ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ




ОКОНЧАНИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ЛЕКЦИИ

По Межкультурному взаимодействию.

Продолжение пункта 1 лекции 2. «Основные аспекты и стороны общения»

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

Общение всегда определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии человека. Восприятие – это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Это непросто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения. Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

Понимание в процессе общения происходит на основе определенных психологических механизмов восприятия:

· идентификация,

· стереотипизация,

· эмпатия,

· аттракция;

· рефлексия;

· каузальная атрибуция.

Идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на его место. Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы, восприятие партнера на основе некого стереотипа. Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотип основывается на явлении генерализации. Генерализация — (от лат. generalis «общий, родовой») — сверхобобщение на основе распространения черт отдельно взятых людей на весь социум в целом (например, распространение сдержанности как черты характера отдельного англичанина на всех англичан).

Любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность к группе людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку; способность поставить себя на его место, разделить и понять его переживания, чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека как в процессе прямого и опосредованного общения, так и на расстоянии, без какого-либо контакта с этим человеком.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека на основе формирования устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание здесь возникает благодаря формированию привязанности к человеку. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представить, как он воспринимается партнерами по общению. Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.

Каузальная атрибуция – 1. механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выявлению причин поведения субъекта). Это приписывание социальным объектам (человеку или группе) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». 2. Суждение о причинах поведения, чуждого для своей культуры.

Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Оценивая других, люди исходят из собственных представлений о красоте, уровня своего интеллекта, нравственного воспитания. Что ведет к субъективной оценке и неверному восприятию.

Фундаментальная ошибка атрибууции (атрибуций) — заключается в том, что человек склонен объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).

Для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот. Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно». Причиной блестящей сдачи экзаменов сокурсником указывают «он всю ночь не спал, хорошо подготовился» или «ему повезло с экзаменационным билетом», а причиной собственного успеха считают высокие умственные способности или хорошее знание предмета.

Сложности процесса восприятия связаны со следующими факторами:

1) Способность человека к обработке информации не беспредельна.

2) Фрагментарность и неполнота информации о деловом партнере

3) Пристрастность, т.е. человек примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

4) Ошибочные заключения, когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

5) Сознательное искажение сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим. Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.

6) Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, и может привести к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: