Глава 2. Организация и методы исследования




2.1 Методологические принципы исследования

 

Методологическую основу исследования составляют принципы отечественной психолого-педагогической науки, разработанные в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и других. А так же принципы современной отечественной педагогической и детской психологии, разработанные в исследованиях Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, В.В.Давыдова, В.С.Мухиной и других:

- системность;

- комплексность;

- целостность;

Исследования опирались на накопленный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к школьному обучению как в отечественной (Л.И. Божович, А.Р. Лурия, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, Л.А. Ясюкова и др.), так и в зарубежной психологии (Я. Йирасек, Л. Бендер и других).

 

2.2 Характеристика выборки исследования

 

Исследования проводились на базе МОУ «Всеволожский ЦО» (дошкольное отделение). Объектом исследования послужили дети двух подготовительных групп обоих полов в возрасте 6 – 6,5 лет в количестве 55 человек.

Первая группа исследуемых – подготовительная группа общеразвивающей направленности № 5 «Подсолнушки» в количестве 28 человек, из них 10 мальчиков и 18 девочек. Большинство детей данной группы посещают детский сад с трехлетнего возраста, адаптационный период проходил без особенностей. С 1 сентября 2016 года двое детей поступили в 1 класс школы в возрасте 6,5 лет, 1 ребенок выбыл по причине переезда на новое место жительства и четверо детей с диагнозом ОНР и дизартрией перешли в группу № 7 «Затейники» комбинированной направленности. На освободившиеся 7 мест были переведены трое детей из группы №7 «Затейники», не имеющих нарушений в речевом развитии; четверо детей соответствующего возраста по заявлению родителей были переведены из средней группы сразу в подготовительную.

Вторая группа исследуемых – подготовительная группа комбинированной направленности для детей с ТНР и общеразвивающей направленности № 7 «Затейники» в количестве 27 человек, из них 12 мальчиков и 15 девочек.

Данная группа до сентября 2016 года существовала как группа общеразвивающей направленности, а с 1 сентября 2016 года решили сделать ее комбинированной направленности для детей с ТНР и общеразвивающей направленности. В связи с этим, больше половины детей остались в этой группе, как и прежде, четверо детей с ОНР и дизартрией были переведены из группы № 5 «Подсолнушки». И наоборот, трое детей из группы №7 «Затейники», не имеющих нарушений в речевом развитии, были переведены в группу общеразвивающей направленности № 5 «Подсолнушки».

Во второй группе присутствуют дети с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровня в комплексе с дизартрией и стертой дизартрией в количестве 12 человек, из них 3 мальчика и 9 девочек. Один из мальчиков имеет диагноз ОНР 1 уровня в комплексе со стертой дизартрией.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данной категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности;

- внимание неустойчивое, трудности включения, переключения и распределения внимания;

- нарушения всех свойств памяти;

- отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Была выдвинута гипотеза о различиях в уровне интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению между детьми первой и второй группы.

Исследования проводились в каждой подготовительной группе отдельно как в групповой, так и в индивидуальной форме.

 

2.3 Методы и методики исследования

 

Изучив литературные источники, рекомендации практикующих психологов и научные работы ведущих отечественных психологов в области детской психологии, для диагностики интеллектуальной и личностной готовности к школе детей 6-7 лет были выбраны следующие методики:

1.Для определения уровня личностной готовности дошкольников к обучению в школе:

А)Экспериментальная беседа для определения «внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной, включающая вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.

Беседа состоит из 12 вопросов, ключевыми из которых являются 2-8 и 10-12. Вопросы 3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Вопрос № 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Ответы на вопросы 10-12 дают представление о желании или нежелании учиться.

Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) «внутренней позиции школьника». В неясных случаях ставится знак +/-.

Б) Определение мотивов учения М.Р. Гинзбург. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Индивидуальная форма проведения. Экспериментатор зачитывает ребенку рассказ о беседе шести школьников между собой и показывает картинки, предлагая по окончании рассказа ответить на три вопроса. Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, необходимо задать контрольный вопрос.

Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Для отслеживания результативности процесса формирования учебной мотивации целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

а) Внешний – 0 баллов;

б) Учебный – 5 баллов;

в) Игровой – 1 балл;

г) Позиционный – 3 балла;

д) Социальный – 4 балла;

е) Получение отметки – 2 балла.

Количественный:

I уровень – очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов (13-15 баллов);

II уровень – высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотива (10-12 баллов);

III уровень – нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов (7-9 баллов);

IV уровень – сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов (4-6 баллов);

V уровень – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива (0-3 балла).

 

Качественный:

Внешний – собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению;

Учебный – ребенку нравится учиться, нравится посещать школу;

Игровой – в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми;

Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых;

Социальный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители;

Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

2. Для определения уровня интеллектуальной готовности детей к обучению в школе были выбраны следующие методики:

А) Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека, являющийся модификацией теста А.Керна. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест проводился в групповой форме и состоял из трех заданий: рисование мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Каждое задание оценивается по пятибалльной системе. После оценки каждого задания все баллы суммируются:

3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе;

7-11 баллов – средний уровень готовности к школе;

12-15 баллов – низкий уровень готовности (ниже нормы).

Вторая часть ориентационного теста – вербальная. Проводится индивидуально с каждым ребенком, состоит из 20 вопросов. После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа – плюс 24 и более (высокий);

2 группа – плюс 14 до 23 (выше среднего);

3 группа – от 0 до 13 (средний);

4 группа – от -1 до -10 (ниже среднего);

5 группа – менее -1 (низкий)

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от +24 до +13, считаются готовыми к школьному обучению.

Б) Проективная методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка; изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, исследования мелкой моторики рук.

Данная методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Форма проведения – групповая.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых – тренировочный. В основных трех узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров. Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который колеблется от 0 до 16 баллов:

0-2 балла – низкий уровень;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий.

В) Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой. Включает в себя набор методик для определения наличия навыков детей, необходимых для успешного обучения в школе, таких как:

- динамические ресурсы умственной деятельности ребенка (темп протекания психических процессов, скорость вхождения в новую деятельность, продолжительность периода работоспособности);

- особенности саморегуляции умственной деятельности ребенка (наличие или отсутствие произвольности, устойчивость-неустойчивость внимания, способность к переключению внимания, скорость переключения на другую деятельность);

- показатели зрительно-моторной координации (развитость связки «глаз-рука», важна для успешности обучения письму, трудовым и двигательным навыкам);

- достигнутый уровень интеллектуального развития (зачатки умений оперировать в мышлении отвлеченными понятиями, использовать операции анализа и синтеза в речевой и зрительной формах, способность абстрагироваться);

- способность ребенка успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Исследование проводится в два этапа.

Первый этап – групповой (Тест Тулуз-Пьерона и тест Бендер). С помощью теста Тулуз-Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность. Тест Бендер позволяет определить уровень зрительно-моторной координации детей.

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Бурдоном еще в 1895 году. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени.

Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы (два - на бланках для дошкольников и учащихся 1-2 классов). В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время работы с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую строчку до конца или нет.

К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого, даже существенные речевые и слуховые дефекты не влияют на результативность его выполнения. Задания простые, решаются наглядно, посредством сравнения с образцами. По своему характеру работа с тестом - монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения внимания и волевого усилия.

Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

1) Общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки);

2) Количество ошибок.

За ошибку считается: неверная обработка (когда внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне - зачеркнут), любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан). Соответствующие две цифры проставляются справа против каждой строчки и затем переносятся в соответствующую таблицу на Бланке фиксации результатов.

Утомляемость, врабатываемость, а также цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию количества обработанных знаков в строчке и по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректурных пробах).

Основные расчетные показатели:


n- число рабочих строчек; х1 - количество обработанных знаков в строке. Таким образом, общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строчек.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания):


V - скорость;

α - среднее количество ошибок в строке;

n - количество рабочих строчек;

у1: - количество ошибок в строке.

Таким образом, находится отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

Интерпретация результатов

Основным показателем является коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характеризующий развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации. Именно этот показатель (К) необходимо анализировать в первую очередь, сравнивая полученное числовое значение с нормативами.

Если расчетное значение показателя точности выполнения теста попадает в зону патологии (или находится на границе с зоной слабого уровня выраженности), то в этом случае необходимо обязательно направить ребенка к невропатологу. Если расчетный показатель оказывается в зоне слабого развития точности внимания, то необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона.

Второй этап – индивидуальное собеседование ребенка с педагогом. Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной и словесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении, как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.

Задание теста Бендера заключается в копировании нескольких разнообразных рисунков. Время не ограничивается.

Анализ теста Бендер носит качественный характер. Плохую зрительно-моторную координацию выдает рисунок, выполненный ребенком без детального анализа изображения образца, когда не соблюдаются основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и пересечения линий), количество кружков не соответствует образцу, пропущены некоторые элементы, имеются существенные перекосы изображения.

Индивидуальный этап исследования по методике Л.А. Ясюковой включает в себя 8 тестовых заданий:

1. Кратковременная речевая память

2. Кратковременная зрительная память

3. Интуитивный речевой анализ-синтез

4. Речевые аналогии

5. Произвольное владение речью

5.1 исправление семантически неверных фраз

5.2 восстановление предложений

5.3 завершение предложений

6. Интуитивный визуальный анализ-синтез

7. Визуальные аналогии

8. Абстрактное мышление

Для проведения исследования был подготовлен наглядный материал достаточного размера с четким изображением.

За каждое задание начисляется определенное количество баллов. В конце исследования подсчитывается общее количество баллов по результатам всех заданий.

Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7-летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл. Высокий суммарный результат для дошкольника — более 26 баллов, низкий — менее 15 баллов. Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8-м заданиях набирает по 2–3 балла, в 5-м задании — 5–6 баллов, а в 7-м — только 2 балла.

Высокий уровень – 27-57 баллов

Средний (норма) – 21-26 баллов

Ниже среднего – 15-20 баллов

Низкий уровень – 0-14 баллов

С основной массой детей из обеих групп мы знакомы с 4-5 летнего возраста, потому можно сказать, что уникальность нашего исследования заключается в том, что помимо опросников и методик, использовался метод наблюдения в течение нескольких лет за исследуемыми детьми.

 

2.4 Методы математико-статистической обработки

 

Для анализа первичных данных результатов исследования по вышеперечисленным методикам рассматривались средние арифметические значения и их корреляционные связи.

Все расчеты производились в программе Viewer IBM SPSS Statistics версия 20. В процессе проведения исследования вычислялись средние значения показателей, соответствующие квадратичные отклонения, проверка выборок на нормальное распределение с применением критерия Колмогорова-Смирнова для оценки степени близости выборочных значений к теоретическому распределению, в зависимости от нормальности распределения определялась достоверность различий показателей в рассматриваемых группах по t-критерию Стьюдента или U-критерию Манна Уитни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: