Организация и производство предварительного расследования




Организация расследования преступления обусловлена механизмом совершенного деяния. Преступления, предусмотренные ст. 159.1 УК РФ и ст. 176 УК РФ, складываются из действий, которые могут быть отдалены друг от друга по времени. В отношении каждого из них необходимо установить дату, время и место, так как в своей совокупности они образуют событие преступления.

1. Внесение заведомо ложных сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии, либо иных данных заёмщика в документы, необходимые для предоставления кредитору. Преступным будет являться собственноручное внесение лицом (руководителем организации или индивидуальным предпринимателем) соответствующих записей либо внесение таких записей иным лицом под руководством руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

2. Передача документов с заведомо ложными сведениями о хозяйственном положении или финансовом состоянии, либо иными данными заёмщика кредитору. Преступным является факт передачи документов лицом (руководителем организации или индивидуальным предпринимателем) лично или через представителя;

3. Подписание кредитного договора. Преступным является факт собственноручного подписания лицом (руководителем организации или индивидуальным предпринимателем) данного договора, по которому они обязуются вернуть сумму кредита и умалчивают о том, что не имеют к тому соответствующих возможностей;

4. Перечисление денежных средств по кредитному договору на расчетный или корреспондентский счет организации – заёмщика или на банковский счет индивидуального предпринимателя, либо иного лица.

Для наглядности изобразим данный механизм графически с указанием возникновения преступного умысла, стадий совершения преступления и воздействия обмана на кредитора (рис. 36).

 

Рис. 36

Механизм и стадии незаконного получения кредита

 

Исходя из данного механизма, следователь (дознаватель) должен организовать расследование преступления. В ходе предварительного расследования по рассматриваемым составам преступления, как правило, необходимо выполнить следующий комплекс процессуальных действий:

1) вынести постановление о признании в качестве потерпевшего кредитора, вынести постановление о допуске в качестве представителя потерпевшего представителя кредитора (если кредитором является организация) и допросить его в качестве потерпевшего (сотрудник организации на основании соответствующей доверенности);

2) вынести постановление о признании в качестве потерпевшего гражданина или организации (в случае квалификации действий по ч. 2 ст. 176 УК РФ). Допросить потерпевшего, принять иск, вынести постановление о признании гражданским истцом. При признании потерпевшим организации – вынести постановления о допуске представителем потерпевшего представителя организации (адвокат или сотрудник организации на основании соответствующей доверенности);

3) вынести постановление об обыске и изъять документы, находящиеся в административных и производственных помещениях заёмщика и устанавливающие его реальное хозяйственное положение или финансовое состояние, либо иные данные, на момент подачи документов кредитору, а также черновиков документов с заведомо ложными данными о его хозяйственном положении или финансовом состоянии, либо иными данными;

4) произвести осмотр административных и производственных помещений заёмщика и составить протокол осмотра с указанием наличия или отсутствия того имущества, которое предоставлялось в залог по получаемому кредиту или на приобретение которого получался кредит;

5) получить судебное решение и произвести обыск по месту жительства руководителя организации или индивидуального предпринимателя (учредителей организации, главного бухгалтера (бухгалтера) либо иных лиц, получивших кредит). В ходе обыска необходимо изъять черновики документов с заведомо ложными данными о хозяйственном положении или финансового состояния заёмщика. Кроме того, необходимо изъять имущество руководителя организации или индивидуального предпринимателя, либо иного заёмщика, на которое может быть наложен арест, с целью возмещения причиненного ущерба. Если будет установлена причастность к преступлению учредителей и главного бухгалтера (бухгалтера), необходимо изымать имущество, принадлежащее им. В любом случае, обязательному изъятью подлежат крупные суммы денежных средств, если таковые будет обнаружены;

6) направить запрос в налоговую инспекцию о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, получившем кредит с предоставлением заверенных копий учредительных документов, если деятельность осуществляется юридическим лицом;

7) получить судебное решение на выемку и изъять из кредитной организации:

– кредитное дело на заёмщика, в котором находятся: заявление (заявка) заёмщика на получение кредита, анкета заёмщика и документы, представленные заёмщиком для получения кредита; кредитный договор;

– решение кредитного комитета кредитной организации;

– заключения отдела кредитования, юридического отдела и службы безопасности;

– распоряжение о предоставлении кредитной организацией денежных средств заёмщику;

– документы о погашении суммы кредита заёмщиком.

8) осмотреть изъятые документы, а также те, которые были представлены по результатам предварительной проверки;

9) вынести постановление о признании и приобщении к уголовному делу осмотренных документов в качестве вещественных доказательств;

10) принять от представителя кредитора гражданского иска (если организация не обращалась в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации (суд общей юрисдикции) с иском о взыскании суммы задолженности с заёмщика);

11) вынести постановление о признании гражданским истцом и представителем гражданского истца представителя организации;

12) допросить в качестве свидетелей сотрудников отдела кредитования, юридического отдела и службы безопасности, осуществлявших проверку документов, предоставленных заёмщиком о порядке выдачи кредитов в их кредитной организации и их действиях по проверке данных документов;

13) допросить в качестве свидетелей лиц, которые по документам, представленным заёмщиком в организацию, являются его контрагентами по сделке, на которую получается кредит;

14) допросить в качестве свидетелей работников организации (индивидуального предпринимателя) о показателях, характеризующих хозяйственное положение или финансовое состояние заёмщика, указанные им в документах, представленных в организацию;

15) допросить в качестве свидетеля (подозреваемого – в зависимости от обстоятельств дела) главного бухгалтера (бухгалтера) организации или индивидуального предпринимателя, о достоверности сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии организации (индивидуального предпринимателя), указанные в документах, представленных в организацию;

16) допросить в качестве свидетелей (подозреваемых – в зависимости от обстоятельств дела) учредителей организации о достоверности сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии организации, указанные в документах, представленных в организацию;

17) допросить в качестве свидетеля (подозреваемого – в зависимости от обстоятельств дела) представителя банка, предоставившего банковские гарантии или поручителя (при установлении признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ);

18) допросить в качестве свидетелей (подозреваемых – в зависимости от обстоятельств дела) сотрудников, проводивших оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя (при установлении признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ);

19) допросить руководителя организации (индивидуального предпринимателя) либо иного заёмщика в качестве подозреваемого о получении им кредита или причинах нецелевого расходования государственного целевого кредита;

20) направить запросы в территориальные подразделения регистрационно-эксплуатационных органов ГИБДД по месту жительства подозреваемого, о наличии у него автомототранспортных средств (для наложения ареста на имущество с целью обеспечения гражданского иска);

21) получить судебные решения о предоставлении информации о денежных средствах подозреваемого, его родственников и близких лиц, находящихся на счете, во вкладе или на хранении в банке и направить их в территориальные подразделения банков (для наложения ареста на имущество с целью обеспечения гражданского иска). При получении ответов, сопоставить данную информацию с размерами доходов этого лица и других приведенных лиц;

22) получить судебные решения о наложении ареста на имущество, включая денежные средства, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банке, подозреваемого и его родственников или близких лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого. Составить протокол о наложении ареста на имущество подозреваемого, его родственников или близких лиц.

Формулировка обвинения по мошенничеству в сфере кредитования или по незаконному получению кредита должна содержать следующие данные:

1. Факт государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя;

2. Положения нормативно-правовых актов и приказа, в соответствии с которыми лицо является руководителем организации с приведением его полномочий;

3. Поступательное описание преступного механизма, указанного выше.

Затрагивая вопросы производства отдельных следственных действий, необходимо сказать, что спецификой обладают следственный осмотр документов и допрос руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Особенности следственного осмотра связаны с тем, что следы преступной деятельности лица отражаются в документах, представляемых в кредитную организацию в виде собственноручных записей и подписи; в кредитном договоре и в договорах залога, если такие заключались, – в виде подписи. В связи с этим следователь (дознаватель) в протоколе осмотра должен отразить дословное содержание всех рукописных записей, содержащихся в данных документах. Например, при осмотре анкеты заёмщика в протоколе может быть сделана следующая запись: «в графе “прочие заёмные средства” обнаружена рукописная цифра “0”, выполненная красителем синего цвета».

При допросе руководителя организации или индивидуального предпринимателя, либо иного заёмщика, в части мошенничества в сфере кредитования либо незаконного получения кредита, надо исходить из того, что такой допрос будет результативным, если следователь (дознаватель) располагает документальными данными, подтверждающими, что хозяйственное положение или финансовое состояние, либо иные данные заёмщика, на момент подачи документов в организацию было иным, по сравнению с тем, которое им отражено в документах, представленных в данную организацию. Применительно же к квалификации по ч. 2 ст. 176 УК РФ у следователя должны быть документальные данные, подтверждающие нарушение процедуры выдачи государственного целевого кредита. В противном случае допрос подозреваемого может стать формальным, так как руководитель организации или индивидуальный предприниматель, либо иной заёмщик, в большинстве случаев, будут занимать позицию, противодействующую расследованию. Лишь наличие указанных документов и их предъявление во время допроса могут повлиять на подозреваемого и дачу им признательных показаний.


Заключение

В лекции были рассмотрены понятие и характеристика мошенничества в сфере кредитования и незаконного получения кредита; возбуждение уголовного дела о данных составах преступлений; организация и производство предварительного расследования. Все это позволит слушателям составить комплексное представление о деятельности следователей ОВД при расследовании мошенничества в сфере кредитования и незаконного получения кредита.

 

 

Доцент кафедры

предварительного расследования

подполковник полиции С.В. Петраков

«11» ноября 2014 г.

 


Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 1996. – 17 июня. – ст. 2954.

2. Гражданский кодекс РФ: Часть 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – ст. 3301.

3. Налоговый кодекс РФ: Часть 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – ст. 3824.; Часть 2 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – ст. 3340.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1.

5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // Российская газета. – 1995. – 18 августа.

Основная

1. Лутошкин Г.Ю. Методика расследования экономических преступлений: учебно-практическое пособие. – М., ДКО МВД России, 2010.

2. Петраков С.В., Шунк В.Э. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности: учебное пособие. – СПб.: СПбУ МВД России, 2012.

Дополнительная

1. Трунцевский Ю.В., Петросян О.М. Экономические и финансовые преступления. Учебное пособие. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 


[1] Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) (утв. Банком России 31.08.1998 г. № 54-П) (ред. от 27.07.2001 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.1998 г. № 1619) // Вестник Банка России. – 2001. – № 73.; Российская газета. 2001. 19 сентября; Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.1998 г. №54-П (утв. Банком России 05.10.1998 г. № 273-Т) // Вестник Банка России. 1998. №72.

[2] Приказ ФНС РФ от 29.11.2005 г. № САЭ-3-19/622@ (ред. от 01.04.2011 г.) «Об утверждении форм Договоров об инвестиционном налоговом кредите» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.01.2006 г. № 7346) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 4.; Российская газета. 2011. 08 июня.

[3] Процедура получения бюджетных кредитов будет указана ниже, при раскрытии содержания ч. 2 ст. 176 УК РФ.

[4] Указание Банка России от 27.03.2007 г. № 1807-У (ред. от 15.09.2011 г.) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы банка, и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением ходатайства банка об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2007 г. № 9308) // Вестник Банка России. 2007. № 24; Вестник Банка России. 2011. № 54.

[5] Инструкция Банка России от 02.04.2010 г. № г. 135-И (ред. от 09.12.2011 г.) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2010 г. № 16965) // Вестник Банка России. 2010. № 23; Вестник Банка России. 2011. № 72.

[6] Инструкция Банка России от 26.04.2006 г. № 129-И (ред. от 12.12.2011 г.) «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2006 г. № 7861) // Вестник Банка России. 2006. № 32; Вестник Банка России. 2011. № 72.

[7] Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции (утв. Банком России 21.09.2001 г. № 153-П) (ред. от 16.12.2003 г.) // Вестник Банка России. 2001. № 60; Вестник Банка России. 2004. № 7.

[8] Положение о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации (утв. Банком России 19.06.2009 г. № 337-П) (ред. от 21.06.2012 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2009 г. № 14356) // Вестник Банка России. 2009. № 45; Вестник Банка России. 2012. № 42; Положение о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации (утв. Банком России 19.06.2009 г. №338-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2009 г. № 14396) // Вестник Банка России. 2009. №45.

[9] Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 г. № 254-П) (ред. от 06.09.2013 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 г. № 5774) // Вестник Банка России. – 2004. – № 28.

[10] Задолженность по предоставленным (размещенным) денежным средствам, безнадежная и / или признанная нереальной для взыскания в установленном Банком России порядке списывается с баланса банка – кредитора за счет созданного резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке относится на убытки отчетного года. Возмещение полученного в отчетном году убытка осуществляется в порядке, установленном Банком России. См.: п. 3.3 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) (утв. Банком России 31.08.1998 г. № 54-П) (ред. от 27.07.2001 г.) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.1998 г. № 1619) // Вестник Банка России. 2001. № 73.; Российская газета. 2001. 19 сентября.

[11] Все перечисленные обстоятельства характерны и для преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, в связи с чем соответствующее постановление не даёт четких ответов на обозначенный вопрос.

[12] Причина этого заключается в технико-юридическом изложении рассматриваемых деяний в диспозициях рассматриваемых статей. В связи с практической направленностью настоящего издания, мы пускаем данные аспекты.

[13] Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

[14] Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

[15] Целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов (ст. 6 БК РФ).

[16] Реструктуризация обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту – основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения. Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту (п. 10 ст. 93.2 БК РФ).

[17] Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта РФ, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии (п. 1 ст. 115.2 БК РФ).

[18] Правительство РФ вправе принимать решения в форме акта Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Минфин России вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий РФ в размере и в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства РФ. Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий РФ в валюте РФ, включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства, а в иностранной валюте – в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства (п.п. 1 и 4 ст. 116 БК РФ).

[19] От имени субъекта РФ государственные гарантии субъекта РФ предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями БК РФ и в порядке, установленном законом субъекта РФ. Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий субъекта РФ в валюте РФ, а также государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с п. 4 ст. 104 БК РФ, включается в состав государственного внутреннего долга субъекта РФ как вид долгового обязательства (п.п. 1 и 4 ст. 117 БК РФ).

[20] От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями БК РФ и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте РФ, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с п. 4 ст. 104 БК РФ, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства (п.п. 2 и 4 ст. 117 БК РФ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: