Теория абсурда и бунтующего человека А.Камю.




Философия жизни А.Шопенгауэра.

Шопенгауэр – субъективный идеалист. Полагал, что сущность личности составляет воля, независимая от разума. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли.Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает явления.
Воля по Шопенгауэру:
1. Воля – это первооснова мира (лежит в основе всех элементов мира).
2. Основа стихийная, бессознательное начало.

3. Весь мир подчинен воле. Каждая вещь существует, потому что ее подталкивает воля. Она беспредельна и всемогуща.
Проявление воли:
1. Общие силы природы.
2. Неорганическая природа.
3. Растительный и животный мир.
4. Человеческий мир.
Человек имеет разум, поэтому он только частично управляет волей.
Как можно отказаться от воли:
1. Путь Нирвана.
2. Путь Искусство.
Интересы воли – практические интересы. Их удовлетворение - цель науки. Областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию, которые свободно от интересов воли. Шопенгауэр сформулировал учение о свободе и необходимости. Волясвободна, в то время как мир явлений подчиняется законам. Человек тоже подчиняется закономерностям.
16.Переоценка всех ценностей в философии Ф.Ницше.

Его цитаты использовали идеологи фомисты, но сам он к ним никакого отношения не имеет. Резко выступал против национализма и превосходства одной нации.
«Я тот человек, который имеет право говорить, что есть жизнь, я знаю многое о жизни, потому что я часто бывал на границе с ней, волю к жизни я делал своей философией»
«Лучший способ начать день – обрадовать хотя бы одного человека»
Полагал, что пришла эра крушения все ценностей. Говорил о переоценке ценностей.
Он не признает христианства и христианского Бога. Не признает, потому что:
1. Бог только ослабляет человека.
2. Бог внешняя санкция, человек его только боится.
3. Бог делает человека просто грешником, а не плохим.
4. Религия заглушает наши внутренние источники.
Критикует мораль за бескорыстность и за обязательность («Не нужно приносить себя в жертву ради общих интересов»). Человек может быть посредственным в своих умениях, но если он вписался в общую схему, то он считается хорошим, моральным.
Его бесит моральная схема. Добродетель – известная форма глупости. Мораль должна быть личная, а за ту мораль, которая пришла из вне, я ответственности не несу.
Выступает против общества. Современное общество – стадо (совокупность посредственности, объединенная против сильных и независимых, слабых и неудачливых). Человек – весьма интеллигентное дрессированное животное. Стадный зверь опасен, потому что он слабый.
С точки зрения Ницше все плохо, но может быть лучше. Воля к власти – понятие неполитическое – основа всего мира. Суть: самопреодоление (когда убивается то, что мешало движению). Воля к власти есть жизнь. Жизнь-это любой шаг вперед. Сверхчеловек – идеал человека (он недостижим – это цель). Человек – это мостик к сверхчеловеку.
Принципы:
1. Читать не торопясь.
2. Не примешивать самого себя.
3. Не искать готовых схем.

 

Сёрен Кьеркегор

Подвел к экзистенциализму
«Страх и Трепет»
1) Наступит эра тотальности. Все общее подавление Индивидуальности
2) Распродажа всего процесса. В мире и области идей все имеет свою цену. Все можно продать/купить.
3) Внешнее познание огорчило его. Как бы достаточно видеть что-то великое, что приходит из вне и значит уже познали. Это произошло с Христианством. Люди стали внешнем образом познавать Христианство.
Познание- некий кризис души познающего задача пробудить/Познать себя самого
В соответствие с этим выводиться теория «Непрямого общения»
Наличное Битие –(мир вокруг меня)
Не выразимо в прямой форме и поэтому необходимо в процессе познания.
А) это всегда личное условие
Б) Поиск невысказанной информации
В) поиск многих смыслов
Что есть истина?
Истина всегда личностна. У каждого своя.То что чел. выносил выстрадал и готов нести ответственность.
Истина не имеет право на экспансию (выйти за пределы человека)
Вводит понятие «самость» - ядро человека.
Когда найдено человеком что то конкретное внутри себя, что то не предметное, чем он может распорядиться (точка опоры) свободный выбор не зависит об обстоятельств; осознать свою ответственность.
«Другой для меня как зеркало, другой важен для меня, он оттеняет меня, можно найти человека хуже»
Человек отдает себя мир под заклад, мир моей душой распоряжается
Теория отчаяния - как фон
Виды отчаяния:
1)скрытое отчаяние – человек эстетик, когда человек пытается освободиться от самого я, найти другого на кого ему надо будет опереться (кто то умнее, красивее, удачливее)слабый человек, который не может обратиться к себя.
2) Вызов- человек хочет быть самим собой – этик, занимается своей сущностью усилия прилагает, но ограничен гордыней (когда решил что самостоятелен способен на всё) 3)Религиозное отчаяние- найти себя возможно только с помощью Бога.

18.Основные положения теории Ж.-П.Сартра.
Основные положения:
4. Заброшенность. Человек выброшен в этот мир без сущности.
5. Свобода. Свобода – это источник страданий и огромная ответственность. На свободу выбора индивид обречен. Соответственно очень часто его существование сопряжено с тревогой, потому что каждый выбор предполагает, как минимум, два варианта. Человек как бы ходит по кругу, думая, что выбрать, и поэтому ощущает тревогу.
6. Одиночество. Человек изначально одинок. Он живет, не думая ни о чем, и в тот момент, когда перед ним встает проблема экзистенциального выбора, он задумывается над собственным существованием. Отчуждение от внешнего мира вызывает панический страх.Противопоставляются «бытие-в-себе» и «ничто».Бытие-в-себе является доказательством самостоятельного мира, независимого от человека. Ничто – движение к смерти.Экзистенция – постоянное ощущение бытия к смерти.
7. Ответственность. Индивид полностью ответственен за то, как он понимает и формулирует собственную сущность.

Теория абсурда и бунтующего человека А.Камю.

Камю развивает положения экзистенциализма. В частности, он пришел к выводу, что главная проблема философии-это проблема поиска смысла, стоит ли проживать эту жизнь и как. В связи с этим он развивает теорию абсурда. Сартр согласен, что абсурд существует. Камю ищет ответ на вечный вопрос «В чем смысл жизни?», и понимает, что ответа нет. Мир не абсурден сам по себе. Человек не абсурден сам по себе. Абсурд возникает тогда, когда человек сталкивается с миром. Человек должен сам искать смысл своей жизни.
Есть два выхода из этого абсурда:
1. Самоубийство. В прямом и метафорическом смысле. Камю вводит понятие «посторонний»-это человек, который согласен со своими пределами. Он их видит (увидеть их очень сложно), он с ними согласен и не хочет ничего менять. Посторонний это тот, кто не видит смысла жизни.
2. Бунт. «Бунтующий человек» это тоже разрешение абсурда. Чем сложнее обстоятельства давят на тебя, тем интереснее жить вопреки, то есть говорить «нет» обстоятельствам, преодолевать их и творить свою сущность. Человек бунтует прежде всего за свою личность, против ее угнетения как личности и против угнетения любого другого человека. Человек бунтующий – человек, который нашел смысл.

20.Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм – направление философии про познание.
Первый этап:
30 года 19 века. Основная идея (Конт) – первопричина мира науке и философии недоступна. Следовательно, главная проблема познания не постижение сущности, а исследование явлений. Основная задача – описать явления (языком). Позитивное влияние на проблему описания явлений оказывает проблема стремления к позитивным знаниям. Позитивное знание – знание применяемое.
Второй этап:
Эмпирико-критицизм (конец 19 века). Представления Макса и Авенариуса+ критика опыта. Оба согласны с Контом. Наука описывает реальность только символами. Наука не открывает сущность, только описывает с чем она сталкивается. Мы должны освободить наш опыт от великой объективности. Не считать, что любой факт не зависит от наших ощущений. Мы всегда имеем дело только с субъективной реальностью. Я имею дело только со своей реальностью.
Третий этап:
Неопизитивизм (20 года 20 века). Основная мысль: описание мира, явлений. Философия должна заниматься анализом предложений. Демаркация – отделение научного знания от ненаучного. Верификация – прием проверки научных теорий. К.Поплер вывел принцип «фальсификация» - наука должна быть опровергаемой в принципе, она должна постоянно подвергаться нападкам. Поплер поставил вопрос роста науки. Он пришел к выводу, что философия не может описать мир, потому что фундаментальные проблемы не выразимы. То, что можно выразить словами, то должно быть выражено точно.
Четвертый этап:
Постпозитивизм. Философия науки. Основоположник Т.Кун. Вводится понятие парадигма – система норм, методов, образцов деятельности и фундаментальных фактов, которые признаются всеми членами научного сообщества. Научная революция – смена парадигмы.

21. Проблемы социального бытия личности в теории Э. Фромма.
Эрих Фромм:
"Человек создал тот социальный мир, с которым сам не справился. Он чувствовал свою уязвимость перед социальным миром. "
Чтобы защититься появляется 2 типа авторитарных мыслей.(Бегство от мира; я живу в этом мире и от него убегаю)
1.Мазохизм-бегство от себя.
2.Садизм-подавление другого.
Авторитарный садизм заключается в навязывании способа существования.
Садизм вытекает из плохих пробуждений, ощущения страха.
Теория социального характера.
4 типа не продуктивного социального характера.
1. Получающийся-внешний мир для человека(источник получения знаний,чувств)
2.Берущий(эксплуататорский)-внешний мир источник существования.(В любви интересны только те люди,которые интересны всем.Я принимаю только общепринятое.
3.Сберегающий(накопительный)-источник моего спокойствия-моя жизнь.Для меня любовь только внутри;люди очень привязываются.
4. Обменивающий(рыночный)-Я такой каким вы меня хотите видеть(человек готов меняться в соответсвии с обстоятельствами;он полностью вымывает свою личность; в любви пытается избавиться от чувства одиночества.)
Каждый социальный характер перемешан,но один доминирует.
В чистом виде этих характеров нет.
По Фромму доминирует рыночный характер.
Из этого следует, что социально здоровых людей практически нет. Социальный невроз.
К непродуктивным характерам подходит определение некрофилия социальная т.е. разрушение.
Признаки некрофилии:
1.Обращение к прошлому.
2. Ориентирование на силу(решение проблем без диалога).
3.Не в состоянии сострадать.
4. Ориентация на натурализм.
Основная тенденция-биофилия
1. Созидатели.
2. Люди склонные к приключениям.
3. Очень важно само движение. (Дорога лучше привала).
Биофил-тот, кто умеет любить.
Теория совести:
1. Авторитарная Совесть-человек не ослушался внешнего авторитета и он свободен. Когда я делаю то, что мне сказали).
Это социальное заболевание.
2. Гуманистическая совесть(голос моего я).
-Совесть говорит очень тихо.
-Никогда не говорит на прямую.
Продуктивный характер;биофил.

Человек всегда стоит перед дилеммой:
Иметь(получить извне)-любой ценой человек сделает по-своему или быть(отдавать)-создавать,любить ценой жизни.

22. Психоанализ Зигмунда Фрейда.
Основателем философии психоанализа является Зигмунд Фрейд.
1. Констатировал Конфликт человеческой природы и культуры.
2. Он пришёл к выводу, что человек - Нарцис который решил, что может изменить мир, но
не может разобраться с собой
3. Психоанализ анализирует сновидения, оговорки, ослышки, ошибки, метод свободных
ассоциаций.
Пришёл к выводу, что психически здоровых людей нет!
(фото)
Сверх-я как бы внедрено из окружающего мира(нормы, принципы, идеи)
Основная функция: контроль я
Оно - центральный элемент паники, бессознательное
Оно часто провоцирует сверх-я
Оно- комплексы(эдипа) и комплексы(Электры)
Ядро оно- сексуальная энергия- либидо
Сублимация – перераспределение
Бессознательное - коллективное и индивидуальное

23. Славянофилы и западники о судьбе России.
В 19 веке появились 2 направления: славянофильство(появилось в 30ые года 19 века) и
западничество (появилось через 30-35 лет)
Пути развития России:
1. Славянофильство (НЕ РЕТРОГРАДЫ!)
(Письмо Чаадаева 1829г)
А. Хомяков
Идеи:
Православие - лучшая из форм христианства потому, что предлагает свободную веру.
! Не религия движущая сила, а вера
Пришёл к выводу, что в основе развития общества лежит тайное, скрытое начало.
Управляют всего 2 начала:
1. Кушитство - воплощает рациональность (разум), материальность; основа западного
общества.
2. Иранство - олицетворяет глубинное душевное начало.
Очень критиковал Российские порядки.
Недостатки России:
- Бунтарство
- Пьянство
- Безграмотность
3 главных принципа:
1. Самодержавие
2. Правословие
3. Община/народность/соборность
Проблема: Роль Петр
И. Киреевский был убеждён, что Петр принёс только беды стране.
К западу относился скептически потому, что их философия не зайдёт нам.
- просвещение нужно России!
2. Западники
Чаадаев - основной западник.
Писал: Нелицеприятное для России
Тезисы:
1. Россия занимает изоляционную позицию.
2. Сравнивает Россию с западом. Очень ценит католичество.
Позиция: Чаадаев объективный идеалист. Это значит, что в основе мира лежит мировой
разум который все управляет - ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (все происходит с «ведом»)
Сейчас время провидения запада и западного католичества.
«Проведение создало нас слишком великими, чтобы стать эгоистами, оно поручило нам
интересы человечества»
«Мы стали умственным средоточием Европы и наша великая миссия началась.»
Принципы западников:
1. Республика
2. Истинное просвещение
3. Новые экономические отношения (капиталистические)


24.Философия всеединства В.С.Соловьева.
У Соловьева философия Всеединства. Под его влияние попали практически все русские философы. Его философия не просто религиозная, а мистическая-мир как бы спасен внутренними
духовными связками, но внутри питаются этими духовными связями.
Соловьев прошел путь от славянофильства через западничество к всеединству.
Первооснова имеет как бы 3 имени:
1. Бог.
2. Абсолют.
3. Всеединное.
Всеединное включает в себя 2 полюса:
1. Абсолютно сущее (абсолютная духовность).
2. Начало или производящая сила, которая, по сути, есть мировая душа или София, то есть в Боге в самом есть София, которая разворачивает заложенные в Боге потенции, только в русской философии София суперважное понятие, как то, что способствует развитию мира. Этот полюс безграничное многообразие идей (понятие идея - образец рода вещей у
Платона).
У каждой вещи в Боге есть своя идея, свой образец. Уже в Боге заключено
потенциальное всеединство мира (у каждого из нас есть своя идея в Боге, то есть Бог это
как бы сверхплотное безграничное единственно, потенциальное разнообразие вещей в
мире). Каждая вещь - единство в материальной форме и внутри духовной идеи (что такое идея
человека? Это то, что его качественно отличает от другого, по сути, не по внешнему виду;
неизменная в любых обстоятельствах материя изменяется, идея не изменяется, потому что идея по наша сущность). Все вместе объединяется всеобщим благом. Каждая вещь
есть то, что она любит.
Бог создает природу, но природа-это другое положение элементов мира божественного.
Почему другое? Потому что она множественно, в Боге все духовно в одном, а в природе
бесконечное множество идей‚ она существует только разнообразно, и мы отделяемся друг от
друга. Мы не можем быть одним. Бог сознательно не закончил творение и сознательно как
бы остановился. Почему он не закончил творение? Потому что должно появится богочеловечество - единое человечество, в плане духовном ‚ которое продолжит творение мира. Творение-процесс глубоко и полного объединения материальных элементов или преображение хаоса в космос. Человечество само должно быть духовным и объединять весь мир в духовном. Только вселенская религия будет способствовать всеобщему объединению. Вселенская религия от всех мировых религий берет самое лучшее, и они становятся как бы единым цветком.

Бердяев

Проблема человека- человек- малаяламах вселенная (он так же не исчерпаем и так же безграничен как вселенная). Человек не часть вселенной, он ей равновелик. Бердяев повторил тезис Сократа:Хотите познать мир-познайте самого себя.
Человек-точка пересечения 2-х миров-мира Божественного, духовного и мира духовного(материального). Он чувствует себя всемогущим и одновременно песчинкой в огромном мире.
Мы по сущности материальные и духовные существа.
Я чувствую свою рабскую зависимость(слишком привязан к внешней стороне мира). Человек если захочет, то может все. Осознать себя духовным существом и упорядочить 2 начала: духовное должно доминировать. Весь мир столкновение материального и духовного. Он рассуждает о богочеловеке- партнёр Бога на земле.
-продолжатель творения(выстраивать духовные доминанты).
Он пишет о грехе-мы должны преодолеть нашу грешную природу. Грех-то, что человек стравит на 1-ое место материального.
Бог-лучшее во мне. Нужно наладить с Богом интимную связь.
Идея: философия творчества.
Творчество в мире возможно так как есть Бог и мы убеждены что он сотворил этот мир.
Творец создаёт небывалое из ничего и его меньше не стало. Творчество не отбирает мощь у творца. Оно постоянно прибывает. Это то состояние когда чувствуешь его мощь.
Творчество-продукция.
Творчество-тайна. Его объяснить нельзя. По сути тв-во из бездонного источника. Тв-во и свобода-синонимы. Свобода всегда тв-во.
Но что такое Свобода?-Это безосновный основа бытия.
Сначала Свобода- потом бытие.
Бердяев считает что человечество должно пройти все этапы развития даже самые ужасные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: