АФО органов и систем в различные возрастные периоды




I. Кожа, особенности:

1. Кожа новорожденных и детей первого года жизни имеет особенности: она богата водой, богато снабжена кровеносными сосудами. Поэтому кожа нежная, гладкая, бархатистая, розовая.

2. Её поверхностный слой (роговой) тонкий, основный слой сочный и рыхлый. Базальная мембрана недоразвита. Поэтому кожа детей легко ранима, быстро нарушается ее целостность при дефектах ухода.

3. Дефекты ухода: редкое купание и подмывание, неправильное пеленание, отсутствие растительного масла в складках кожи, перегрев ребенка.

4. Тонкий роговой слой и обилие кровеносных сосудов (капилляров), которые близко подходят к поверхности кожи при нарушении ухода и СЭР могут привести к легкому инфицированию кожи и ее заболева1ниям (пиодермии).

5. Сальные железы кожи хорошо функционируют с рождения. Их много у новорожденного на носу (через месяц они исчезают). В пубертатном периоде (полового созревания) усиливается работа сальных желез.
6. Потовые железы в первые 4-5 месяцев жизни развиты слабо, поэтому у ребенка в это время плохое потоотделение. И при дефектах ухода (повышение температуры помещения, кровать у батареи, солнечный свет) ребенок может легко перегреться, возможна гипертермия.

7. Волосы на голове мягкие, тонкие. На 1 году жизни они постепенно выпадают и с 2 лет вновь интенсивно растут. У доношенного ребенка на плечах и спине имеются пушковые волосы, у недоношенного – они могут быть по всему телу.

8. Брови и ресницы с рождения развиты слабо, интенсивно растут к 3-4 годам жизни.

9. Функции кожи с рождения:

а) защитная – развита слабо; обладает высокой восстановительной способностью;

б) терморегуляторная – развита слабо;

в) дыхательная – развита хорошо (через кожу выделяется углекислота и поглощается кислород);

г) выделительная – развита хорошо (через кожу выделяется пот, кожное сало, минеральные вещества);

д) витаминообразующая – в коже под действием УФО из неактивного витамина Д образуется активный витамин;

е) рецепторная – в коже находится много рецепторов – нервных окончаний, которые воспринимают температуру, боль, ощущения и передают эту информацию в ЦНС. При заболеваниях кожи в этом месте нарушаются все её функции.

10. Методы исследования кожи:

а) осмотр (цвет кожи, чистота, сыпи, рубцы);

б) пальпация (определяется эластичность кожи, сухость или влажность и тургор мягких тканей)

II. Подкожно-жировой слой (п/ж).

У доношенного ребенка он развит хорошо: видны складочки в паховой области, на бедрах, лицо округлое. Развит п/ж слой лучше всего на лице, бедрах, голенях, хуже (меньше) на предплечьях и животе. Быстро нарастает п/ж слой в первые 6 месяцев, затем - медленнее. Когда ребенок хорошо прибывает в массе, то сначала п/ж слой увеличивается на лице, бедрах, голенях, а затем – только увеличивается на предплечьях и животе. Когда ребенок при заболевании худеет, то уменьшение п/ж слоя начинается в обратном порядке (живот, плечи, бедра, лицо). П/ж слой у детей первых месяцев жизни имеет большое содержание пальмитиновой и стеариновой кислот, которые имеют высокую точку плавления. Поэтому при нарушении режима ухода и охлаждении ребенка или при заболевании его п/ж слой становится твердым, нарушается питание и кровообращение.

Обследование п/ж слоя:

а) осмотр (насколько хорошо п/ж слой выражен; правильно ли распределен);

б) пальпация – определяют толщину п/ж слоя на груди и на животе (в области пупка).

III. Мышечная система.

У новорожденных она развита слабо: его мышечная масса составляет 23% от массы тела (у взрослого – 42 %). Мышечные волокна тонкие, с возрастом их масса нарастает за счет утолщения волокон. В первые месяцы жизни особенно интенсивно растут мышцы шеи и туловища (ребенок начинает держать голову), затем крупные мышцы конечностей (ребенок начинается сидеть, ползать, стоять). И последними к 5-7 годами интенсивно растут мышцы кистей и стоп (важно в эти годы проводить укрепление этих мышц, чтобы подготовить кисть ребенка к занятиям в школе). Рост и развитие мышц продолжается до15 лет, а в период полового созревания, мышечная система растет особенно интенсивно. Окончательное созревание мышечных волокон к 20-23 годам. У детей первых 4-х месяцев жизни отмечается особенность мышечной системы: физиологический гипертонус мышц-сгибателей (ручки и ножки согнуты). После 4 месяцев гипертонус исчезает. Помогает развитию мышечной системы массаж и гимнастика, которые начинают с 1,5-2-х месяцев жизни. Укрепляют мышцы зарядка и физические упражнения в дошкольном учреждении.

IV. Костная система.

Костная ткань у детей первых лет жизни имеет следующие особенности:

1. она имеет волокнистое строение;

2. бедна минеральными веществами;

3. богата водой;

4. богата кровеносными сосудами.

Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, легко искривляются при дефектах ухода. Дефекты ухода: тугое пеленание, неправильное положение на ручках, когда ребенок постоянно лежит на одном боку, когда ребенка рано садят, ставят на ножки, высокая подушка, мягкий матрац. В дальнейшем, в дошкольном возрасте дефектами ухода являются: мебель не по возрасту, ношение рюкзака или сумки на одном плече, парты не по росту, неправильное положение в постели во сне («калачиком»).

Мягкость и эластичность костей детей первых лет жизни уменьшает их ломкость. Поэтому у детей, в отличие от взрослых, реже переломы костей. Рост костей энергично происходит в первые 2-3 года, затем вместо волокнистого строения формируется пластинчатая структура кости. После 12 лет отличий в строении костной системы нет.

Строение черепа: между костями имеются швы, между лобными и теменными костями – большой родничок 2х2,5 см (он зарастает к 12-15 месяцам). У недоношенных детей есть еще маленький родничок – между затылочной и теменными костями (он зарастает к 3 месяцам). Череп интенсивно растет на 1-м году жизни – окружность головы увеличивается за год на 10-12 см. Затем окружность головы увеличивается медленно, и с 5 до 17 лет всего на 6-8 см.

Позвоночник новорожденного не имеет изгибов (он прямой). После того, как ребенок начинает держать голову в 2 месяца, формируется шейный лордоз (выпуклость кпереди), он окончательно устанавливается к 7 годам. В 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, формируется грудной кифоз (выпуклость кзади), он заканчивает формирование к 12 годам. Поясничный лордоз начинает формироваться с 1 года, когда ребенок встает и ходит и заканчивает к 12 годам.

 

2 мес. 7 лет

6 мес. 12 лет

1 год 12 лет

Грудная клетка. У новорожденного она цилиндрической формы, ребра расположены горизонтально, под прямым углом к позвоночнику. С конца 1 года начала 2 года жизни грудная клетка удлиняется, ребра принимает косое положение, диафрагма постепенно опускается. В 12 лет отличий от взрослых нет – формирование грудной клетки закончилось.

Зубы. Молочные (непостоянные) зубы прорезываются с 6-7 месяцев. Сначала передние нижние резцы, затем верхние передние резцы, далее – верхние боковые и нижние боковые резцы.

Схема:

6 месяц – 1 нижний резец. 7 месяц – нижний 2 резец (передние)

7-8 месяц – первые верхние резцы (передние)

9 месяц – вторые верхние резцы (боковые)

12 месяц – первые нижние коренные зубы

14 месяцев – первые верхние коренные зубы

16 месяцев – нижние клыки

18 месяцев – верхние клыки

20 месяцев – второй нижний коренной

24 месяца – второй верхний коренной.

К 1 году ребенок имеет 8 зубов. Для определения количества зубов в первые 2 года существует формула: x = n – 4 (где n – число месяцев жизни).

К концу 2 года – началу 3 года прорезаются все 20 молочных зубов. При прорезывании зубов усиливается слюноотделение, проявляется зуд, припухлость десен, раздражительность. Дети тянут руки и игрушки в рот (поэтому очень важен сан-эпид режим: мыть руки чаще, обрабатывать игрушки, пользоваться специальными игрушками). Ребенка приучают к зубной щетке к 3 годам (мягкой, для детей) и зубной пасте. Нельзя давать сладкое между едой, после еды полоскать рот кипяченной водой.

На 5-7 году жизни происходит смена молочных зубов на постоянные в том же порядке до 12-13 лет. С 12-14 лет прорезываются еще большие вторые коренные зубы, а в 18-20-25 лет – зубы «мудрости».

Методы исследования:

- осмотр (черепа, формы грудной клетки и ее изгибов, ребер, конечностей, стоп);

- пальпация (б. родничка, швов, грудной клетки).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: