Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и актов, которые именуются средствами прокурорского надзора. Средства прокурорского надзора по целевому назначению можно классифицировать на средства выявления нарушений законности и средства реагирования на нарушения законности.
1. Средства выявления правонарушений. В соответствии с законодательством о прокурорском надзоре прокуроры принимают меры к выявлению нарушений законности. Для этого они наделены правовыми средствами, которые закреплены в законе. К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан и должностных лиц. Кроме того, выявление нарушений закона зачастую производится прокурором при его участии в производстве дознания и предварительного следствия, а также участии в рассмотрении дел судами.
Истребование актов управления производится прокурорами в связи с наличием сведений о нарушениях законности. Цель истребования актов управления — проверка их соответствия требованиям действующего законодательства.
Данное средство может быть использовано как в устной, так и в письменной форме. Письменная форма предполагает вынесение прокурором постановления об истребовании конкретного акта управления для проверки его соответствия закону. Как правило, истребование актов управления применяется в процессе производства прокурорских проверок.
|
Выявлению нарушений законодательства служит требование прокурора от органов управления проведения проверок и ревизий в подведомственных им учреждениях. Оно применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых для правильного решения по поступившим сведениям о правонарушениях, находится за пределами его компетенции. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" закрепил право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц. Качество проведения проверок и ревизий во многом зависит от точности и четкости сформулированных прокурором вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки или ревизии.
Важнейшим правовым средством выявлений нарушений законов являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства.
Поводами для проведения проверок являются:
* прямые обращения граждан в прокуратуру;
* материалы гражданских, уголовных и арбитражных дел;
* данные, предоставленные контролирующими органами; Ф материалы, предоставленные средствами массовой
информации;
* результаты анализа статистики;
* результаты анализа прокурорской и другой правоприменительной практики;
* акты ревизий, проверок и инвентаризаций;
* материалы административных расследований, дознаний;
|
* другая информация, содержащая данные о правонарушениях.
В процессе прокурорской проверки прокурор знакомится со всеми необходимыми документами и материалами, истребует дополнительные документы, вызывает должностных лиц и иных граждан, требует от них письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона.
2. Средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения.
Выявив нарушения закона и обстоятельства, способствовавшие им, прокурор с помощью правовых средств принимает меры к устранению правонарушений и их предупреждению. Правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения определяются законодательством для каждой отрасли прокурорского надзора. К данной группе правовых средств прокурорского надзора относятся:
• протест прокурора на противоречащий закону правовой акт;
• представление об устранении допущенных нарушений закона;
• постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;
• предостережение о недопустимости нарушений закона.
Протест прокурора — акт реагирования на противоречащий закону акт управления (законодательный акт) должностного лица (законодательного органа), в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо привидение его в соответствии с законом.
Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
|
Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
Представление прокурора об устранении нарушений закона — акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.
Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
О результатах принятых мер должно быть сообщено (прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным орга-1 ном прокурору сообщается о дне заседания данного органа.
Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
Постановление прокурора — акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Виды постановлений прокурора: постановление о возбуждении уголовного дела и постановление о производстве об административном правонарушении.
Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если
в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
В случае же, если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности, о чем выносится мотивированное постановление.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
Предостережение о недопустимости нарушения закона — акт реагирования прокурора на наличие сведений о готовящихся противоправных действиях, в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.
Предостережение о недопустимости нарушения закон выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам, в отношении которых оно вынесено.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.
При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.
Предостережение состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.