Поникарова Валентина Николаевна




УДК 371.94

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Поникарова Валентина Николаевна

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры Дефектологического образования

ФБГОУ ВО

Череповецкого государственного университета

Г. Череповец

 

Аннотация. Нами разработана педагогическая система формирования копинг-поведения педагогов и специалистов. Составной частью системы является курс тренинговых занятий. Мы использовали теоретические и практические методы исследования. Полученные результаты позволяют выстроить методически эффективную практику формирования продуктивного профессионального копинг-поведения.

Ключевые слова: копинг-поведение, педагогическая система, направления формирования копинг-поведения, рабочая тетрадь.

Постановка проблемы. В настоящее время понятие «копинг-поведение» рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1,с. 45].

Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться. Существенной особенностью копинг-поведения является его способность не только разрешать проблемную ситуацию, но и изменять личность человека, который использует копинг-поведение.

Особенно актуальной проблема формирования копинг-поведения является для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с лицами, имеющими девиантное поведение, в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2, с. 557].

Исследование проводилось в период с 2007 по 2017 гг. Генеральная совокупность выборки составила более 1500 человек, репрезентативная выборка – 752 человека Результаты, полученные нами в ходе лонгитюдного исследования, показывают, что примерно 15-25% респондентов могут быть отнесены к группе риска по развитию эмоционального и профессионального выгорания, профессиональной деформации дезадаптации. Эти испытуемые характеризуются трудностями выбора продуктивных стратегий разрешения проблемных ситуаций в профессиональной деятельности, экстернальным или выраженным интернальным локусом контроля, низким уровнем фрустрационной толерантности.

По разработанной нами типологии копинг-поведения респонденты относятся преимущественно к типу краш-копинга [4,с. 35].

Целью статьи является структурная и содержательнаяхарактеристика тренинга, направленного на формирование копинг-поведения. Тренинг является составной частью педагогической системы формирования продуктивного профессионального копинг-поведения педагогов и специалистов, чья профессиональная деятельность связана с коррекцией и профилактикой девиантного поведения детей и молодежи.

Изложение основного материала исследования. Нами разработано содержание тренинга по формированию продуктивного профессионального копинг-поведения для специалистов системы профилактики девиантного поведения детей и молодежи.

Тренинг охватывает следующие направления:

– диагностическое,

– реконструктивное,

– рефлексивное.

Цель диагностического направления состоит в выявлении особенностей профессионального копинг-поведения специалистов, которые работают в системе профилактики девиантного поведения детей и молодежи.

Для реализации данного направления нами поставлены следующие задачи: выявить типологию профессионального копинг-поведения; отследить динамику ее изменения, дать оценку эффективности тренинга.

Реконструктивное направление предполагает непосредственно формирование продуктивного профессионального копинг-поведения через систему тренинговых занятий, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций.

Задачи формирования продуктивного профессионального копинг-поведения предполагают развитие:

профессионального самоопределения – формирование ценностных ориентаций: осознание значимости деятельности специалиста, формирование мотивов профессионального самосовершенствования;

профессионального саморазвития – формирование системы знаний по феноменологии копинг-поведения: долговременный характер, направленность на изменение ситуации и личностный рост, поиск информации, пластичность, возможность обучения;

профессионального мастерства – формирование умений дифференциации непродуктивного, относительно продуктивного и продуктивного профессионального копинг-поведения в ситуациях, связанных с деятельностью; направленность на осмысление собственного копинг-поведения;

профессиональной креативности – формирование умений адекватного выбора и (при необходимости) изменение паттернов продуктивного профессионального копинг-поведения в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью [5].

Система тренинговых занятий охватывает четыре основных модуля: феноменология проблемной ситуации; феноменология копинг-поведения; феноменология контекстов копинг-поведения; формирование продуктивного копинг-поведения у специалистов.

Нами разработаны и реализованы разные варианты тренинга формирования продуктивного профессионального копинг-поведения. стационарный вариант, мобильный вариант и экспресс- вариант.

Стационарный вариант предполагает тренинговые занятия в соответствии с тематикой каждого модуля, количество тренингов может варьироваться от двух до четырех. При необходимости тренинги могут быть дополнены семинарами-практикумами, мастер-классами, консультациями. По окончании курса тренинговых занятий проводится итоговая деловая игра. Продолжительность курса составляет от шести до девяти месяцев. Частота сессий составляет 1– 2 раза в месяц в течение учебного года. Продолжительность сессии – до 3 академических часов. Тренинговые группы при этом являются закрытыми.

Мобильный вариант может включать четыре тренинговых занятия по тематике каждого модуля: «Проблемная ситуация как она есть», «Копинг-поведение… Это что?», «Контексты копинг-поведения…Это как?», «Профессиональное копинг-поведение…Это для меня!». При этом половина тренинговых занятий может быть заменена на аналогичные семинары-практикумы или мастер-классы. По заявке клиентов могут проводиться консультации и итоговая деловая игра. Продолжительность курса составляет до шести месяцев при частоте сессий 1 раз в месяц в течение учебного года. Продолжительность сессии – до 2 академических часов. Тренинговые группы при этом являются полузакрытыми.

Экспресс-вариант чаще включает только семинары-практикумы и/или мастер-класс(ы). По желанию клиентов может проводиться итоговая деловая игра. Продолжительность курса и частота сессий определяется согласно требованиям клиента. Минимальная продолжительность сессии при этом – 1 академический час. Тренинговые группы при этом являются открытыми.

Структура тренингового занятия включает ритуал приветствия, игры (задания) на групповое взаимодействие (1 игра или 2 задания); диагностическая методика, упражнения в соответствии темой тренинга (2-3 упражнения), релаксация, рефлексия, ритуал прощания.

Рефлексивное направление реализуется через методические особенности проведения структурных компонентов занятия. Каждое задание и упражнение, диагностическая методика предполагает рефлексивный компонент. Он может быть реализован индивидуально, может обсуждаться в группе и/или с тренером.

Рефлексия также проводится после каждого структурного элемента занятия. Участие в рефлексии добровольное. Структура занятия может быть дополнена домашним заданием. Как правило, это работа с индивидуальным портфолио.

Портфолио является важным элементом формирования продуктивного копинг-поведения. Портфолио представлено в печатном, рукописном или электронном варианте. В случае использования тренинга как составной части повышения квалификации специалистов, портфолио является одним из видов отчетности участника тренинга, на основании которой выдается свидетельство о повышении квалификации.

Но основное предназначение портфолио – инструмент личностного развития, показатель динамики личностных ресурсов (контекстов) участника тренинга. Портфолио служит для подведения промежуточных результатов и итога прохождения тренинга. Портфолио отражает не только персональные достижения, но и вскрытые проблемы, а также индивидуальные пути их решения, приемы и рекомендации, которые апробированы пользователем и могут быть транслированы другим участникам тренинга.

Для каждого модуля разработана своя рабочая тетрадь «#PROкопинги» [3, с. 222].

Каждая рабочая тетрадь включает мини-лекцию, задания, упражнения, проективные и диагностические методики, рекомендации, список литературы, глоссарий.

Содержание рабочей тетради носит интерактивный характер, предполагая наличие активной обратной связи. Рабочая тетрадь используется как в печатном, так и в электронном варианте, что увеличивает ее диагностический и рефлексивный потенциал.

Материал мини-лекции может использоваться по прямому назначению, т.е. давать пользователю новую информацию, расширять уже имеющиеся знания, дополнять и систематизировать их. Материал мини-лекции может быть представлен в виде традиционной лекции, презентации, может быть предложен для самостоятельного ознакомления с последующей дискуссией или диспутом. Подача материала может также осуществляться в формате панельной дискуссии. Формы работы с информацией мини-лекции преполагают индивидуальный, групповой, коллективный формат. При необходимости мини-лекция может выступать в качестве консультационного материала.

Письменное выполнение заданий и упражнений также позволяет «развести» проблему и личность, зафиксировать и визуализировать персональные ресурсы. Это разрешает возвращаться к материалу и оценивать полученные результаты «на расстоянии».

Диагностические методики позволяют оценить различные контексты копинг-поведения: ценностно-мотивационный (отношение к профессиональной деятельности), когнитивный (типология проблемных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью, профессионально-важные качества, уровень субъективного контроля), собственно поведенческий (выбор копинг-стратегий в определенной ситуации) и аффективный (факторы риска, уровень фрустрационной толерантности).

В печатном варианте использования рабочей тетради рефлексия может быть зафиксирована пользователем письменно, что помогает осознанию проблемы, а также возможных ресурсов ее разрешения.

Глоссарий дает пользователю возможность его дополнять новыми понятиями в соответствии с новыми сведениями. Материал для глоссария также может быть использован для анализа как самим клиентом, так и тренером, для оценки предпочтений пользователя, зоны его интересов.

Обобщение полученных данных позволяет оценить индивидуальный стиль копинг-поведения – индивидуальные предпочтения в выборе копинг-стратегий, а также типологию копинг-поведения – креатив-копинг, смэш-копинг, адаптив-копинг, краш-копинг.

Наиболее благоприятными типами копинг-поведения являются смэш-копинг и адаптив-копинг. Креатив-копинг можно отнести к условно благоприятному типу, т.к. представители этого типа предпочитают риск в разрешении проблемных ситуаций, использование неординарных копинг-стратегий и чрезмерно расширенный репертуар копинг-поведения.

Краш-копинг является наименее благоприятным типом копинга в основном за счет неэффективного использования личностных ресурсов – преимущественно экстернального локуса контроля, высокой конфликтности, низкого уровня фрустрационной толерантности.

Диагностические методики подобраны по принципу удобства, простоты и возможности мобильной оценки актуального состояния пользователя по принципу «здесь и сейчас». Вместе с тем полученные результаты дают возможность их сравнения в течение определенного периода времени, что позволяет оценить динамику той или иной характеристики копинг-поведения.

Выводы. Таким образом, педагогическая система представляет собой сочетание практического и теоретического компонентов в виде тренингов, вебинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций, разработанных и проведенных для педагогов и специалистов образования, соцзащиты, сопровождения Вологодской области, СЗФО России.

Теоретический материал обобщен в виде тезисов, статей, монографий, учебных и учебно-методических пособий, рабочих тетрадей.

Педагогическая система представляет собой эффективную практику и технологию работы с педагогами и специалистами, чья профессиональная деятельность связана с работой с лицами, имеющими девиантное поведение.

Курс тренинговых занятий позволяет сформировать не только теоретические знания, но и реальные паттерны продуктивного копинг-поведения и использовать их для разрешения проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности специалистов. Курс тренинговых занятий служит для развития высокоэффективной и конкурентоспособной личности. Основное направление тренингового процесса заключается в учете личностных и поведенческих особенностей специалистов: продуктивность, стилевые особенности копинг-поведения, риски развития профессиональной и личностной дезадаптации.

Литература:

1.Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. –1997. – № 4. – с. 45

2.Поникарова В.Н. Динамика выбора стратегий совладания педагогами инклюзивного образования / В.Н. Поникарова // Resonances science: Proceedings of articles the III International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, 2018 November 07-08 [Electronic resource] / Editors prof. N.N. Masjuk. – Electron. txt. d. (1 file 6.6 MB). – Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2018. – с. 557 - 569

3.Поникарова В.Н.Использование дидактического комплекса «Рабочая тетрадь» в процессе формирования готовности специалистов к организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.Н. Поникарова // Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции (г. Череповец, 8–9 декабря, 2016 г.) / Череповец. гос. ун-т, Ин-т педагогики и психологии, Ресурс. центр поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц, Каф. дефектолог. образования [под ред. О.Л. Лехановой]. – Череповец: ЧГУ, 2016. – с. 222 – 226

4.Поникарова В.Н., Покудина Т.Н. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода в формировании копинг-поведения педагогов //General question of world science: Collection of scientific papers on materials YII International Scientific Conference 30.03.19,Ed. SIC «Science Russia», 2019 – p. 31 – 35.

5.Поникарова В.Н. Профессиональное копинг-поведение педагогов – модель и технологии сопровождения: монография /В.Н. Поникарова – Канада, Гамильтон, Accent Graphics Communication & Publishing, Premier Publishing — 2018 – 188c.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: