Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).




Задание 1: Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Какую роль играет в этом тесте 1 предложение? (укажите роль педагога)

Тема:"Региональная лексика в творчестве Аксакова"

Основная мысль: Аксаков использует простонародную речь в своих произведениях и сам помогает ребёнку-читателю ознакомиться с ней.

Роль первого предложения в данном тексте даёт нам понять, что Аксаков выступает в своих произведениях педагогом, который даёт поззнание в региональной лексике и простонародной речи. Простота его написания очень помогает детям познавать мир с помощью созданных автором образов.

Размышления к использованию региональной лексики в произведениях С. Т. Аксакова

Своеобразие мастерства С. Т. Аксакова заключается в том, что образы, созданные им, кажутся «почти действительнее самой действительности» (Ф. М. Достоевский). Язык писателя обладает той простотой, которая свойственна лишь мастеру.  Способы использования региональной лексики в произведении С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука» осознаются в процессе осознания и понимания окружающего мира Сережей Багровым. Материальный мир, который ощущает и пытается осознать герой, прослеживается в его восклицании «Сколько новых предметов, сколько новых слов!», свидетельствующем о процессе постижения ребенком мира посредством слова.

Те фразы, которые еще не знакомы нашему герою, но на которые и автор хотел бы обратить внимание читателя, выделены авторским курсивом. Они-то (эти слова) поражают героя свежестью, меткостью смыслового выражения, являются свидетельством богатства русского языка: «Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой. Отношение С. Т. Аксакова к народной речи сродни В. И. Далю, который рекомендовал изучать и усваивать русскую речь народа… Введение в текст новых для героя слов сопровождается детальным описанием предмета или явления, с которым мальчик сталкивается впервые. Причем ис-­ пользование перифраз и других способов отражает наивно-непосредственное мировосприятие ребенка.

Толкование новых для героя слов через более понятное, уже известное выглядит следующим образом. «Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами». Но возможны пояснительные конструкции или авторский комментарий. Например: «По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются в брызги и белую пену».

Таким образом, познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.

Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).

При прочтении данного отрывка у меня возникает образ ребёнка, который при прочтении произведения соприкасается с миром, выстроенным Аксаковым. Он видит перед своими глазами Матрёну-запевалу, разноцветную гальку и играющие посреди Волги беляки.

С помощью введения в текст новых для героя слов, сопровождая их детальным описанием предмета или явления, автор помогает читателю вместе с героем произведения узнать значение того или иного слова, чем самым выступая в роли педагога.

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа!  …Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

…Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаковиспользует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профес­сионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.

Задание 3: Какие образы возникают у Вас при чтении второго отрывка? Составьте вопросный план по второму отрывку (4-5 вопросов) или составьте диалог (учитель-ученик).

После прочтения второго отрывка чётко видны все описанные Аксаковым красоты природы: стадо диких уток, следы недавно сбывшей воды, яровые хлеба и т.д.

В чём прояляется значение этнографической достоверности информации?

С помощью чего и как автор создаёт местный колорит?

Какова цель лексических диалектизмов?

Какова роль этнографических диалектизмов?

Каким образов Аксаков передаёт описание быта и образ жизни героев?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: