Аспектный подход к понятию образование.




Понятие «образование» сформировалось в философской традиции и имеет собственную историю развития. Это понятие является сложным и многозначным. При всей распространенности употребления слова образование, смыслы, вкладываемые в него, все еще нуждаются в уточнении и научном анализе. Аспектный подход к понятийному аппарату предполагает проведение его анализа с различных сторон, выявления особенностей или качеств, характеризующих каждую из сторон (аспектов) понятия. Можно выделить следующие основные значения понятия образование: образование как процесс, образование как деятельность, образование как система, образование как результат.

Сущностная, ведущая характеристика образования определяется через его процессуальность. Процесс (от лат. Processus – продвижение) – это последовательная смена явлений, состояний, изменений в ситуации движения чего-либо.

Традиционно образование понимается как «педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательные, культурно-воспитательные и др. учреждения) – движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания». (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика, М., 2000, с. 80-83). Образование, с этой точки зрения, отождествляется с педагогическим процессом и включает в себя процессы обучения и воспитания. Соответственно, обучение рассматривается как процесс, «направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (умений и навыков)», а воспитание как «специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах» (то есть, формирование личности воспитанника с заданными обществом качествами педагогическими средствами). (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика, М., 2000, с. 86).

Однако существует и иное понимание процесса образования, опирающееся на гуманистическую традицию. Оно исходит из разведения образовательного и педагогического процессов как принципиально различных. Слово «образование» имеет в своем составе слова «образ» (лицо, облик, икона) и «раз» (целое, единица). Образование – это внутренний процесс развития человеческих Образов, которым человек следует в течение своей жизни. Образовательный процесс шире, чем педагогический, он связан с движением человека, его становлением как целого, имеющего свое собственное, непохожее на других, лицо – индивидуальность. Образованию человек не научается, и разучиться ему также не может, образование не может закончиться, завершиться – это непрерывный самовозрастающий процесс преображения образов человека и мира. Образование человека рассматривается как целостный процесс его становления и развития.Процесс образования определяется четырьмя основными факторами: природным (наследственность), социальным (среда, окружение человека), педагогическим (осознанное влияние другого), субъектным (я сам, как субъект саморазвития). Каждый из указанных факторов оказывает влияние на человека, на процесс его становления как субъекта (распорядителя собственных сил), активно действующего в обществе и природе.

Педагогический процесс рассматривается как один из факторов образования, целенаправленно организованный процесс взаимодействия учителя и ученика. Свое название педагогика получила от соединения двух древнегреческих слов: «paido» - дитя, ребенок и «gogos» - вести. Педагогический процесс – формирование внешних и внутренних условий для целенаправленного развития ученика, создаваемых под руководством (при поддержке) учителя.

Обучение и воспитание призваны обеспечить желательную для общества и личности трансляцию и, соответственно, присвоение социального опыта, культуры, систематизированных в социальных ценностях, знаниях, умениях, навыках. Обучение может трактоваться как «целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека», а воспитание – как «целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека». (Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996, с.10). Соответственно, в рамках педагогической науки проектируются дидактические (обучающие) и воспитательные технологии, стремящиеся к осознанному управлению человеческим развитием и саморазвитием с использованием диагностических средств по общей схеме: «цель – средство – контроль».

Образование как деятельность – специфическая форма активного отношения человека к миру и к самому себе, выражающаяся в целесообразном и осознанном преобразовании себя и саморазвитии. Деятельность описывается в следующих категориях: субъект, ценность, цель, мотив, потребность. Образовательные потребности – нужда в саморазвитии, необходимом для поддержания жизнедеятельности личности, общества, побудитель образовательной активности. Образовательный мотив – побуждение к образовательной деятельности при осознании потребности, комплекс факторов, направляющих и побуждающих образование человека. Мотивация образования – 1) система образовательных мотивов личности, социальной группы, общества; 2) процесс формирования образовательных мотивов. Ценностьобразовательная – значение, придаваемое личностью, социальной группой, обществом предмету, явлению, процессу как фактору удовлетворения образовательных потребностей. Цели образования – образ достигаемого результата, модель этапа в развитии и саморазвитии субъекта. Субъект образования – человек как распорядитель собственных сил, способный к осознанному саморазвитию. Образовательная деятельность субъекта (его педагогическая самодеятельность) нуждается в педагогической и психологической поддержке – помощи педагога-профессионала в решении проблем и задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием учащегося.

Педагогическая деятельность включает в себя обучающую и воспитательную деятельности. Традиционный подход, сложившийся в авторитарной школе, исходит из субъектной (активной, влияющей, воздействующей) позиции учителя и объектной (пассивной, поддающейся влиянию из вне) позиции ученика в педагогической деятельности. Ценности и цели общества, государства рассматриваются как приоритетные задачи по преобразованию ученика. Ученик выступает как материал для формирования социальных и государственных моделей. Сущность педагогической деятельности учителя описывается в терминах «воздействие», «формирование», «руководство», «стимулирование». Суть ее заключается в том, как принудить ученика обучаться и воспитываться, то есть, делать то, чего ему не хочется, но он должен из высших социальных интересов.

Сегодня все более популярным становится другой подход к педагогической деятельности – личностно-ориентированный. Он исходит из признания самостоятельной ценности человека и права ученика на субъектную позицию (система равноправных отношений учитель-ученик, центральное место в учебной и воспитательной деятельности). Соответственно строится принципиально иной ряд педагогических терминов: «взаимодействие», «саморазвитие», «поддержка», «мотивация». Смысл заключается в том, чтобы найти такие педагогические средства, которые смогут сделать образовательную деятельность интересной для ученика, чтобы он стал субъектом саморазвития и этот процесс направлялся бы изнутри, его собственными потребностями и ценностями.

Представить образование в виде системы означает выделить: а) составные элементы, б) связи-отношения между ними, в) условия, в которых реализуются связи-отношения, а элементы образуют целостность.Системно-организованная педагогическая деятельность сегодня получила название «педагогической технологии ». Под педагогической технологией понимают «концептуально взаимосвязанные между собой задачи и содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося». (Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995, т.1., с.68). Слагаемыми (элементами) педагогической технологии являются: позиции учителя и ученика в педагогическом процессе, определяемая этими позициями и связанная с социальным заказом общепедагогическая цель, проектируемое соответственно цели содержание обучения и воспитания, выбираемые способы организации педагогического взаимодействия (формы и методы обучения и воспитания). Иными словами, сущность педагогической технологии раскрывают ответы на следующие вопросы: «кто и кого обучает и воспитывает?», «зачем организуется обучение и воспитание?», «чему планируется обучить и какие качества воспитать в учащемся?», «как будет построен процесс взаимодействия учителя и ученика?». Образование как система способно к саморегуляции и адаптации, то есть, к определенным целесообразным изменениям, обусловленными как внутренними, так и внешними факторами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: