«Радость труда - могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок
Должен пережить это благородное чувство».
В.А. Сухомлинский.
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством для формирования культуры межличностных отношений.
«Содержание образовательной области труд» согласно Федеральным государственным требованиям направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Во время проведения НОД я решаю ряд задач - вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений и навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве.
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, природным и бросовым материалом.
Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу: можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно: пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать.
|
Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, корой и др., - дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, стремление к качественному выполнению задуманного. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом «вперед иголку»).
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность, видит результат, сопоставить его с образцом, оценить качество поделки. Возможность изготовить предмет своими руками привлекает детей. Эта способность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, настойчивости в процессе деятельности. Но выбирая методы организации труда и его содержания необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т.д.).
|
Я ставлю перед собой цель - развивать у детей художественный вкус, пробудить фантазию, преподнося ребятам, первые в их жизни уроки творческого труда, прививаю навыки работы, приучаю к терпению и упорству, развиваю воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности, формирую стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, стараюсь дарить счастье творчества, которое позволяет каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом и поэтому считаю эту тему главной и актуальной.
В своей работе я использую программы:
- «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой);
- Л.В.Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»;
- «Сделаем это сами» К.Лубковская, И.Згрыкова;
- Составила перспективный план по ручному труду.
Содержание занятий включает в себя:
Оригами- работа с бумагой.
Работа с тканью - лоскутная техника.
Аппликация плоская и объемная.
Работа с нитками - вышивание, изготовление игрушек из ниток.
Работа с бросовым материалом – изготовление игрушек.
Работа с природным материалом – изготовление игрушек, композиции из живых цветов и злаков, из сухостоя, искусственных цветов, создание настенных панно.
На занятиях, в индивидуальной работе я использую загадки, пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, чтобы повысить интерес ребенка к труду, сделать физический труд ценным и для умственного развития. Изучив навыки и умения своих детей, я подбираю соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включаю рисование узоров на клетчатой бумаге. Подкрепляю обучение мастерству крылатыми выражениями: «Поспешай не торопясь», «поспешишь – людей насмешишь» - эти выражения помогают во время работы.
|
К праздникам, различным мероприятиям мы в группе с детьми устраиваем выставки поделок, приглашаем родителей. В день добра, который проходил у нас в детском саду, мы изготовили поделки из природного и бросового материала и подарили ребятишкам младшей группы. Когда проходили мероприятия в поддержку ХХII Олимпийских зимних игр и ХI паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, мы с детьми смастерили шапочки – маски олимпийских талисманов из бумаги и в них занимались на утренней гимнастике. Ежегодно в нашем детском саду проходит «Неделя Кубанской культуры» и я со своими детьми принимаем активное участие в выставке «Кубань мастеровая». Создаем картины из теста, различных круп, из ниток, бумаги. К летнему периоду мы изготавливаем различные поделки для игр с водой, в этом мне помогают родители, они делают заготовки из пенопласта для лодочек, а мы с детьми их оформляем флажками. Из пластиковых бутылок мы мастерим красивых кукол с косичками, мальчики учатся заплетать, завязывать бантики. К новогодним праздникам мы украшаем свою группу красивыми елочками из бумаги, бутылок, шишек и самодельными игрушками из теста, пластиковой посуды, ткани. К рождеству дарим родным и близким маленьких ангелочков из бумаги.
В работе с детьми большую помощь оказывают мне родители, так как видят результат нашей с детьми работы. Вместе с детьми они заготавливают природный материал, с моря привозят ракушки, камешки, сушат различные растения, собирают бросовый материал – это сближает родителей и детей, и дает положительный результат моей работе.
Успешно решать вопросы трудового воспитания можно только при условии создания в детском коллективе атмосферы постоянной занятости. Этому должны способствовать четкая продуманная организация деятельности дошкольников в течение дня и пример взрослых.
«Ухаживание за комнатными растениями ».
(для детей 3-4 лет)
Программное содержание:
1.Коррекционно-образовательное.
Формировать первоначальное экологическое представление о комнатном растении.
Учить детей рыхлить почву у комнатного растения.
Учим детей доводить начатую работу до конца.
2. Коррекционно - развивающие.
Развивать внимание и сосредоточенность.
Развиваем мелкую моторику.
3.Коррекционно-воспитывающие.
Вызывать у детей положительные эмоции к работе.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал к занятию.
Влажные тряпочки, фартуки, стеки (палочки для рыхления), землю (для показа как рыхлить) и само растение.
Методика проведения.
Физ. Минутка:-«Раз -руки вверх махнем…» Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Дети садятся на стульчики полукругом на ковре.
А на столе у воспитателя стоит комнатное растение «пеларгония».
На отдельном столе лежат влажные тряпочки и палочки (стеки) для рыхления земли.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какое у нас растение, а сколько листочков (показываю) и ствол есть (показываю). Это комнатное растение! И называется оно «Пеларгония».
Воспитатель: Ребята, подойдите сюда? (дети подходят). Покажите, где у нашего комнатного растения листочки? (дети показывают), а где ствол? (показывают). Молодцы.
Воспитатель: У нашего растения, гладкие, овальные, зеленые листочки. Давайте вспомним, как мы их протираем?
Воспитатель: Положим листок на ладошку, возьмем влажную нашу тряпочку и будем протирать наш листок (показываю).
Воспитатель: Ребята, давайте наденем наши фартуки.
Воспитатель: Теперь возьмите свои тряпочки, и мне покажите, как вы будете протирать своё растение? (показывают) Молодцы.
Воспитатель: Ребята! А пыль с листочков вытираем, как вы думаете для чего?
(дети отвечают – если кто может говорить).
Воспитатель: Да, ребята правильно оно должно дышать и расти.
(положите тряпочки на место и садитесь).
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, кто-то к нам стучится?(идем открывать).
(входит петрушка неся в руках цветок).
Петрушка: Ребята помогите мне, пожалуйста, взрыхлить землю у моего цветка? Я ведь не знаю, как это делать правильно?
Воспитатель: Петрушку мы тебя с ребятами научим, как нужно ухаживать за растением! Да ребята!
Дети: Да.
Воспитатель: Ты, Петрушка вовремя пришёл - мы с ребятами хотели тоже свои растения рыхлить, и у нас есть стеки (палочки для этого). А у тебя есть?
Петрушка: А, что это такое - стеки?
Воспитатель: Стеки – это такие палочки (показываю), чтоб можно рыхлить землю у растения не повреждая корней.
Петрушка: Ясно. А вы мне дадите такую палочку?
Воспитатель: Да, Петрушка, дадим и ещё покажем, как нужно с ней обращаться. Да ребята!
Дети: Да.
Воспитатель: Садись, Петрушка и смотри за нами.
Воспитатель: Вот у меня есть стек (показываю), и есть просто земля (показываю), я слегка начинаю рыхлить землю (показываю). А теперь, вы покажите, как будете рыхлить землю (дети подходят по одному к воспитателю и показывают). Молодцы, получается у вас.
Воспитатель: А, теперь подойдем к нашим комнатным растениям, и тихонько начинают рыхлить землю.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете? Мы с вами землю у нашего растения взрыхлили, (да) листочки протерли, (да).
Воспитатель: А, что осталось сделать?
Дети: (кто может говорить - говорит). Полить!
Воспитатель: Да, молодцы - осталось нам полить. Я возьму лейку и полью наше растение. Много воды нельзя лить, то наше растение погибнет. Нужно лить чуть-чуть. Вот как я полила.
Воспитатель: А, на следующем занятии мы с вами научимся поливать комнатное растение.
Воспитатель: Петрушка, ты тоже приходи дальше учиться ухаживать за растением своим, поливать.
Петрушка: Хорошо!
Воспитатель: Петрушка, ты научился, как нужно рыхлить землю?
Петрушка: Да, я уже знаю, как нужно рыхлить землю и чем.
Петрушка: Хвалит детей за помощь. И дарит им – лейку. Чтоб они могли поливать цветы в группе. И уходит.
Воспитатель: Мне, очень понравилось, как вы сегодня работали! А вам понравилось? (дети кто может говорить - говорит- Да).
Воспитатель: А, я ребята вам хочу прочитать стих про наше растение:-
«Чтоб растение росло,
Нужен нам уход за ним,
Землю мы взрыхлить сумели,
Пыль с листочков протирали,
Мы учиться не ленились,
Всё трудились и трудились.
авторское сочинение Воробьёва. Л.А.
Воспитатель: Понравился вам стих?
Дети: (машут головой.) Да.
Воспитатель: Хорошо ребята! – теперь убираем свои рабочие места (уборка своих мест).
Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.
В этой группе расширяется круг трудовых обязанностей. Детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы.
Дети подготовительной группы имеют уже значительный чувственный опыт, четкие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь ведется работа по совершенствованию навыков работы в уголке природы.
Дети шестилетнего возраста должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений уголка природы. Характерно, что они стремятся сделать это путем обследования внешнего вида растений: рассматривают его, осторожно дотрагиваются до листьев, стебля, бутонов. Очень важно учесть это обстоятельство при внесении в группу нового растения. Педагог должен назвать его, подробно рассмотреть с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказать о специфических особенностях ухода за ним. Дети относятся к работе более ответственно и осознанно.