Вопрос 2: Организация и структура Генеральной прокуратуры РФ.




Руководит деятельностью Генеральной прокуратуры Гене-
ральный прокурор РФ, у которого есть первый заместитель и замес-
тители. Один из заместителей Генерального прокурора РФ одновре-
менно является Главным военным прокурором. Первый заместитель
Генерального прокурора РФ и заместители назначаются на долж-
ность и освобождаются от должности Советом Федерации Феде-
рального Собрания РФ. Представление об их назначении и предло-
жение об их отстранении от должности готовится Генеральным про-
курором РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные
управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе
управлений), а также Главная военная прокуратура.
Главная военная прокуратура, возглавляется заместителем Ге-
нерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. Дея-
тельностью Главных управлений, управлений и отделов на правах
управлений руководят их начальники являющиеся старшими по-
мощниками, а их заместители и начальники отделов в составе
управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме
должностей начальников и их заместителей в главных управлениях,
управлениях и отделах устанавливаются должности старших проку-
роров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и проку-
роров-криминалистов, а также старших следователей по особо важ-
ным делам и следователей по особо важным делам и их помощни-
ков.
В Генеральной прокуратуре, кроме того, имеются должности
советников, старших помощников и старших помощников по осо-
бым поручениям Генерального прокурора РФ, статус которых соот-
ветствует статусу начальников управлений; помощников и помощ-
ников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу
заместителей начальников управлений. Первый заместитель и замес-
тители Генерального прокурора РФ также имеют помощников по
особым поручениям, статус которых соответствует статусу замести-
телей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре РФ действует коллегия и научно-
консультативный совет.

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ
Полномочия Генеральной прокуратуры РФ следующие. Она в
пределах своей компетенции:
1) как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский
надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
2) выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный
журнал Законность;
3) осуществляет прямые связи с соответствующими органами
других государств и международными организациями, сотрудничает
с ними;
4) заключает соглашения по вопросам правовой помощи и
борьбы с преступностью;
5) участвует в разработке международных договоров Россий-
ской Федерации;
6) осуществляет оперативное управление имеющимися у ней
объектами социально-бытового и хозяйственного назначения;
7) осуществляет иные виды деятельности.

Генеральный прокурор РФ, его полномочия, порядок назна-
чения на должность
Генеральный прокурор РФ возглавляет Генеральную прокура-
туру РФ, в связи с чем он вправе:
1) руководить системой прокуратуры Российской Федерации
(ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде-
рации»);
2) образовывать, реорганизовывать и ликвидировать органы и
учреждения прокуратуры, определять их статус и компетенцию (ч. 2
ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера-
ции»);
3) возлагать осуществление функций прокуратуры на органы
военной прокуратуры в местностях, где в силу исключительных об-
стоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской
Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соот-
ветствии с международными договорами находятся войска Россий-
ской Федерации (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»);
4) в пределах выделенной штатной численности и фонда опла-
ты труда устанавливать штаты и структуру Генеральной прокурату-
ры РФ, определять полномочия структурных подразделений, уста-
навливать штатную численность и структуру подчиненных органов
и учреждений прокуратуры (ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О про-
куратуре Российской Федерации»);
5) назначать и освобождать от должности нижестоящих про-
куроров (ч. ч. 3, 4 ст. 129 Конституции РФ), в частности:
а) в Генеральной прокуратуре РФ — начальников главных
управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников,
старших помощников и старших помощников по особым поручени-
ям, помощников и помощников по особым поручениям Генерально-
го прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого за-
местителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших
прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отде-
лов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-
криминалистов, старших следователей по особо важным делам и
следователей по особо важным делам и их помощников;
б) прокуроров субъектов Российской Федерации и приравнен-
ных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъекта-
ми Российской Федерации (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О про-
куратуре Российской Федерации»);
в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации
и приравненных к ним прокуроров;
г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним проку-
роров (п. 1 ст. 40.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации»);
д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреж-
дений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместите-
лей (ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации»);
6) назначать прокурорских работников в состав коллегии Ге-
неральной прокуратуры;
7) утверждать персональный состав коллегии Главной военной
прокуратуры;
8) председательствовать в заседаниях коллегии Генеральной
прокуратуры и координационного совещания руководителей феде-
ральных правоохранительных органов (ч. 3 п. 1.2 Регламента Гене-
ральной прокуратуры РФ);
9) устанавливать порядок принятия Присяги прокурора (сле-
дователя) (ч. 2 ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре Россий-
ской Федерации»);
10) устанавливать порядок и сроки проведения аттестации
прокурорских работников (ч. 3 ст. 41 Федерального закона «О про-
куратуре Российской Федерации»);
11) присваивать классные чины работникам прокуратур (ч. 5
ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера-
ции»);
12) налагать на прокурорских работников дисциплинарные
взыскания в полном объеме (ч. 2 ст. 41.7 Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации»);
13) давать согласие на наложение дисциплинарного взыскания
в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжден-
ных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Россий-
ской Федерации» (ч. 5 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»);
14) устанавливать образец удостоверения прокурорского ра-
ботника (ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона «О прокуратуре Россий-
ской Федерации»);
15) устанавливать порядок ведения личных дел прокурорских
работников (ч. 3 ст. 41.2 Федерального закона «О прокуратуре Рос-
сийской Федерации»);
16) определять полномочия подчиненных ему прокуроров и их
заместителей по привлечению к дисциплинарной ответственности
прокурорских работников, назначаемых им на должность (ч. 2 ст.
41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
17) вносить представления в соответствующую палату Феде-
рального Собрания о лишении ее членов (депутатов) неприкосно-
венности (ч. 2 ст. 98 Конституции РФ);
18) обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Выс-
шего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъ-
яснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбит-
ражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 Феде-
рального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
19) принимать участие в заседаниях федеральных органов ис-
полнительной власти, представительных (законодательных) и ис-
полнительных органов субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих органи-
заций, где рассматриваются внесенные ими представления и протес-
ты (ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе-
дерации»);
20) обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нару-
шения конституционных прав и свобод граждан законом, применен-
ным или подлежащим применению в конкретном деле (ч. 6 ст. 35
Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
21) принимать участие в заседаниях Верховного Суда РФ (ч. 5
ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федера-
ции»);
22) принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбит-
ражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного зако-
на «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);
23) принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Ар-
битражного Суда РФ (ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного
закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);
24) присутствовать на заседаниях палат Федерального Собра-
ния РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представи-
тельных (законодательных) и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст.
7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
25) издавать обязательные для исполнения всеми работниками
органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряже-
ния, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации
деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и поря-
док реализации мер материального и социального обеспечения ука-
занных работников (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»);
26) давать поручение нижестоящим прокурорам о необходи-
мости их присутствия на заседаниях палат Федерального Собрания
РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных
(законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федераль-
ного закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
27) приостанавливать исполнение приговора, которым в каче-
стве меры наказания назначена смертная казнь, путем принесения
на токовой представления (ст. 38 Федерального закона «О прокура-
туре Российской Федерации»);
28) в исключительных случаях продлять срок предваритель-
ного следствия свыше 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК);
29) давать согласие на продление срока заключения под стра-
жу свыше 12 месяцев (ч. 3 ст. 109 УПК);
30) направлять Президенту РФ представление о временном
отстранении от должности высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации и (или) руководителя высшего исполни-
тельного органа государственной власти субъекта Российской Фе-
дерации (ч. 5 ст. 114 УПК);
31) принимать решение о возбуждении уголовного дела, либо
о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело
было возбуждено в отношении других лиц или по факту соверше-
ния деяния, содержащего признаки преступления, в отношении:
— члена Совета Федерации и депутата Государственной Ду-
мы,
— судьи,
— Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и ауди-
торов Счетной палаты РФ,
— Уполномоченного по правам человека в РФ,
— Президента РФ, прекратившего исполнение своих полно-
мочий, а также кандидата в Президенты РФ,
— члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом
решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации (ст. 448 УПК);
32) принимать решение о выдаче иностранного гражданина
или лица без гражданства, находящихся на территории Российской
Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужден-
ных судом иностранного государства (ч. 4 ст. 462 УПК);
33) обращаться в любой суд надзорной инстанции с пред-
ставлением о пересмотре вступившего в законную силу решения и
(или) определения суда общей юрисдикции, рассматривавшего
гражданское дело (п. 1 ч. 4 ст. 377 ГПК);
34) в пределах компетенции прокурора в арбитражном про-
цессе обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 52 АПК);
35) осуществлять иные полномочия.
Приведенный перечень прав Генерального прокурора РФ не
является исчерпывающим. Помимо прав у Генерального прокурора
РФ есть и обязанности:
1) как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский
надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
2) ежегодно представлять палатам Федерального Собрания РФ
и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в
Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению
(ч. 7 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде-
рации»);
3) нести ответственность за выполнение задач, возложенных
на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре Рос-
сийской Федерации» (ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О прокурату-
ре Российской Федерации»);
4) иные обязанности.
В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или невоз-
можности исполнения им своих обязанностей его обязанности ис-
полняет первый заместитель, а при отсутствии Генерального проку-
рора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения
ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального про-
курора РФ в соответствии с установленным распределением обязан-
ностей между заместителями.
Порядок назначения на должность Генерального прокурора
РФ состоит из положений, определяющих орган, уполномоченный
на принятие данного решения, срок полномочий Генерального про-
курора, а также круг действий, которые имеют место в случае от-
клонения предложенной кандидатуры. Право назначения на долж-
ность сроком на пять лет и освобождения от должности Генерально-
го прокурора РФ предоставлено Совету Федерации Федерального
Собрания РФ на своем заседании. Представление о назначении Ге-
нерального прокурора РФ направляется в Совет Федерации Прези-
дентом РФ. Если за кандидатуру Генерального прокурора проголо-
совало большинство членов Совет Федерации, он считается назна-
ченным на должность. После чего Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания РФ приводит его к присяге. Содержание
теста присяги следующее: «Клянусь при осуществлении полномочий
Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федера-
ции, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые
законом интересы общества и государства».
Однако предложенная Президентом РФ кандидатура на долж-
ность Генерального прокурора РФ может не набрать требуемого ко-
личества голосов членов Совета Федерации и соответственно Гене-
ральный прокурор РФ не будет назначен. В таком случае Президент
РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации другую кан-
дидатуру. О назначении Генерального прокурора РФ на должность и
об освобождении его от должности сообщается в средствах массо-
вой информации (в печати).

Коллегия Генеральной прокуратуры РФ, порядок ее образо-
вания, состав, компетенция
В Генеральной прокуратуре создан совещательный орган,
именуемый коллегией. В состав коллегии Генеральной прокуратуры
РФ входят две группы должностных лиц, первые из которых явля-
ются членами коллегии в связи с назначением их на определенную
должность, вторые — прокурорские работники, назначаются в кол-
легию Генеральным прокурором РФ. По должности в состав колле-
гии входят Генеральный прокурор РФ, его первый заместитель и за-
местители.
Председателем коллегии является Генеральный прокурор РФ.
Каждое полугодие на основе предложений заместителей Ге-
нерального прокурора, руководителей управлений и отделов аппа-
рата организационным управлением Генеральной прокуратуры РФ
формируется план работы коллегии. Затем он утверждается Гене-
ральным прокурором РФ. В плане определяются проблемы, подле-
жащие рассмотрению, лица, ответственные за подготовку необхо-
димых материалов, сроки проведения заседаний коллегии Гене-
ральной прокуратуры РФ.
На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные во-
просы деятельности органов прокуратуры по обеспечению закон-
ности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского над-
зора и расследования уголовных дел, подбора и расстановки кад-
ров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Гене-
ральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федера-
ции и приравненных к ним прокуроров (п. 5.1.2 Регламента Гене-
ральной прокуратуры РФ).
По актуальным проблемам укрепления законности и проти-
водействия преступности могут проводиться совместные заседания
коллегии Генеральной прокуратуры РФ и коллегий правоохрани-
тельных, иных федеральных органов исполнительной власти.
Заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ могут про-
водиться и в расширенном составе, в том числе с участием предста-
вителей правоохранительных, контролирующих органов, других
министерств и ведомств.
Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противо-
речит интересам соблюдения государственной, иной охраняемой
законом тайны. Председатель коллегии на основе мотивированного
рапорта начальника управления информации и общественных свя-
зей решает вопрос о приглашении на заседание представителей
средств массовой информации и объеме предоставляемой им ин-
формации.
Обсуждение вопроса на заседании коллегии проводится в по-
рядке, определяемом ее председателем. Однако по согласованию со
всеми членами коллегии повестка дня может быть изменена или
дополнена.
На заседании ведется протокол, стенограмма, а по указанию
председателя коллегии — аудио- и (или) видеозапись.
Решение коллегии считается принятым, если за него проголо-
совало простое большинство присутствовавших на заседании чле-
нов коллегии. Любой из членов коллегии имеет право на особое
мнение. Особое мнение члена (членов) коллегии прилагается к про-
токолу заседания.
Решения коллегии, другие документы, подготовленные в со-
ответствии с решением коллегии, должны незамедлительно направ-
ляться по принадлежности.
Начальники управлений и отделов в обязательном порядке
доводят их содержание до сведения подчиненных работников, раз-
рабатывают меры по их выполнению (в необходимых случаях с
предварительным обсуждением на оперативном совещании), опре-
деляют ответственных исполнителей и организуют контроль ис-
полнения, о чем информируют организационное управление.

Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, его
структура
Центральный аппарат Генеральной прокуратуры состоит из
главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, а
также Главной военной прокуратуры.
Так в генеральной прокуратуре действуют следующие струк-
турные подразделения.
1) Главное следственное управление;
2) Главное управление по надзору за исполнением законов о
федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Се-
верном Кавказе;
3) Управление по надзору за исполнением законов и законно-
стью правовых актов;
4) Управление по надзору за соблюдением федерального за-
конодательства
5) Управление по надзору за исполнением налогового и та-
моженного законодательства;
6) Управление по надзору за исполнением законов на транс-
порте и в таможенных органах;
7) Управление по надзору за исполнением законов о феде-
ральной безопасности;
8) Управление по расследованию особо важных дел;
9) Управление по надзору за расследованием преступлений
органами прокуратуры;
10) Управление криминалистики;
11) Управление по надзору за законностью исполнения уго-
ловных наказаний;
12) Управление по обеспечению участия прокуроров в граж-
данском процессе;
13) Управление по обеспечению участия прокуроров в арбит-
ражном процессе;
14) Управление по обеспечению участия прокуроров в рас-
смотрении уголовных дел судами;
15) Управление по надзору за процессуальной деятельностью
органов внутренних дел и юстиции;
16) Управление правового обеспечения;
17) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;
18) Управление кадров;
19) Управление делами;
20) Управление организации работы, статистики и делопро-
изводства;
21) Организационное управление;
22) Управление методического обеспечения;
23) Международно-правовое управление;
24) Информационно-аналитический центр (на правах управ-
ления);
25) Управление информации и общественных связей;
26) Приемная;
27) Канцелярия.
Данный перечень структурных подразделений Центрального
аппарата Генеральной прокуратуры РФ не исчерпывающий.
Не являются структурными подразделениями Генеральной
прокуратуры РФ, однако находятся при ней и соответственно явля-

ются учреждениями (организациями) Генеральной прокуратуры РФ
также Научно-исследовательский институт проблем укрепления за-
конности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Научно-консультативный совет при Генеральной прокурату-
ре РФ
Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре
РФ осуществляет научное содействие органам прокуратуры Россий-
ской Федерации в выполнении задач, возложенных на них Феде-
ральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В за-
седаниях научно-консультативного совета рассматриваются вопро-
сы, связанные с организацией и деятельностью органов прокурату-
ры, после чего принимается решение, которое носит рекомендатель-
ный характер.
После принятия решение направляется руководству, которое
рассматривает вопрос о необходимости его практического использо-
вания. Иногда решения направляться в законодательные органы, а
также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры
РФ, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования про-
курорской практики.
Возглавляет научно-консультативный совет Генеральный про-
курор РФ. Он одновременно является председателем научно-
консультативного совета. Состав научно-консультативного совета
утверждается Генеральным прокурором РФ сроком на пять лет. По-
мимо самого Генерального прокурора сюда входят: заместители
председателя научно-консультативного совета, ответственный сек-
ретарь и члены научно-консультативного совета из числа ученых-
юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры,
других правоохранительных органов. Помимо членов научно-
консультативного совета для участия в его заседаниях могут при-
влекаться и иные лица: специалисты различных отраслей знаний, а
также руководящие и иные работники органов прокуратуры.
Компетенцию научно-консультативного совета составляют
следующие его права и обязанности:
1) обсуждать и вырабатывать научно-обоснованные рекомен-
дации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотвор-
ческой деятельности, правоприменительной практики;
2) рассматривать предложения по усилению борьбы с пре-
ступностью и правонарушениями, совершенствованию координации
деятельности правоохранительных органов, предварительного след-
ствия, государственного обвинения в суде;
3) обсуждать по поручению Генерального прокурора РФ про-
екты законодательных и иных актов, по которым в законодательные
органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы,
вносятся предложения об их принятии, изменении, дополнении или
отмене;
4) давать по поручению Генерального прокурора РФ эксперт-
ные заключения по поступившим в Генеральную прокуратуру РФ
проектам законодательных актов, подготовленных компетентными
органами;
5) вырабатывать с другими правоохранительными органами
согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с пре-
ступностью и охране правопорядка;
6) проводить по поручению Генерального прокурора РФ науч-
ные экспертизы по спорным или недостаточно урегулированным во-
просам применения законов, разрабатывать соответствующие реко-
мендации;
7) оказывать методическую помощь консультативным советам
прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и других
специализированных прокуратур, координировать работу этих сове-
тов.
Работа Научно-консультативного совета освещается в «Бюл-
летене Генеральной прокуратуры», журнале «Законность», других
изданиях и средствах массовой информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: