Стихотворение «Новые заветы»




Добрый день, уважаемые студенты.

Напишите число и тему урока:

Поэзия В.Брюсова, К.Бальмонта, Н.Гумилева.

Изучите теоретический материал.

2. Прочитайте стихотворение «Новые заветы». Ответьте письменно на вопросы.

- В чем вы видите необычность в построении этого стихотворения?

- Какие средства художественной выразительности использует Брюсов?

Дайте краткий анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия».

В чем своеобразие поэзии Н.Гумилёва?

1. Теоретический материал.

Валерий Яковлевич Брюсов - поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик.

Выделяются два основных направления его лирики: обращение к ярким эпизодам мировой истории и картинам мифологии («Грядущие гунны»,1905).

Другой пласт брюсовского творчества связан с образом города(«Сумерки», 1906).

Важной темой в творчестве раннего Брюсова была тема родины.

Широко представлена в произведениях В. Брюсова и тема любви(«Женщине», 1899).

Брюсов прославлял материальные и культурные ценности цивилизации(«Париж», 1903).

Воспевал священное ремесло(«Хвала человеку», 1906)

К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства.

Начиная со сборника «В безбрежности»(1895) в творчестве К. Бальмонта стало ощутимо особое внимание к звуковой стороне стиха, к музыкальности

В 1894 появляется стихотворный сборник «Под северным небом» Характерные мотивы двух книг - гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение.

В 1903 году вышли новые сборники «Будем как солнце» и «Только любовь». Семицветик», которые упрочили славу Бальмонта как одного из ведущих поэтов символического направления.

Огонь, Вода, Земля, Воздух –эти образы прошли через творчество поэта. Поэт умышленно стремился к выявлению многозначности слов, мелодичности, особой выразительности стиха.(«Я – изысканность русской медлительной речи» в истории литературы называют самохарактеристикой поэта).

Стихотворение «Новые заветы»

Как царство белого снега,

Моя душа холодна.

Какая странная нега

В мире холодного сна!

Как царство белого снега,

Моя душа холодна.

 

Проходят бледные тени,

Подобны чарам волхва,

Звучат и клятвы, и пени,

Любви и победы слова…

Проходят бледные тени,

Подобные чарам волхва.

 

А я всегда, неизменно,

Молюсь неземной красоте;

Я чужд тревогам вселенной,

Отдавшись холодной мечте.

Отдавшись мечте – неизменно

Я молюсь неземной красоте.

 

23 арта 1896

3.

Подобным примером может служить стихотворение «Фантазия», написанное им в 1893 году, накануне зенита творчества Бальмонта. Основная тема, идея «Фантазии» - необычайная красота зимней природы, которая может меняться, символизируя оттенки душевного состояния, вызывать различные чувства и эмоции.

Лирический сюжет стихотворения заключен в смене обстановки тишины, спокойствия зимнего леса надвигающимися переменами, тревогой, печалью, нарастающими с каждым мгновением:

Вещий лес спокойно дремлет

Слыша тихий стон метели…

о уже в следующей строфе читаем:

И деревьям что-то мнится

Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,

В час глубокой полуночи мчатся духи через лес…

Природный, сказочный сюжет произведения не поднимает серьезных жизненных проблем, он наполнен романтичностью и художественной выразительностью.

Композиция стихотворения подчеркивает некую таинственность, спокойствие, романтичность, а иногда тревожность и трепет.

Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Его восприятие окружающего мира передает оттенки его душевного состояния. Он чувствует в трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека:

И деревьям что-то мнится

То, что людям не приснится, никому и никогда…

В стихотворении выражены различные оттенки настроений – безмятежность и сонное спокойствие зимней ночи, оттенки тревоги, печали, таинственности и умиротворенности.

В своем стихотворении автор использовал перекрестную рифму, которая усилила художественную выразительность произведения.

Образы Бальмонта, созданные им в «Фантазии», лишены чётких очертаний, окружены тайной: «роптанья ветра», «светлый дождь», «искры лунного сиянья», «тайные грезы», «духи ночи».

Стихотворение насыщено эпитетами (тихий стон, стройные ветви, скорбное моленье, сказочные стволы, ясные и светлые сны) и сравнительными оборотами (как живые изваянья, точно искрится звезда, точно светлый дождь струится, как червь). Очень часто Бальмонт использует олицетворения (лес спокойно дремлет, шепчут сосны, шепчут ели), а во второй строфе – риторические вопросы.

Читая стихотворение «Фантазия», получаешь удовольствие от его музыкальности, художественной выразительности, картины необыкновенной красоты природы.

4.

Стихи Гумилёва совершенно не похожи на обычную русскую поэзию: они ярки, экзотичны, фантастичны, написаны всегда в мажорном ключе. В них господствует редкая в русской литературе нота – любовь к приключениям и мужественный романтизм. Ранняя его книга – Жемчуга, – полная экзотических самоцветов, иногда не самого лучшего вкуса, включает Капитанов, поэму, написанную во славу великих моряков и авантюристов открытого моря; с характерным романтизмом она заканчивается образом Летучего Голландца. Военная поэзия Гумилёва, как ни странно, совершенно свободна от «политических» чувств – его меньше всего интересуют цели войны. В его военных стихах есть новая религиозная нота, непохожая на мистицизм символистов – это мальчишеская, нерассуждающая вера, исполненная радостной жертвенности. Шатер, написанный в большевицком Петербурге, – что-то вроде поэтической географии его любимого континента, Африки. Самая впечатляющая ее часть – Экваториальный лес – история французского исследователя в малярийном лесу Центральной Африки, среди горилл и каннибалов.

Лучшие книги Гумилёва – Костер и Огненный столп. В них его стих обретает эмоциональную напряженность и серьезность, отсутствующие в ранних произведениях. Здесь напечатан такой интересный манифест, как Мои читатели, где он с гордостью говорит, что не кормит своих читателей унижающей и расслабляющей пищей, а помогает им по-мужски спокойно смотреть в лицо смерти. В другом стихотворении он выражает желание умереть насильственно, а «не на постели, при нотариусе и враче». Это желание исполнилось.

Иногда поэзия Гумилёва становится нервной, как странный призрачный Заблудившийся трамвай, но чаще она достигает мужественного величия и серьезности, как в замечательном диалоге его со своей душой и телом, – где монолог тела заканчивается благородными словами:

Но я за все, что взял и что хочу,
За все печали, радости и бредни,
Как подобает мужу, заплачу
Непоправимой гибелью последней.

Последнее стихотворение этой книги – Звездный ужас – таинственный и странно убедительный рассказ о том, как первобытный человек впервые осмелился посмотреть на звезды.

Перед смертью Гумилёв работал над другой поэмой о первобытных временах – Дракон. Это до странности оригинальная и фантастическая космогония, но автор успел закончить лишь первую её песнь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: