Зачетные требования и обязанности студентов




ЛЕКЦИЯ 1.5. Основные положения организации физического воспитания в вузе

 

Вся работа по физическому воспитанию в вузах строится на основе учебной программы курса физического воспитания для высших учебных заведений. Ответственность за организацию и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Основными задачами физического воспитания в вузе являются:

- оздоровительная и развивающая (укрепление здоровья, гармонического развития тела, обеспечение физической работоспособности);

- образовательная (приобретение необходимого объема знаний в области физической культуры для обеспечения жизненного благополучия, обучение необходимым двигательным навыкам, овладение научно-практическими основами физической культуры и здорового образа жизни);

- воспитательная (формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в занятиях, физического самосовершенствования).

Учебный материал по физической культуре состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед на практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы. Лекционный курс в объеме 36 часов рассчитан на I – III курсы.

Практические занятия по физическому воспитанию со студентами строятся с учетом их физического развития, состояния здоровья и интересов.

Для проведения практических занятий в начале учебного года студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение студентов по учебным группам осуществляется с учетом их здоровья, физического развития, спортивной подготовленности и интересов.

В основное учебное отделение зачисляются студенты без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при хорошем или удовлетворительном физическом развитии и подготовленности.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом функциональных возможностей и характера заболеваний студентов.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной классификации, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Студенты основного и специального учебных отделений посещают по 2 занятия физвоспитания в неделю, продолжительностью 90 минут каждое

В спортивном учебном отделении занятия проводятся 3–6 раз в неделю в зависимости от уровня подготовленности.

Зачетные требования и обязанности студентов

Программой по физическому воспитанию предусмотрено получение студентами зачетов. При проведении зачета учитывается сдача студентом контрольных нормативов, в ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретическим материалом. Учитывается также посещаемость учебных занятий.

 

К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т. е. выполнившие запланированные контрольные нормативы и упражнения.

Сроки выполнения контрольных упражнений и нормативов определяются учебной частью и кафедры университета.

К выполнению контрольных нормативов и зачетных требований допускаются студенты, регулярно посещающие занятия. Отметка о выполнении зачетных требований вносится в зачетную книжку студента в конце каждого семестра.

В том случае, если отдельные студенты в предыдущем семестре по показанным в соревнованиях результатам выполнили контрольные упражнения и нормативы, запланированные на следующий семестр, то они не освобождаются от посещения учебных занятий в целях сохранения и повышения уровня своей физической и спортивной подготовки.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

- систематически посещать занятия (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

- повышать свою физическую подготовку, выполнять требования и зачетные нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

- выполнять контрольные упражнения и нормативы в установленные сроки; соблюдать рациональный режим учебы, отдыха и питания;

регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателей;

- активно участвовать в массовых оздоровительных, факультативных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

- проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

- иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и обувь, соответствующие виду занятий, и соблюдать правила техники безопасности.

 

6. Производственная физическая культура, ее цель и задачи

 

Производственная физическая культура (ПФК) – это система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

Задачи ПФК: -

-подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

-активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

-заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

-профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Методические основы ПФК. Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки, умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов.

ФОРМЫПФК:

- в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной физической подготовки;

- в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах. При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. необходимо учитывать такие факторы, как:

рабочая поза,

разнообразие рабочих движений,

загруженность отдельных функциональных систем.

Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, для повышения общей и профессиональной работоспособности, а также с целью профилактики и восстановления. Формы производственной гимнастики: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха. При построении комплексов упражнений необходимо учитывать: рабочую позу, положение туловища; рабочие движения; характер трудовой деятельности; степень и характер усталости по субъективным показателям; возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики; санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

Вводная гимнастика проводится до начала работы и состоит из 5-8 упражнений продолжительностью 5-7 мин. Цель вводной гимнастики – активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

Физкультурная пауза проводится с целью дать отдых, предупредить или ослабить утомление. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых в течение 5-10 мин. Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности. При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная минутка – это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится с целью локального воздействия на утомленную группу мышц, состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз – ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: