-психология студенческого возраста
Студенчество — учащиеся высших и средних профессиональных учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным расслоением и т.д., а также определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая отличается определенными социально-психологическими особенностями.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которую не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда экономических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
-развитие студентов на разных курсов
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс - решается задача приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
|
Второй курс - это период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
- Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс — в перспективе скорое окончание вуза, формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
-социальная адаптация студентов в ВУЗе
Социальная адаптация - процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношений и в культуре; это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде.
|
Адаптированность выражается как принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Адаптационное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
-социально- педагогический портрет современного студента
Общий контур социально-экономического статуса современного студента таков: это молодой юноша или девушка, базовый источник доходов которого представлен родительским бюджетом, финансирующим все основные статьи расходов, изредка случайно подрабатывающий.
Таким образом, среднестатистическая семья из двух работающих и двух детей, обучающихся в различных учебных заведениях, судя по ответам 57% студентов, имеет доходы не выше прожиточного уровня. Уровень доходов на человека в семьях студентов, обучающихся на коммерческой основе, выше, чем в семьях студентов-бюджетников, но и среди них велика доля семей с минимальными доходами.
Вызывает настороженность неудовлетворенность определенной категории студенчества в полноценности питания и одежды (6?5% и 14,5% соответственно), несмотря па то, что эти цифры сравнительно невысоки.
Из каких же средств складывается бюджет современного студента негосударственного вуза? Результаты практически не зависят от курса, на котором учится студент. На первое место студенты поставили помощь родителей (родственников) - 75,0% (68,0% на старших курсах и 85,9% на младших), на второе место - собственные доходы (57,5%), учитывая, что им приходится сочетать учебу и работу, можно предположить, что эти доходы сравнительно невысоки. При этом студенты старших курсов более в этом плане благоустроены, лучше адаптированы в современную экономическую структуру со всеми ее издержками, противоречиями и сложностями.