Тезисы:
- существование классов связано с определёнными историческими фазами развития производства;
- классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата;
- эта диктатура сама есть лишь переход к уничтожению классов и ведёт к бесклассовому обществу.
Основной классообразующий принцип – отношение к средствам производства.
Маркс считает, что объективных критериев для характеристики классов недостаточно. Наряду с такими признаками как отношение к средствам производства, экономическим положением, образом жизни, вводится признак «классового самосознания» Þ противостояние и оппозиция между классами.
- «класс в себе» (не осознали себя как класс);
- «класс для себя» (осознали себя как особую социальную группу со своими классовыми интересами и противопоставляющие себя другим группам).
Классовая дихотомия выступает в двух формах:
сквозной через все общественные формации с выделением в
- эксплуататорские классы;
- эксплуатируемые классы.
В каждой он выделяет специфические пары противостоящих друг другу классов. Существуют также переходные, промежуточные классы (например, те, кто не осознал классовые интересы группы). Говорит о понятии «остаточный класс» (например, крестьянство при капитализме)
Пролетариат и буржуазия, по Марксу, – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – это бесклассовое общество. Для того, чтобы его установить, пролетариат, историческая миссия которого состоит в том, чтобы, освободив себя от буржуазной эксплуатации, одновременно освободить все общество (человечество), должен завоевать политическую власть и установить свою революционную диктатуру.
Анализ конфликтов как естественного состояния любого классового общества.
|
Теория социальных изменений, в которых классовая борьба выступает движущей силой истории.
Источник социального прогресса – противоречие между производительными силами и производственными отношениями и разрешение этого противоречия.
Прогресс – это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регрес с, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, т.е. деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой.
Различают две формы социального прогресса:
- революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что в ней непосредственно действуют народные массы.
- реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Маркс различает социальную революцию (это не просто переход от одной формации к другой, но и определённый способ такого преобразования, который носит быстрый, конфликтный и тотальный характер) и политическую (завоевание государственной власти прогрессивными классами, установление их диктатуры и подавление реакционного класса) + экономическую + промышленную (сближает их с социальной поочерёдно).
|
К концу своего творчества Маркс сместил акцент с социальной на политическую революцию, которую ранее понимал лишь как средство для социальной Þ
Þ социальные реформы = искусственный тормоз социального развития.
Но к концу своей жизни Маркс стал отходить от идей революции, более лояльно относясь к реформам.
Библиографический список:
1. Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009.
2. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М.: Гардарики, 2004.
3. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник – М.: Издательский Дом «Высшее образование и Наука», 2007.
4. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под. ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина XX в.) – М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002.
6. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик ИС РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001.