Норма для подростков и взрослых




Подростки и взрослые люди, если не находятся в момент обследования в клинике или на комиссии, могут относиться к заданиям на «Исключение предметов» недостаточно серьезно, расценивая их как «детские, легкие и т.д.». Естественно, выполнение задания не должно вызывать у них никаких трудностей. Небольшие неточности в формулировках не являются диагностическими.

3. При анализе обобщений, произведенных испытуемым, учитывается следующее:

План обобщений — наглядный или речевой

а) производит ли испытуемый обобщения в наглядном плане без речевых обобщений;

б) пользуется ли обобщениями в речи, владеет ли обобщающими словами;

в) дает ли развернутые обобщения в речи, способен ли объяснить свое решение в речевом плане;

г) способен ли видеть два возможных решения задачи (там, где они предусмотрены)

Уровень обобщений, максимальный для данного испытуемого, — на уровне какой из групп обобщений он справляется с заданием полностью, и на уровне какой группы частично (т.е. решает не все задания из данной группы или не во всех может дать обобщение на вербальном уровне)

а) группа I: испытуемый способен понять задание на простые обобщения;

б) группа II: испытуемый владеет стандартными обобщениями;

в) группа III: испытуемый способен к дифференцировке стандартных обобщений;

г) группа IV: испытуемый способен к самостоятельному анализу и поиску обобщающего признака и формулирует его в словесной форме;

д) группа V: испытуемый знаком с функциями различных предметов и способен к сложным речевым формулировкам и объяснениям;

Анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:

1) исключается одно слово/рисунок, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»; «лишняя куртка, потому что у нее капюшон, а у майки, свитера и пиджака — капюшона нет».

2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, «латентным», нередко парадоксальным признакам. Главным признаком для группировки становится признак, который не только не является существенным, но практически никогда не встречается в мышлении обычного человека; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле». Взрослый больной на карточке с изображением молока, хлеба, сыра, масла назвал лишним масло, так как «оно мажется и его можно намазать на что угодно».

Ошибки первого типа говорят о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа — об искажении процесса обобщения. Cнижение уровня обобщения свидетельствует либо о наличии интеллектуального дефекта разной степени выраженности, либо о деменции. Искажение уровня обобщения обычно встречается при шизофрении.

Анализируя особенности процесса обобщения у конкретного испытуемого, можно получить данные о таком диагностически важном нарушении мышления, как разноплановость. Разноплановость наблюдается в основном у взрослых больных шизофренией, но может встречаться у детей и подростков. В этом случае наблюдается неравномерность при выполнении операции обобщения. Мы видим, как больной наряду со стандартными обобщениями делает также обобщения и по конкретным, и по латентным признакам.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.

Особенности ответов в различных нозологических группах:

— при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;

— при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;

— при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.

Материал, полученный при выполнении испытуемыми заданий по методике «Исключение предметов», дает чрезвычайно важную информацию для диагностики интеллектуального развития ребенка и уровня интеллекта взрослого человека. Полученные результаты сопоставляются с результатами выполнения других психологических методик. Наиболее близкой по направленности является методика «Классификация предметов» (Рубинштейн, 1970), где также исследуется уровень обобщений. Поскольку эта методика достаточно трудоемка, требует много времени для выполнения, а также хорошей работоспособности испытуемых, ее редко предлагают детям. Другое дело, если необходимо исследовать именно особенности процесса обобщения у больного, например, с шизофреническим процессом. В этом случае целесообразно использовать обе методики и сопоставить полученные результаты. Для оценки уровня интеллектуального развития применения одной методики «Исключение предметов» или одной классификации — недостаточно. Представления об уровне обобщений обязательно должны быть дополнены результатами выполнения методик на выделение существенных признаков, на понимание смысла картинок и рассказов, ориентировку в окружающем и др. Только на основании анализа всех этих результатов могут делаться выводы о снижении интеллекта у ребенка или взрослого или наличии патологии мышления.

Литература:

Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009.

Психологический практикум «Мышление и речь»: учебно-методическое пособие / сост.: А.А. Маленов, А.Ю. Маленова. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.

Исключение лишнего // Альманах психологических тестов / Под ред. Р.Р. Римского. М., 1995, С.143-152.

Сборник психологических тестов: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова. Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.


Стимульный материал для методики «Исключение лишнего» (предметный вариант)

   
   
   
   
   
   
   
   
17  
   
   
   
   
   

Контрольные вопросы:

1. Раскройте смысл основных мыслительных операций человека, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.

2. Как связаны между собой операционные и содержательные компоненты мышления?

3. С помощью каких методов и методик можно изучать мыслительные операции?

4. Какие особенности испытуемого следует учитывать при анализе уровня развития мыслительных операций?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: