Исторические типы демократии




 

1. Основой социальной организации первобытной демократии были родовая община и союз нескольких родов - племя. Высшим органом самоуправления рода являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники, имевшие равное право голоса.

2Античная (полисная) демократия, существовавшая в античном мире, прежде всего в Древней Греции и Древнем Риме. Это была прямая демократия, т. е. как форма управления государственными и общественными делами, в котором участвовало все взрослое население данной территории, за исключением рабов.

3Другим историческим типом политической демократии явилась феодально-сословная демократия. Она была вызвана к жизни новым по сравнению с античным миром экономическим и социально-политическим строем - феодализмом. Этот период в истории человечества принято называть Средневековьем. Эпоха Средневековья характеризовалась сначала феодальной политической раздробленностью, а затем складыванием централизованных национальных государств и установлением неограниченной власти монархов.

4. Буржуазная политическая демократия (либеральная и коллективистская), которая характеризуется следующим:

+- во-первых: было провозглашено политическое равенство всех граждан перед законом и определены гарантии соблюдения этого равенства, обеспечения реального использования каждым гражданином предоставленных ему политических прав и свобод. Политические преимущества прежних высших сословий феодального общества были ликвидированы;

 

13. Основные черты политических режимов тоталитарного и авторитарного типа.

 

Сущностью тоталитаризма является стремление власти к полному контролю над личностью, всеми формами ее жизнедеятельности. Это достигается посредством преобразования общественно-политической системы на основе социальной утопии, идеологии, не оставляющей места для индивидуальной свободы.

а) концентрация всей власти в лице лидера харизматического типа – вождя, которому приписываются сверхъестественные способности («культ личности»);

б) опора вождя на возглавляемую им единую и единственную массовую политическую партию, которая срастается с государственным аппаратом;

в) единая официальная обязательная для всех идеология утопического типа (т. е. ставящая перед обществом невыполнимые мифические задачи);

г) монополия власти на средства массовой информации, что создает возможность тотального манипулирования общественным сознанием на основе официальной идеологии. Отсюда – борьба со всякого рода инакомыслием, культивирование «образа врага»;

д) милитаризация государства, его монополия на все средства вооруженной борьбы, которая является главным способом разрешения противоречий как во внутренней (террор, концентрационные лагеря), так и во внешней политике (войны);

е) система полицейского контроля и управления экономикой (жесткое государственное планирование, госконтроль, командно-административная система по принципу: приказ – выполнение);

ж) страх и слепая вера масс как главный ресурс тоталитарного управления. Всякое общественное движение, возникшее первоначально как самодеятельность масс, ангажируется (т. е. ставится в прямую зависимость) государством («огосударствление» профсоюзов, комсомола и т. п.). Слепая вера и страх перед всесилием государства дает возможность этому последнему опираться на общественно-политическое движение (ОПД), находить в нем весьма прочную социальную основу на более или менее длительное время.

 

Авторитарный режим, или автократия, – это система политического самовластия, личной диктатуры или группового господства. Авторитарный режим предполагает концентрацию исполнительной, а зачастую и законодательной власти в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле над государственной политикой.

 

– государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. Имеются определенные возможности для выражения и представления социальных интересов, признается право на автономное самовыражение различных групп общества;


– политическая власть сконцентрирована в руках одного человека, группы или одного органа государств. В случае концентрации власти в руках харизматического лидера могут проявляться вождистские тенденции, культ личности. Однако этот культ не достигает сакральных форм выражения и не требует постоянной демонстрации преданности этой личности со стороны населения;


– в обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльные к правящей элите, но занимающие ряд самостоятельных позиций. Различные общественные силы могут придерживаться не совпадающих мировоззренческих установок;


– допускается "политический плюрализм". Наряду с правящей партией могут действовать и оппозиционные партии. Однако государственная власть стремится всячески сузить возможности для действия оппозиции и не допустить ее участия в политической жизни общества;

 

 

14. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима: особенности и характерные черты, ведущие мыслители.

 

Политические учения Античности (эпохи Древней Греции и Древнего Рима) развивались в рамках философско-этической концепции государства, наиболее яркими представителями которой являлись Платон, Аристотель.

Мыслители Древней Греции и Древнего Рима трактовали государство философски: государство - высочайшее воплощение разума.

Озабоченные проблемой “лучшей жизни” людей, мыслители этого периода пытаются разрешить ее с помощью создания модели государства, олицетворявшего разум.

Политическое учение Платона (427-347 до н.э.) представляет собой попытку создать модель идеального государства. Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего для того, чтобы спасти бессмертную душу человека.

Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм. Он описывает несовершенные формы государства: тимократию, олигархию и демократию, называя последнюю главной бедой политики.

Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, портятся нравы, изгоняется всякое благоразумие, водворяются наглость, своеволие, бесстыдство

С именем Аристотеля (384-322 до н.э.) связано зарождение политической науки как отдельной дисциплины.

Государство существует, по его мнению, ради “лучшей жизни граждан”. Только внутри этого общества-государства люди смогут процветать, ибо оно - воплощение справедливости и права, выражение общего интереса граждан.

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима имела определен­ные недостатки. Идея неумолимой судьбы, требующей смирения, пронизывала всю политическую мысль этого периода. Ее рационализм был очень ограниченным и присущ только небольшой элите античного общества.

 

15. Политические учения Средневековья. Особенности и характерные черты, ведущие мыслители

В Средние века в европейской политической мысли господствующим было христианство. Влияние его было противоречивым, как и само христианское учение.

Оно санкционировало существующий строй, способствовало торжеству мистики, иррационального в сознании людей. Но христианство также выдвинуло ряд новых идей, главная из которых - отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской. Это означало, что личность уже не принадлежит всецело государству,

Политические учения Средневековья основывались на религиозной концепции. Виднейшими представителями христианской политической теории являлись Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274). В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм сочетались с реализмом и умеренностью. Аврелий Августин, в отличие от Платона и Аристотеля, соединил концепцию “лучшей жизни” (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека.

Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь, как он это называл, “град земной” - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество.

Августин разделял некоторые представления античных мыслителей о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены у него божественной волей. К формам государства Августин относился достаточно безразлично. Он повторяет деление на “правильные” и “неправильные” формы. К “неправильным” он относил тиранию, демократию, аристократию. Что касается “правильных” форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека.

В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального порядка, правителем которого является Бог. Цель государства - сохранение порядка и гражданского мира. Согласно Аквинату власть имеет божественный характер, но, оттеняя человеческий аспект в приобретении и пользовании властью, он утверждает, что как приобретение, так и пользование властью могут оказаться противными божественной воле.

 

16. Политические учения эпохи Возрождения. Особенности и характерные черты, ведущие мыслители.

К эпохе Возрождения принято относить период между началом 14 века и первой половиной 17. Новое время начинается сразу же после нее.

Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека

Сравнение эпохи Возрождения и эпохи Нового времени может быть осуществлено по разным критериям, но чаще всего исследователи сопоставляют данные периоды развития человечества по основным особенностям философской мысли. Распространение гуманитарных знаний, развитие культуры, экономики и общества в Европе способствовало тому, что именно философская мысль становилась одним из главных признаков того или иного периода развития государств. Поэтому мы будем сопоставлять именно ее особенности применительно к эпохе Возрождения и Нового времени.

Эпоха Возрождения часто рассматривается как переходный период между Средневековьем и Новым временем с точки зрения подходов ученых и богословов к пониманию роли человека в мире. В философской мысли соответствующего периода развития европейской культуры центральное место принадлежит Богу и человеку. Значительное внимание ученых и мыслителей эпохи Возрождения уделено изучению вопросов сущности человека, его творчества, участия в жизни государства и общества.

В Средние века считалось, что творить дано Богу, и это не является прерогативой человека. В эпоху Возрождения взгляды мыслителей дополнились концепциями, предполагающими рассмотрение также и человека в качестве субъекта творчества. В философских подходах соответствующего периода преобладали идеи о том, что людям должна быть отведена значимая роль в развитии культуры, политики, в совершенствовании инфраструктуры и техники.

В философии эпохи Возрождения важное место занимает аспект эстетики. В Средневековье красота и изящество рассматривались как божественные явления. Считалось, что человек не вправе активно создавать их. Но в эпоху Возрождения взгляды философов и общества дополнились иными концепциями. Человек стал рассматриваться как самоценный субъект красоты и изящества, как носитель высоконравственных принципов.

Таким образом, основой развития общества эпохи Возрождения стало саморазвитие человека, реализация его потенциала — в аспекте науки, техники, организации самоуправления.

 

17. Политические учения Нового времени. Особенности и характерные черты, ведущие мыслители.

 

Отличительной особенностью политических идей Нового времени было стремление заменить традиционные исследования Библии и обширной религиозной литературы, накопленной в период Средневековья, изучением человеческих качеств и взаимоотношений между людьми, на которых, собственно, и строятся общество и государство. По-новому, через призму человеческих (гуманистических) отношений были рассмотрены труды ученых Древнего мира. Такое направление в общественных науках получило название гуманизма

Одним из первых исследователей политики в Новое время был Н. Макиавелли

Государство Макиавелли определял как отношение между правительством и гражданами

С него начинается новая эпоха политического мышления, которое стремится обособиться от других форм познания, и, прежде всего, от теологических представлений.

по- новому поставлены вопросы государства и права. Они начали рассматривать государство «человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (К. Маркс)

Макиавелли развивает и новые теоретические представления в политике. Он вводит один из ключевых терминов политической науки — 81а(о (государство), который означает уже не просто общество, как это было принято со времени Античности, а политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующей организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Возможное историческое различие конкретных политических форм он выводит из соотношения борющихся в обществе сил — знати и простого народа. Но его идеалом все же остается республика, основанная на свободе и добрых обычаях.

Особое внимание Макиавелли уделял обеспечению законности. Спокойствие в государстве прямо зависит от нерушимости законов. Такое спокойствие должно поддерживаться хорошо организованным войском.
Религию Макиавелли считал не силой, доминирующей над государством, а наоборот, одним из средств управления обществом, подчиненным интересам государства. Христианская доктрина должна служить прославлению и защите отечества.

Особенности и характерные черты этого периода: обоснование необходимости разделения властей; характеристика правового государстваформирование концепции прав человека и гражданина.

Жан-Жак Руссо Верховенство (суверенитет) народа должно проявляться также в том, полагал Руссо, что он не считает себя связанным законами и в любой момент может изменить их и отстранить от власти правительство. При такой системе власти форма государства (управляет один, немногие или большинство) не имеет большого значения.

Иммануил Кант Гражданин в этом государстве, считал Кант, должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.

Стать моральной личностью, гражданином, по Канту, человек может в том случае, если он вырос до понимания своей ответственности перед обществом.

 

К Новому времени принято относить период, начавшийся почти сразу после эпохи Возрождения — с середины 17 века — и продолжавшийся до начала 20 века.

Одним из тех мыслителей эпохи Нового времени, благодаря которым произошла эволюция философских идей в соответствующий период, стал Рене Декарт. Он является автором учения, оказавшего исключительно большое влияние на развитие культуры и общества Европы периода Нового времени. Одна из его самых известных книг — «Рассуждение о методе» — была написана в 1637 году, в самом начале рассматриваемой эпохи.

Философия, по Декарту, должна соответствовать критериям истины, быть обоснованной — даже для критиков и скептиков. «Я мыслю, значит, существую» — фраза, которая принадлежит Декарту. Таким образом, человек эпохи Нового времени — это субъект мыслящий, разумный. Основой его мышления должны быть, как посчитал Декарт, самые элементарные идеи, формирующиеся, как правило, интуитивно и достаточно легко обнаруживающиеся в сознании человека. Затем, на основе простых идей, в процессе дедукции уже могут выводиться более сложные концепции. Которые, в свою очередь, должны быть проверены на практике, с жизненным опытом, экспериментально.

С Новым временем фактически совпадает эпоха Просвещения. Одним из ее главных идеологических течений был рационализм. Вклад в развитие подобных концепций внесли Исаак Ньютон, Джон Локк и другие известные мыслители Нового времени. Человек рассматриваемой эпохи — это субъект не только творчества, но и рациональных принципов. Это человек не постулатов, но разумных доказательств.

Основой развития общества эпохи Нового времени стало совершенствование — благодаря рационализации и стремлению к разумному осмыслению вещей, принципов развития человека. Которое, в свою очередь, также способствовало дальнейшему научно-техническому прогрессу, развитию культуры, появлению новых перспективных идей реализации механизмов самоуправления и политической самоорганизации людей.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие эпохи Возрождения от эпохи Нового времени с точки зрения философской мысли в том, что в первом из рассматриваемых периодов человек признавался субъектом творчества и эстетики, чему он научился у Бога, который является творцом человека. В Новое время творческое и эстетическое начало человека дополнилось рациональным знанием, сущность которого изучил Рене Декарт.

Определив, в чем разница между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени с точки зрения их периодизации, а также особенностей философской мысли, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Эпоха Возрождения Эпоха Нового времени
Соответствует периоду с начала 14-го по первую половину 17 века Соответствует периоду с середины 17 столетия по начало 20-го
Человек — носитель творческого и эстетического начала Человек — носитель также рационального начала
Развитие общества — результат саморазвития человека Развитие общества — результат совершенствования подходов к саморазвитию человека посредством его рационального осмысления себя и окружающего мира

 

 

18. Идеальное государство в учениях Платона и Аристотеля.

 

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону.

Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.

Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

 

Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).

По учению Аристотеля о государстве, человек живет не для себя одного, но по природе создан для общественной жизни – половые и кровные связи, язык, врожденные нравственные инстинкты связывают его с другими людьми. Он нуждается в них для наиболее успешной защиты от опасностей, для удовлетворения насущных нужд, а также и просто для удовлетворения своих социальных инстинктов. Человек, учит Аристотель, нуждается в общении с подобными себе не только для поддержания и улучшения своей телесной жизни, но также и потому, что лишь в человеческом обществе возможно хорошее воспитание и упорядочение жизни правом и законом.

Совершенное общество, обнимающее в себе все другие формы общества, есть государство – «полис». Цель этого совершенного общества – не исключительно экономическая. Согласно учению Аристотеля, государство не есть экономическая ассоциация, и цель, которую оно преследует, не заключается в охране частных интересов. Цель государства есть высшее благо вообще – «эвдемония», счастье граждан в совершенном общежитии, общение в счастливой жизни. Поэтому цель государства заключается не в завоеваниях или войнах, но в добродетели граждан и совокупности всех средств, необходимых для ее осуществления; как и у Платона, гуманное воспитание граждан в добродетели является главною задачею государства.

 

19. Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. Концепции А. Аврелия, Ф. Аквинского.

Характерной чертой Средневековья как в Европе, так и на исламском Востоке была принципиально важная роль религии и ее институтов в обществе; она, по сути, доминировала в политике и идеологии, определяя или направляя деятельность государств.

Соответственно, в этот период, особенно раннего Средневековья, многие поли тические идеи выступали в религиозном оформлении, изложении, соответствующих трактовках.

Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни, в том числе политической власти, государства, свободы человека, выступала "вечная книга" – Библия. Наиболее яркими представителями религиозной и политической мысли средневековой Европы были Августин Аврелий (354–430) и Фома Аквинский (1225–1274).

Политические взгляды Фомы Аквинского излагаются главным образом в его работе "О правлении властителей". Он заявлял, что государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества, как рулевой направляет корабль

Фома Аквинский пытался осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

При каждой из них реализуется определенная форма власти, и реализуется она прежде всего посредством соответствующей формы государственного правления.

По мнению Аквинского, ни одна из названных выше форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию. В то же время он утверждал, что "наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические". Обосновывая "превосходство церковной власти над светской", он доказывал, что вмешательство Церкви в политические дела государства, даже ее участие в свержении монарха, может быть вполне оправданным.

 

Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.

Блаженный Августин

Августин Аврелий (354 430) выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений[1].

 

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека. На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

В политической мысли эпохи Возрождения на место религиозного, теократического объяснения политики, государства и права приходят светские концепции, в которых выдвигались и отстаивались требования независимого от церкви государства, единой и централизованной государственной власти.

 

20. Политическая философия Н. Макиавелли.

Итальянский философ Н. Макиавелли (1467–1527) является основателем современной политологии.
Политические взгляды Н. Макиавелли родились в период эпохи Возрождения. Правовая мысль в данную эпоху значительно шагнула вперёд

Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

Макиавелли приемлет насильственные методы борьбы, обуславливая насилие созданием искусственной необходимости: «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки».

Макиавелли отмечает политические блага, которые необходимо для гармонии государства:

·национальная независимость;

· безопасность;

·хорошо устроенная конституция.

Для реализации политической цели необходима сила, которая зависит от общественного мнения. Поэтому большую роль, по утверждению Макиавелли, необходимо уделять пропаганде, в частности, пропаганде добродетельного облика претендента на власть.

Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, определяя их существенные черты. На основе изучения богатого фактического материала, он постарался решить важные теоретические проблемы в области государства, политики, военного дела и управления.

Макиавелли одним из первых смог обосновать понятие гражданского общества и применил термин «государство» в качестве политической организации общества.

Его идеи способствовали развитию современной социологической теорий элит (Э. Дженнинг, Ч.Р. Миллс, Г. Моска, В. Парето), повлияли на автора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, который возглавил «макиавеллистское направление».

 

21. Роль и место морали в политике.

Мораль также рассматривается как обобщённая совокупность принятых в том или ином сообществе норм человеческого поведения и общения, основанного на идеалах и принципах долженствования.

 

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

 

Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные нормы поведения.

Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

 

 

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. [c.16] Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и Опыт, является самым верным.

 

 

22. Политическая мысль Англии XVII – XVIII вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк)

 

В XVII–XVIII вв. в Западной Европе происходило революционное ниспровержение сословно-феодального строя.

В XVII в. религиозные войны, вызванные Реформацией, сотрясали Европу.

В ходе революции решались три вопроса: о религиозной свободе, о принадлежности суверенной власти королю или парламенту, о степени допуска купцов, предпринимателей, финансистов к управлению страной. В результате революции Англия стала первой крупной страной, в которой установился конституционно-монархический политический строй, либеральные политические порядки.

Либерализм Дж. Локка. Дух либерализма лучше всего отразил Джон Локк

Центральной идеей его политической философии стала теория естественного права.

Идея естественного права имела к этому времени длительную историю. Как уже отмечалось, идея естественного права разрабатывалась в Новое время Г. Гроцием

Гроций считал, что некогда существовало “естественное состояние”, при котором у людей не было не только государства, но и частной собственности. Убедившись на опыте в бессилии против насилия, люди добровольно объединились в государство. [c.77]

Идею угрожающего людям насилия в безгосударственном состоянии отстаивал соотечественник Локка Томас Гоббс

Гоббс характеризовал естественное состояние, где нет власти, держащей людей в страхе, как состояние “войны всех против всех”. Пагубность такого состояния побуждает людей искать путь к прекращению “естественного состояния”, к взаимному отказу от права на все. Люди отказываются от естественных прав (т.е. свободы делать все для самосохранения) и передают их государству, власть суверена в котором абсолютна. Подданные не имеют никаких прав в области политики, а поддержание справедливости в области частноправовых отношений, в том числе сохранение каждым того, что ему принадлежит, соблюдение незыблемости договоров, беспристрастная защита каждого в суде и т.д. также вменено в обязанности суверену. Поступать по своему усмотрению подданные имеют возможность лишь в тех случаях, для которых суверен не предписал никаких правил.

Как и его предшественники, Локк исходил из представления о “естественном состоянии”, но при этом считал, что уже в догосударственном состоянии существуют естественные права и свободы человека. Естественное состояние – это “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”1. Согласно Локку, от природы, в естественном состоянии все люди рождаются свободными и равными в правах. Локк выделял такие естественные права, как жизнь, свобода и частная собственность. В объяснении того, почему частная собственность, в том числе и на землю, является естественным правом, Локк прибегал к некоторым аргументам трудовой теории стоимости.

 

23. Влияние информационных технологий на современный политический процесс.

При обсуждении роли Интернета в политическом процессе можно говорить о надежде, которую люди испытывают, узнав о широких возможностях распределенных информационных технологий. Идея прямой демократии довольно глубоко укоренились в киберкультуре, вернее, в информационно-культурном строительстве, осуществляемом технологами в Интернете. Несомненно, что ИТ-технологии позволили облегчить распространение политической информации. Однако многие вещи, связанные с политическим процессом, пока еще сложно и довольно проблематично компьютеризировать. В демократических государствах существует широкая сеть общественных посредников, не заинтересованных в уменьшении своего влияния (политические партии, общественные организации, средства массовой информации и другие структуры гражданского общества). Значение политических посредников в условиях колоссального роста количества политической информации не может падать, поскольку именно они становятся авторитетными экспертами, на мнение которых полагаются широкие круги общественности. Электронная демократия требует активной политической позиции от подавляющего большинства граждан, что на самом деле противоречит основной тенденции современности па<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: