I. Кожа, особенности:
1. Кожа новорожденных и детей первого года жизни имеет особенности: она богата водой, богато снабжена кровеносными сосудами. Поэтому кожа нежная, гладкая, бархатистая, розовая.
2. Её поверхностный слой (роговой) тонкий, основный слой сочный и рыхлый. Базальная мембрана недоразвита. Поэтому кожа детей легко ранима, быстро нарушается ее целостность при дефектах ухода.
3. Дефекты ухода: редкое купание и подмывание, неправильное пеленание, отсутствие растительного масла в складках кожи, перегрев ребенка.
4. Тонкий роговой слой и обилие кровеносных сосудов (капилляров), которые близко подходят к поверхности кожи при нарушении ухода и СЭР могут привести к легкому инфицированию кожи и ее заболева1ниям (пиодермии).
5. Сальные железы кожи хорошо функционируют с рождения. Их много у новорожденного на носу (через месяц они исчезают). В пубертатном периоде (полового созревания) усиливается работа сальных желез.
6. Потовые железы в первые 4-5 месяцев жизни развиты слабо, поэтому у ребенка в это время плохое потоотделение. И при дефектах ухода (повышение температуры помещения, кровать у батареи, солнечный свет) ребенок может легко перегреться, возможна гипертермия.
7. Волосы на голове мягкие, тонкие. На 1 году жизни они постепенно выпадают и с 2 лет вновь интенсивно растут. У доношенного ребенка на плечах и спине имеются пушковые волосы, у недоношенного – они могут быть по всему телу.
8. Брови и ресницы с рождения развиты слабо, интенсивно растут к 3-4 годам жизни.
9. Функции кожи с рождения:
а) защитная – развита слабо; обладает высокой восстановительной способностью;
б) терморегуляторная – развита слабо;
в) дыхательная – развита хорошо (через кожу выделяется углекислота и поглощается кислород);
|
г) выделительная – развита хорошо (через кожу выделяется пот, кожное сало, минеральные вещества);
д) витаминообразующая – в коже под действием УФО из неактивного витамина Д образуется активный витамин;
е) рецепторная – в коже находится много рецепторов – нервных окончаний, которые воспринимают температуру, боль, ощущения и передают эту информацию в ЦНС. При заболеваниях кожи в этом месте нарушаются все её функции.
10. Методы исследования кожи:
а) осмотр (цвет кожи, чистота, сыпи, рубцы);
б) пальпация (определяется эластичность кожи, сухость или влажность и тургор мягких тканей)
II. Подкожно-жировой слой (п/ж).
У доношенного ребенка он развит хорошо: видны складочки в паховой области, на бедрах, лицо округлое. Развит п/ж слой лучше всего на лице, бедрах, голенях, хуже (меньше) на предплечьях и животе. Быстро нарастает п/ж слой в первые 6 месяцев, затем - медленнее. Когда ребенок хорошо прибывает в массе, то сначала п/ж слой увеличивается на лице, бедрах, голенях, а затем – только увеличивается на предплечьях и животе. Когда ребенок при заболевании худеет, то уменьшение п/ж слоя начинается в обратном порядке (живот, плечи, бедра, лицо). П/ж слой у детей первых месяцев жизни имеет большое содержание пальмитиновой и стеариновой кислот, которые имеют высокую точку плавления. Поэтому при нарушении режима ухода и охлаждении ребенка или при заболевании его п/ж слой становится твердым, нарушается питание и кровообращение.
Обследование п/ж слоя:
а) осмотр (насколько хорошо п/ж слой выражен; правильно ли распределен);
|
б) пальпация – определяют толщину п/ж слоя на груди и на животе (в области пупка).
III. Мышечная система.
У новорожденных она развита слабо: его мышечная масса составляет 23% от массы тела (у взрослого – 42 %). Мышечные волокна тонкие, с возрастом их масса нарастает за счет утолщения волокон. В первые месяцы жизни особенно интенсивно растут мышцы шеи и туловища (ребенок начинает держать голову), затем крупные мышцы конечностей (ребенок начинается сидеть, ползать, стоять). И последними к 5-7 годами интенсивно растут мышцы кистей и стоп (важно в эти годы проводить укрепление этих мышц, чтобы подготовить кисть ребенка к занятиям в школе). Рост и развитие мышц продолжается до15 лет, а в период полового созревания, мышечная система растет особенно интенсивно. Окончательное созревание мышечных волокон к 20-23 годам. У детей первых 4-х месяцев жизни отмечается особенность мышечной системы: физиологический гипертонус мышц-сгибателей (ручки и ножки согнуты). После 4 месяцев гипертонус исчезает. Помогает развитию мышечной системы массаж и гимнастика, которые начинают с 1,5-2-х месяцев жизни. Укрепляют мышцы зарядка и физические упражнения в дошкольном учреждении.
IV. Костная система.
Костная ткань у детей первых лет жизни имеет следующие особенности:
1. она имеет волокнистое строение;
2. бедна минеральными веществами;
3. богата водой;
4. богата кровеносными сосудами.
Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, легко искривляются при дефектах ухода. Дефекты ухода: тугое пеленание, неправильное положение на ручках, когда ребенок постоянно лежит на одном боку, когда ребенка рано садят, ставят на ножки, высокая подушка, мягкий матрац. В дальнейшем, в дошкольном возрасте дефектами ухода являются: мебель не по возрасту, ношение рюкзака или сумки на одном плече, парты не по росту, неправильное положение в постели во сне («калачиком»).
|
Мягкость и эластичность костей детей первых лет жизни уменьшает их ломкость. Поэтому у детей, в отличие от взрослых, реже переломы костей. Рост костей энергично происходит в первые 2-3 года, затем вместо волокнистого строения формируется пластинчатая структура кости. После 12 лет отличий в строении костной системы нет.
Строение черепа: между костями имеются швы, между лобными и теменными костями – большой родничок 2х2,5 см (он зарастает к 12-15 месяцам). У недоношенных детей есть еще маленький родничок – между затылочной и теменными костями (он зарастает к 3 месяцам). Череп интенсивно растет на 1-м году жизни – окружность головы увеличивается за год на 10-12 см. Затем окружность головы увеличивается медленно, и с 5 до 17 лет всего на 6-8 см.
Позвоночник новорожденного не имеет изгибов (он прямой). После того, как ребенок начинает держать голову в 2 месяца, формируется шейный лордоз (выпуклость кпереди), он окончательно устанавливается к 7 годам. В 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, формируется грудной кифоз (выпуклость кзади), он заканчивает формирование к 12 годам. Поясничный лордоз начинает формироваться с 1 года, когда ребенок встает и ходит и заканчивает к 12 годам.
2 мес. 7 лет
6 мес. 12 лет
1 год 12 лет
Грудная клетка. У новорожденного она цилиндрической формы, ребра расположены горизонтально, под прямым углом к позвоночнику. С конца 1 года начала 2 года жизни грудная клетка удлиняется, ребра принимает косое положение, диафрагма постепенно опускается. В 12 лет отличий от взрослых нет – формирование грудной клетки закончилось.
Зубы. Молочные (непостоянные) зубы прорезываются с 6-7 месяцев. Сначала передние нижние резцы, затем верхние передние резцы, далее – верхние боковые и нижние боковые резцы.
Схема:
6 месяц – 1 нижний резец. 7 месяц – нижний 2 резец (передние)
7-8 месяц – первые верхние резцы (передние)
9 месяц – вторые верхние резцы (боковые)
12 месяц – первые нижние коренные зубы
14 месяцев – первые верхние коренные зубы
16 месяцев – нижние клыки
18 месяцев – верхние клыки
20 месяцев – второй нижний коренной
24 месяца – второй верхний коренной.
К 1 году ребенок имеет 8 зубов. Для определения количества зубов в первые 2 года существует формула: x = n – 4 (где n – число месяцев жизни).
К концу 2 года – началу 3 года прорезаются все 20 молочных зубов. При прорезывании зубов усиливается слюноотделение, проявляется зуд, припухлость десен, раздражительность. Дети тянут руки и игрушки в рот (поэтому очень важен сан-эпид режим: мыть руки чаще, обрабатывать игрушки, пользоваться специальными игрушками). Ребенка приучают к зубной щетке к 3 годам (мягкой, для детей) и зубной пасте. Нельзя давать сладкое между едой, после еды полоскать рот кипяченной водой.
На 5-7 году жизни происходит смена молочных зубов на постоянные в том же порядке до 12-13 лет. С 12-14 лет прорезываются еще большие вторые коренные зубы, а в 18-20-25 лет – зубы «мудрости».
Методы исследования:
- осмотр (черепа, формы грудной клетки и ее изгибов, ребер, конечностей, стоп);
- пальпация (б. родничка, швов, грудной клетки).