Тема № 2 Предмет педагогики высшей школы
-Педагогика высшей школы как наука
- Специфические особенности и задачи педагогики ВШ
Педагогика - наука о целостном пед. процессе. Под целостным понимается процесс обучения, воспитания и развития личности.
Педагогика высшей школы – это отрасль, раздел общей педагогики, а точнее будет сказать, профессиональной педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности.
Предметом изучения педагогики высшей школы является процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.
К задачам педагогики высшей школы можно отнести:
1. Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков методически обоснованного проведения всех видов учебной, научной и воспитательной работы.
2. Установление связи обучения, профессиональной подготовленности и формирование у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи.
3. Преобразование учебного процесса в процесс развития самостоятельного, творческого мышления.
4. Формирование, развитие, проявление педагогического мастерства с целью мобилизации студентов на разнообразные творческие действия.
5. Анализ социально-педагогического фактора, законов и особенностей формирования у студентов педагогических знаний, умений, навыков, педагогического сознания.
|
6. Вооружение педагогов психологическими знаниями.
7. Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности.
Тема № 3 Суть процесса обучения в высшей школе
- Содержание понятия «Дидактика»
Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения
- Суть и структура процесса обучения в ВУЗе
Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучение двусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.
Сущность обучения проявляется в его функциях:
- формирование знаний, умений и навыков;
- формирование мировоззрения и сознательности;
- физическое, физиологическое и психическое развитие;
- профессиональное ориентирование;
- подготовка к непрерывному образованию в ходе практической деятельности;
Содержание обучения определяется требованиями государственных стандартов образования, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.
-Методы обучения в ВШ по Эльконину
Термин "метод" означает путь, способ продвижения к истине. Методы обучения в ВУЗе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иной процесс начинается в ВУЗе: семинары, лекции, семинары, к ним можно не готовиться, не нужно кадый день что – то учить, решать, запоминать.
|
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний.Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на осмысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Содержательное обобщение — это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство и различия с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Это могут быть:
а) наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т. д.);
б)понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, генетические);
|
в)теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.
- Какие факторы способствуют лучшему усвоению знаний?
Усвоение, в широком смысле слова, есть организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов -- восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение, как творческое усвоение, приобретение знаний, зависит от трех факторов -- от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае. И, наконец, процесс учения зависит и от особенностей ученика -- индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т. е. следствие условий, задаваемых извне.