» (1 300 млн руб.), общей суммой в 45200 млн руб.
Правовые основы к созданию ГЧП:
1) Федеральный закон от 1 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», где в числе прочих определены объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;
2) Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
|
3) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»;
5) Закон Орловской области от 12 октября 2011 года N 1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах».
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи должно являться одним из приоритетов государственной политики.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
-наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
В орловской области ГЧП о здравоохранении регулирует Концепция развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Орловской области на 2013 - 2020 годы от 1 апреля 2013 года №137-р.
|
Концепция развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Орловской области на 2013 - 2020 годы содержит анализ состояния здравоохранения области и обоснование необходимости решения проблем отрасли посредством развития государственно-частного партнерства, а также основные цели, задачи и способы совершенствования системы здравоохранения на основе применения системного подхода.
Актуальность разработки Концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Орловской области на 2013 - 2020 годы обусловлена наличием отрицательной динамики некоторых показателей общественного здоровья: высокой заболеваемостью социально значимыми заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой, бронхолегочной системы, необходимостью реструктуризации учреждений первичной медико-санитарной помощи, модернизации специализированных видов медицинской помощи, обновления основных фондов и расширения сети учреждений здравоохранения.[2] Так проект по созданию медицинского центра с жилыми апартаментами для сотрудников и пациентов поможет повысить уровень здоровья в Орловской области и соседних регионах.
Многопрофильный медицинский центр это учреждение, которое предоставляет доступные платные медицинские услуги населению. Данный центр будет оснащен передовым оборудованием европейского производства (в основном немецким).
Деятельность центра будет направлена на обслуживание клиентов по всей цепочке восстановительного процесса:
1. амбулаторный прием – лучевая, функциональная, аналитическая диагностика;
2. анализ полученных результатов и заключение профильного специалиста (или консилиума) снаправлением пациента или на профилактический курс, или на консервативное лечение(амбулаторно – процедурное или в стационаре), или на хирургическое вмешательство спроведением первого этапа реабилитации в палатном отделении и второго (болеепродолжительного и полного этапа) в специализированных отделениях центра с проживанием вгостинице для пациентов.
Рисунок 1 – Деятельность многопрофильного центра
3. все стадии восстановительного процесса будут осуществляться в самом центре и завершатся исследованиями, подтверждающимизавершение восстановительного процесса или необходимость его продолжения.
4. информационное сопровождение пациента после завершения активной стадии лечения в целях поддержания его работоспособности или удовлетворяющего егосостояния здоровья.
Территория медицинского центра (5га) будет обустроена и окультурена посадками и находится под охраной. На территории будут находиться апартаменты для персонала: общежитие с двухместными номерами со всеми удобствами в каждом номере и 30 квартир, гостиница для пациентов рассчитанная на 100 человек, кафе, лекционные и конференц- залы, учебные аудитории, библиотеки с доступом к информационным технологиям. Также данный центр будет оснащен номерами-палатами для инвалидов, передвигающихся на колясках. Все отделения центра будут связаны коридорами и лифтами, что позволит обеспечить доступность любой зоны в первую очередь инвалидам и простым пациентам.Пациентам центра будет предложено 50 различных типов тренажеров рассчитанные как на пассивное так и на активное занятие. А также бассейны с регулируемыми против струями, т.е. для пациентов любой мобильности.
Площадь центра должна составить 50 тыс. м2, из них 35 на медицинскую часть.
Медицинским работникам будет представлен широкий спектр возможностей для творчества, а именно научного поиска и развитию профессиональных возможностей.
Оборудование:
При комплектации медицинскимоборудованием Центра одна из лидирующих позиций отводится кинезитерапии, которая, по существу,является основой лечебного комплекса медицинской реабилитации, способствуя не тольковосстановлению конкретной функции, но и повышению метаболизма, трофики, устойчивостиорганизма в целом.
Данный комплекс направлен на следующие виды физиотерапии:
1. Применение постоянного и импульсного электрического тока:
- местная, сегментарная и общая гальванизация (в том числе с использованием электрофореза с применением лекарственных средств);
- электроимпульсная терапия (нейроэлектростимуляция);
- диадинамометрия;
- короткоимпульснаяэлектроанальгезия;
- биорегулирующая электронейростимуляция;
- электропунктура.
2. Применение переменного электрического тока:
- амплипульстерапия;
- миоэлектростимуляция;
- интерференцтерапия;
- местная дарсовализация;
- ультратонотерапия.
3. Применение электромагнитных излучений (в том числе оптического диапазона):
-сантиметровая и дециметровая терапия;
-низкоинтенсивное инфракрасное и красное лазерное излучение.
4. Применение электрического и магнитного полей:
• ультравысокочастотная терапия (УВЧ);
• низкочастотная магнитотерапия.
5. Применение механических колебаний:
• вибротерапия;
• вибро-вакуумная терапия;
• ультразвуковая терапия (в том числе с использованием лекарственных средств).
6. Применение механических напряжений:
• лечебный массаж (ручной и аппаратный);
• подводное вытяжение позвоночника.
7. Гидротерапия:
• гидромассаж (струйный, вихревой, пузырьковый);
• различные типы душей;
• сауны (сухие и с регулирующей степенью влажности).
8. Термотерапия:
• парафин и озокерит;
• локальная и общая криотерапия;
• грязетерапия.
9. Вакуумная терапия
10. Бальнеотерапия
• лечебные ванны (радоновые, сероводородные, йодобромные, хлоридные натриевые ванны; сухая углекислая камера)
В данном центре рассчитано:
- амбулаторные приемы 150000 приемов в год;
- хирургический комплекс- 5000 операций в год;
-120 койко-место (двухместные и одноместные палаты со всеми удобствами, вентиляцией и искусственным климатом); 2 койки малой интенсивнойтерапии (IMC); 4 коек реанимации; 10 коек дневного стационара. Реабилитационное отделение рассчитано более чем на 80 000 приёмов в год.
Для функционирования Медицинского центра всего необходимо 400-500 единиц персонала. Количество смен в сутки - 2. Предполагаемое количество необходимогоперсонала медицинского центра: врачебный персонал – 140-160 чел., средний и младший медицинский персонал – 190-200 чел., немедицинский персонал – 110-120 чел.
Целью данного проекта является:
1)оказание высокотехнологичной медицинской помощи в области решения ортопедических и вертебрологических проблем с помощью современных методов и инновационных подходов лечения (50-55% объема медицинских услуг) для жителей Орловского и других регионов РФ;
2)оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в лечении наиболее распространённых в регионе заболеваний (20-25% объема медицинских услуг);
3)создание единой цепочки лечебно-восстановительного процесса, начиная от диагностики, консервативного или оперативного лечения, включая все этапы реабилитационных процессов (включая санаторно-курортное лечение);
4)взаимодействие с ОГУ-медицинский для наилучшего обучения студентов на практике;
4)предоставление рабочих мест, как выпускникам Орловского медицинского вуза, так и иногородним.
Задачи:
1. обеспечение надежной и безопасной работы оборудования;
2. создание безопасных и комфортных условий пребывания пациентов, а так же условий труда и отдыха сотрудников;
3.поддержание экономической и экологической безопасности производственного и лечебного процессов;
4. обеспечение профессионального развития персонала, в том числе, за счет непрерывного обучения, его научного и практического совершенствования;
5.обеспечить доступность высококачественных медицинских услуг для пациента в рамках программыгосударственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
6. внедрение оптимальных схем мотивации персонала, направленных с одной стороны на повышение производительности, с другой стороны на повышение эффективности и результативности лечебного процесса и, какследствие, максимальной удовлетворенности пациентов.
Многопрофильный центр направлен на государственно-частное партнерство, затраты на его создание можно оценить в 3,5 млрд. руб. Срок реализации проекта 3 года.
Публичным партнером является г. Орел (Орловская область).
Консолидированный доход бюджета36 237 750 479,81руб.
Консолидированный расход бюджета 37 043 757 184,09 руб.
Консолидированный долг 806 006 704 руб.[3]
Население Орловской области 747 247 чел.
Инвестиционная привлекательность по данным РА «Эксперт» находится на 64 местом, а по уровню развития ГЧП в регионе на 56 месте.
Публичный партнер является концедентом, он предоставляет концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования недвижимым имуществом.оказывает концессионеру содействие при выполнении работ по созданию объекта соглашения путем осуществления следующих действий:
1. оказывать содействие при выдаче разрешительной документации, необходимой для создания объекта соглашения, при подключении объекта соглашения к инженерным коммуникациям;
2. согласовывать действия концессионера в случае получения от концессионера уведомления об обнаружении концессионером не зависящих от сторон обстоятельств, делающих невозможным выполнение работ согласно условиям настоящего соглашения, а также ввод в эксплуатацию объекта соглашения в сроки, установленные настоящим соглашением, и (или) использование (эксплуатацию) объекта соглашения.
3. предоставляет концессионеру земельный участок в аренду в соответствии с земельным законодательством российской Федерации, на котором будет расположен объект соглашения и который необходим для осуществления концессионером деятельности в течение 7 календарных месяцев с даты подписания концессионного соглашения.
Рисунок 2 – Правовая финансовая схема проекта
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоровданного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторондолжно быть достигнуто соглашение.
По соглашению о ГЧП собственником созданного объекта является частный партнер.
Если объем финансирования создания объекта публичным партнером превышают объем финансирования частным партнером, обязательным элементом соглашенияявляется обязательство по передаче объекта соглашения в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока. Частный партнер (концессионер) осуществляет за счет собственных и (или) привлеченных средств строительство или реконструкцию объекта. Частный партнер (концессионер) выступает оператором услуг здравоохранения. При этом публичный партнер (концедент) может принимать на себя обязательства минимальной заполняемости объекта здравоохранения (путем размещения пациентов, оплата за которыхпроисходит за счет бюджета при использовании системы ОМС).
Срок реализации проекта сентябрь 2018 года - август 2022года.
Начало строительства – сентябрь 2018 г.
Начало деятельности (1-ая очередь строительства) – август 2020 г.
Завершение строительства (2-ая очередь строительства) – 2023 г. (при наличии доступных источников финансирования).
Общая сумма инвестиций – 8,7 млн. руб.; консолидированные бюджетные ассигнования– 4,0 млрд. руб.; коммерческие инвестиции – 3,7 млн. руб. По предложенной инициаторами схеме ГЧП (строительство – владение – передача) частный инвестор должен построить и эффективно эксплуатировать комплекс, а государство оплачивать ему услуги по тарифам, в которые помимо текущих расходов заложен возврат инвестиций.
Основные этапы проекта:
1-я очередь (сроки реализации: сентяюрь 2018 – август 2020): 1-5 корпуса Центра, апартаменты для сотрудников, апартаменты для пациентов, газовая котельная, энергоцентр, внутриплощадочные сети.
2-я очередь (сроки реализации – окончание строительства: 2021 год): второй стационар (для пациентов, проходящих второй этап реабилитации), кафе.
3-я очередь (сроки реализации: 2021-2023 год): корпус реабилитации (окончание строительства); апартаменты для пациентов (третий стационар), апартаментов для сотрудников. Первые 5 медицинских корпусов Центра мощностью в 170 тыс. амбулаторных приемов и 8 тыс. операций в год, будут предоставлять полный комплекс диагностических, операционных, реанимационных услуг по более, чем 10 группам заболеваний, а также услуг круглосуточного и дневного стационара, пищеблок, прачечная и другие вспомогательные отделения. А также 50 квартир для сотрудников и 60 мест проживания вне стационара для пациентов.
Риски по осуществлению проекта ГЧП представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Риски по осуществлению проекта
Виды риска | Риски | Публичный партнер | Частный партнер |
Риски проектирования и подготовительного этапа | Предоставление земельных участков | + | |
Обеспечение инженерных коммуникаций | + | ||
Подготовка земельных участков | + | ||
Срыв срока проектирования оюъекта | + | ||
Срыв срока подготовительных мероприятий | + | + | |
Риски создания объекта | Ликвидация последствий третьих лиц | + | + |
Ликвидация экологических последствий | + | + | |
Срыв сроков создания объекта | + | ||
Срыв сроков ввода объекта в эксплуатацию | + | ||
Увеличение затрат на создание за счет роста инфляции и курсов валют | + | + | |
Риски эксплуатации объекта | Увеличение затрат на эксплуатацию имущества, переданного публичному партнеру | + | |
Увеличение затрат на эксплуатацию за счет роста инфляции и курсов валют | + | + | |
Риски получения дохода | Неполучение платежей, обеспечивающих гарантию минимальной доходности | + | |
Падение выручки в следствии снижения оказания услуг | + | + | |
Падение выручки в следствии неплатежей со стороны потребительских услуг | + | ||
Прочие риски | Расторжение соглашение по вине публичного партнера | + | |
Расторжение соглашение по вине частного партнера | + |
Эффективность проекта состоит в том, что сотрудниками многопрофильного центра будут являться высококвалифицированные специалисты с научными степенями, широкая специализация центра позволяет предоставить медицинские услуги различного рода. Расположение медицинского центра и интерьер помещения клиники располагают к расслаблению и психологическому комфорту пациентов.Регулярное повышение квалификации действующих специалистов. Система скидок, направленная на превращение каждого клиента в постоянного. Работа специалистов в выходные и собственный сайт компании с возможностью записи на консультацию в режиме онлайн являются преимуществом данного проекта.
Таким образом, развитие государственно-частного партнерства позволит решить проблемы:
1) обеспечения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребности населения;
2) повышения эффективности оказания первичной медико-санитарной, специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
3) формирования мотивации на ведение здорового образа жизни у населения Орловской области;
4) развития системы комплексной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при различных заболеваниях, включая социально значимые, за счет привлечения представителей частных структур.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ.- Москва.: Проспект, КноРус,2017,-608с.
2. Налоговый кодекс РФ.- Москва.:Эксмо, 2017,- 1136 с.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5. Закон Орловской области от 12.10.2011 года №1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах»
6. Концепция развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Орловской области на 2013 - 2020 годы от 1 апреля 2013 года №137
7. Андреева О.В., Свитгареева А.А., Волкова О.А. Государственно-частное партнерство в здравоохранении// Общественное здоровье и здравоохранение.- 2016.- № 8.- С. 61-68.
8. Безрукова Э.Р. ГЧП в сфере здравоохранения: основные препятствия в развитии концессий.-2017.-С.58-65
9. Гласова Е.С. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в России //Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016.- № 2 (4).- С. 11-13.
10. Гуселетова А.А. Особенности реализации проектов ГЧП вздравоохранении //Символ науки.-2016.-№12-1.-С.101-103
11. Казарян М.А. Модель оценки эффективности ГЧП в здравоохранении// Вопросы экономики.-2016.-№101.- С.40-55
12. Магомедалиева О.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.- 2015.-№ 4-1.-С. 223-232.
13. Санаев В.Г. Анализ рынка ГЧП проектов в сфере здравоохранения в РФ// Современная экономика: актуальные вопросы достижения и инновации сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. -2018.- С. 59-62.
14. Портал орловской области[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=3&op=8&in=11
[1]Закон Орловской области от 12.10.2011 года №1277-ОЗ «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах»
[2]Концепция развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Орловской области на 2013 - 2020 годы от 1 апреля 2013 года №137
[3]Портал орловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=3&op=8&in=11