Направления деятельности прокуратуры — основные направления, в соответствии с которыми органы прокуратуры осуществляют свои полномочия.
Основными направлениями деятельности прокуратуры являются:
• осуществление прокурорского надзора;
• осуществление уголовного преследования;
• участие прокурора в рассмотрении дел судами;
• координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
• международное сотрудничество;
• участие прокуратуры в правотворческой деятельности.
Прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путем своевременного выявления и принятия мер:
а) к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, причин и условий, способствующих им;
б) к восстановлению нарушений законности;
в) к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Цель прокурорского надзора — обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, суверенных прав Российской Федерации и прав ее субъектов, прав
органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и учреждений.
Отрасль прокурорского надзора — относительно самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. Выделяют четыре основные отрасли прокурорского надзора.
1. Надзор за исполнением законов органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор).
|
Надзор прокурора за исполнением законов (общий надзор) является важнейшей отраслью прокурорского надзора.
Общий надзор прокурора заключается в надзоре за законностью актов, издаваемых органами государственного управления, должностными лицами, общественными организациями и надзоре за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами и гражданами.
Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Предметом общего надзора являются:
Ф соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их Должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Ф соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами. Осуществляя общий надзор, прокурор:
* выявляет нарушения законов;
|
* устанавливает причины и условия, способствующие нарушениям законов;
Ф принимает меры к устранению нарушений закона; Ф принимает меры по предупреждению нарушений законов;
* принимает меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов;
* устанавливает лиц, допустивших нарушения законов;
* принимает меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.
При организации работы по общему надзору прокурор планирует, где, с какими документами и материалами необходимо ознакомиться в целях получения сведений о нарушении закона, где и по каким вопросам изучить состояние законности, где, когда и какие прокурорские проверки провести, кому поручить проведение проверок, привлекать ли к проверкам специалистов и каких именно, какие направления или участки прокурорской работы следует изучить и проанализировать.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина поразделяется на следующие составляющие:
* соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
|
* надзор за законностью правовых актов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина;
* надзор в сфере экономики и экологической безопасности;
* предупреждение преступных проявлений.
В связи с этим надзор прокуратуры будет заключаться:
* в проверке законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами;
* в ознакомлении с протоколами заседаний вышеуказанных органов;
* в возможном участии прокурора в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления;
* в проведении периодических прокурорских проверок и т. п.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных меро-приятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, являются:
* обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования;
* обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных;
* охрана прав и свобод участвующих в деле лиц;
* укрепление законности и правопорядка.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Предметом данной отрасли прокурорского надзора является:
+ законность нахождения лиц в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания) и предварительного заключения (следственных изоляторах);
* законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера;
* соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;
* соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
* соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеуказанных лиц;
* законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Некоторые исследователи выделяют в качестве отрасли прокурорского надзора надзор за исполнением закона судебными приставами.
Вторым направлением деятельности прокуратуры является осуществление уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Прокурору предоставлено право участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в необходимых случаях — лично производить отдельные следственные действия, а также, возбудив дело или изъяв его у органа дознания или следователя, расследовать его самостоятельно в полном объеме.
С момента принятия Закона о прокуратуре 1995 г. потеряло значение отрасли надзора и стало считаться отдельным направлением деятельности прокуратуры участие прокурора в рассмотрении дел судами. Это связано с тем, что судебные органы приобретают все большую самостоятельность и независимость и в своей деятельности не поднадзор-ны никаким другим органам государства. Прокуратура, как и суд, ПРИ рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуется сходными задачами: вынесение законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это особыми методами в соответствии с принципом состязательности.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
К общим полномочиям, предоставленным прокурору уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбит-ражно-процессуальным законодательством РФ относятся следующие. Прокурор:
* участвует в разбирательстве дел в судах первой инстанции, в судах кассационной и надзорной инстанций;
* предъявляет иски и подает заявления в суд по существу дела;
* подает в вышестоящий суд представления и протесты на незаконные и необоснованные решения, приговоры, определения и постановления судей;
+ принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений
по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
* дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел;
* проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебных приставов;
* совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом.
В уголовном процессе прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя.
Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор способствует строгому соблюдению гражданского законодательства и норм гражданского и арбитражного судопроизводства.
Важным направлением прокурорской деятельности является также координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Особое внимание обращается прокуратурой на борьбу с организованной преступностью.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации деятельности вышеуказанных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия.
К основным направлениям координационной деятельности относятся:
• совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики;
Ф прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
Ф выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
* разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
Ф подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;
+ обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
* разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;
* обобщение практики выполнения международных договоров РФ и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработки соответствующих предложений;
* изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
Другим направлением деятельности прокуратуры РФ является международное сотрудничество, которое стало возможным в связи с необходимостью сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека.
И, наконец, последним из направлений деятельности прокуратуры является участие прокуратуры в правотворческой деятельности, в соответствии с которой Генеральный прокурор РФ имеет возможность входить в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры имеют право входить с законодательной инициативой в законодательные органы субъектов РФ и др. Правотворческая деятельность прокуратуры осуществляется в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой Российской Федерации, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации.