Тема № 8 Особенности воспитания студентов и роль студенческой группы




-особенности традиционного и современного подхода к воспитанию студентов

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

- личностно ориентированный;

- деятельностный (личностно-деятельностный);

- культурологический;

- ценностный;

- гуманистический;

- человекоцентрированный.

-задачи воспитанию студентов на современном уровне на современном России

- формирование профессиональных качеств личности;

- формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;

- нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;

- приобщение студентов, обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;

- соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;

- формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.

-роль коллектива в воспитании студенческой молодежи

Все наиболее эффектив­ные формы воспитательной работы, нашедшие свое место в практике вузов в последние годы, отличаются тем, что центр тяжести при про­ведении различных мероприятий относится именно к студенческой группе. Весьма важно, чтобы коллектив студенческой группы рас­сматривался именно как трудовой коллектив. К сожалению, нередко бывает так, что в попытках сплотить коллектив сами студенты, а по­рой и преподаватель пытаются объединить людей по принципу со­вместного проведения свободного времени: экскурсий, походов в театр, вечеров КВН и т. п. Это, может быть, самый очевидный, однако не самый надеж­ный путь. Как правило, коллектив, созданный на этих основах, не­прочен. В нем ослаблены внутренние связи, в нем нет серьезной деловой основы. Важно, чтобы преподаватель как старший товарищ постоянно и настойчиво внедрял в сознание студентов мысль о том, что учеба — их главное занятие в вузе — это труд. Учеба — это не только подготовка к будущей трудовой деятельности, но и по­стоянный элемент труда специалиста на протяжении всей его жиз­ни. Разница заключается лишь в том, что на студенческой скамье человек преимущественно учится, а, став специалистом, придя на производство, он работает и учится, но уже в качестве второго сво­его основного занятия на протяжении всей жизни.

-роль коллектива в формировании личности студента

современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нём принята. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через СМИ, чтение книг и другие источники. Но только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребёнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции), членом других (классного коллектива) становится в силу определённых условий. Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Процессы развития коллектива и личности каждого его члена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, развитие личности во многом зависит от характера официальных и межличностных отношений, от уровня развития коллектива в целом. С другой стороны, от степени активности всех членов коллектива, их способностей, индивидуального развития зависит сила воспитательного воздействия коллектива. Чем активнее участвуют члены коллектива в его жизни, деятельности, чем полнее они реализуют в ней свои стремления и интересы, тем большей сплочённостью и силой воспитательного влияния отличаются коллективные отношения.

-этапы развития студенческого коллектива

1) притирка

2) конфликтная фаза

3) стадия разрешения конфликта

4) стадия комфортного существования

-критерии уровня развития коллектива

организационная единство группы заключается в ее способности к делового объединения для решения общегрупповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.

Психологическая единство - это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковых суждений и выводов из важнейших вопросов групповой и позагрупової деятельности, понимать общую ответственность за нее. Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других. Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.

Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе. Понятно, что подготовленность группы как интегральное образование органично сочетает личный опыт, знания и умения всех ее членов. Но это вовсе не означает, что подготовленность членов всегда свидетельствует о подготовленности групповую: одновременное пребывание студентов на занятиях хотя и создает условия для совместной деятельности, но еще не является показателем подготовленности группы.

Нравственная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредоточивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с моральными нормами высшего учебного заведения и общества в целом. Следовательно, для анализа моральной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: